Самые большие системы фьордов в мире находятся в восточной Гренландии: Это фьорд Короля Оскара и также фьорд Скорсби. Именно в них находятся уникальные рисунки геологии нашей планеты, возраст которых достигает 2 миллиардов лет. На этих вертикальных панно высотой доходящих до 600-800 метров, слоями расписаны геологические эпохи.
Вот как это может выглядеть.
Путешествуя на борту корабля, ты буквально примагничиваешься к этим величественным видам, и едва не пропускаешь свой обед, который проводится разумеется строго по расписанию и не уходишь внутрь в теплую кают-компанию, разве только за очередной чашкой бесплатного кофе или горячего чая, чтобы быстро согреться и продолжить свою головокружительную цвето-панораму видов.
Во фьорд Короля Оскара мы въехали сразу после заворота у острова Имер, прогулке по которому я посвятил три последних заметки. Там тоже были совершенно необычные расцветки гор и камней, самое яркое пожалуй пока мое впечатление из Восточной Гренландии.
Гренландия - Суровая и Прекрасная (1)
Гренландия — Суровая и Прекрасная (2)
Гренландия - Суровая и Прекрасная (3): Остров Имер
Все что мы наблюдаем с миниатюрного борта корабля — это метаморфические скалы, то есть горные породы вышедшие со временем из глубин земли где их миллионы лет подвергали воздействию высокой температуры, большого давления и различных газовых и водных растворов — своего рода продукт нашей планеты Земля, как уже не очень Юного Химика.
В конечном итоге за 2 миллиарда лет, чего только с этой породой не происходило. Для контраста соседней Исландии всего несколько десятков миллионов лет, поэтому Гренландия настоящий патриарх в сравнении с этим выделывающимся для инстаграмма юнцом.
Ширина фьорда короля Оскара достигает 15-20 километров, но в основном течении думаю все же не больше 10 километров, так как хорошо были видны скалы с обоих сторон.
Я не геолог и не претендую на какие-то особые знания в этой области, но даже мне ясно насколько разнообразна может быть наша планета, если она способна создавать такие формы с своем разрезе.
Своим названием фьорд обязан королю Оскару II, который правил одновременно Швецией и Норвегией в конце 19 — начале 20 века и во время которого норвежцы исследовали этот фьорд.
Вертикальная стена иногда (редко) прерывается и к берегу фьорда подступают долины. Но их еще надо поймать в объектив.
Основным же развлечением по пути становятся айсберги самых разных форм и размеров.
Только кажется, что этот айсберг маленький, думаю, что он не меньше того, который в свое время выплыл из одного из гренландских фьордов и потом нечаянно утопил Титаник.
Во многих из них есть отверстия, которые формируют или гроты или арки. Сначала более мягкий лед вымывается морем и формируется грот, а потом уже из грота получается арка. Потом она в какой-то момент разрушается и айсберг делится тем самым на два.
Фьорды в своей глубине подходят непосредственно к гренландскому ледяному щиту. Он-то и производит эти айсберги, отправляя их с напутствием удачи в странствие по мировому океану, пока не растают или не найдут свою жертву )
Вспоминая фильм Титаник, мне сразу вспоминается не та сцена, где герои Лео Ди Каприо и Кейт Уинслет стоят расправив руки будто крылья на носу корабля, а та сцена с музыкантами, которые отказывались прекращать свою игру до самого последнего момента.
Классическая музыка идеально подходит для этих видов и для прогулки по такому фьорду.
В этой поездке мы не высаживались на айсберг (хотя надо еще посмотреть фото, вдруг я забыл), а вообще как идея, она всегда мне кажется довольно привлекательной.
Можно было бы применять ее например к пропустившим обед на корабле :-)
Кстати интересный факт, о котором я раньше не знал. Гренландия, включая ее шельф и часть Атлантики к востоку от нее, относится к Канадскому щиту — плите формирующей как минимум всю восточную и северо-восточную часть Канады.
И тем самым геологически Гренландия конечно же в текущей геологической эпохе является частью Северной Америки, и никак не Европы, как возможно думают датчане.
И здесь скрывается огромный потенциал для горно-рудной промышленности так как именно на этом щите в Канаде добывают довольно много цветных металлов. Пока мешает отдельный политический статус Гренландии, как заморской территории Дании, ледяной щит покрывающий большую ее часть, но довольно стремительно таящий и национальный парк, занимающий довольно большой процент ее территории.
Но как говорит китайцы, мы живет в эпоху перемен...
Скоро они дойдут и до Гренландии, которая уже делает разные заходы в плане получения независимости от Дании. Да и на шельфе разделяющем Гренландию от Канады уже много чего нашли включая нефть и газ.
По мере нашего движения айсбергов становилось больше. Наверное это связано с разной скоростью течения в изгибающемся фьорде.
При этом фьорды Восточной Гренландии уникальны тем, что с одной стороны они в свое время пристыковались к канадской платформе, с другой стороны эта зона так называемых каледонид отделена от щита глубочайшими разломами — теми самыми фьордами Востока Гренландии, по которым плавают наши красавцы айсберги.
К каледонидам или геологии каледонской эпохи, относятся все острова севера Атлантики включая Великобританию и Фареры. А вот Исландия как я уже говорил гораздо моложе и она возникла не так давно в результате вулканических процессов на средне-атланическом хребте.
Если кому-то эту тема более интересна, даю короткую выдержку из геологического обзора Гренландии:
В свободной от ледникового покрова зоне Восточной Гренландии развит каледонский складчатый пояс. Несомненно, что длительная геологическая история Северо-Восточной Гренландии имеет сложный характер. Древнейшие наблюдаемые в этой части острова породы составляют метаморфический комплекс основания неизвестного возраста, возможно, подверженный многократным циклам магматизма и метаморфизма, прежде чем наступила стабилизация Гренландской платформы, на которой отложились кластические осадки более позднего времени.
Древняя последовательность отложений представлена мощными вулканогенными породами, кластическими отложениями, базальтовыми силлами, дайками и потоками. Этот древний комплекс назван Л. Кохом Гренландиан
Теперь понятней — мы просто плывем по стране Гренландиан!
В некоторых местах очевидно из-за выхода на поверхность магнезия, горы приобретают рыжий или красный оттенок.
Что в сочетании с бурыми цветами уже осенней тундры выглядит совершенно фантастически.
Вот здесь хорошо видно как тундровый ковер расстилается по небольшим горным долинам.
А с айсбергом, проплывающим случайно мимо, это настоящий сюр и мечта для фотографа.
С палубы мы пытались рассмотреть любую активность на этих тундровых полянах. например увидеть стадо овцебыков и организовать туда высадку, но все было тщетно — в этом краю живности не было, это был край для эстетов.
Хотя разглядеть спустившихся со снежной поляны на поляну тундровую овцебыков на такой вот поверхности даже в мощный бинокль не так-то просто. Дело в том, что выглядеть они будут крошечно и только если они будут двигаться, а не стоять на месте, есть шанс что-то там узреть.
Долины заканчиваются и начинаются вот такие отвесные стены.
Для умственной разминки, если высота этого айсберга 15 метров, то какова высота этой стены?
Думаю метров 100 в этом месте не выше, и это еще маленькая стенка по сравнению с другими которые мы видели и еще увидим.
Вот здесь я думаю уже метров 400-500... и отлично видно как эта метаморфическая слоеная скала под углом примерно в 30 градусов вышла из глубин Земли. Слоеный торт Гренландиан!
Вся кухня Аида как на ладони. И столь же удивительно отсутствие животных в этом красивом месте. Где например киты и тюлени, который так много в Западной Гренландии? и даже птиц мало, а значит что и рыбы почти нет в этом царстве айсбергов...
На самом деле именно ледяное течение, обступающее Гренландию с востока всему виной. Здесь одни из самых холодных вод в мире, холоднее чем например в Северном Ледовитом океане, или как минимум его западной части к северу от той же Гренландии куда своей теплой рукой дотягивается Гольфстрим.
Поэтому искупаться на этом пляже дело для сильных духом! Мы кстати чуть позже искупаемся в Гренландии — расскажу еще.
Закончу этот рассказ еще несколькими фотками айсбергов, все-таки они неотъемлемая часть этого неповторимого нигде в мире геологического пейзажа.
Еще более интересные виды нас ждут в продолжении этого рассказа, где я надеюсь доказать, что устать от него в принципе невозможно и, если вдруг вам покажется, что более ничего интересного, эта часть Гренландии предложить не сможет, то "сюрприз-сюрприз"...
Не считая самой настоящей Годзиллы, которая вышла поприветствовать нас на берег фьорда... После этого я уже не удивлялся отсутствию животных в этих краях, ведь ей надо же чем-то питаться в самом деле...
В общем ледяной всем привет из фьорда Короля Оскара, продолжение следует...