После посещения Храма Майя Деви (Священный сад)На родину Будды. Лумбини. Храм Майя Деви, где, сидя под деревом Бодхи, я достиг той степени просветления, чтобы сделать для себя вывод, что в целях дальнейшего просветления нужно не засиживаться под деревом, а идти дальше.
Путь мне указали монахи. Он вёл к маленькому золотому Будде.
Монахи несли непустые вёдра. Это, скорее всего, символизировало то, что путь этот будет нелёгким.
Так это и получилось. Но я и не ищу лёгких путей!
Вообще, территория Парка Лумбини – огромная. Его строительство началось в 1994 году и продолжается по сей день.
Непальцы разрешили построить на территории парка всем буддийским странам мира свои храмы. Сколько их сейчас? Затруднюсь ответить. Наверное, около четырёх десятков. Во всяком случае участков под строительство выдано 42. Обойти их пешком за день сложно, особенно когда, как в моём случае, температура воздуха скаканула к +40 градусам.
Впрочем, поначалу, когда утреннее солнце ещё не проявляло температурную агрессию, я отказался от предложений многочисленных электрорикш, которые за тысячу рупий рекомендовали воспользоваться их услугами, и отправился осваивать Монастырскую зону пешедралом.
Территорию парка за Маленьким Буддой делит канал на восточную и западную часть.
Как и христианство, буддизм не однороден.
Поэтому справа, т.е. с востока от канала, располагаются храмы сторонников хинаяны (Ваджраяны) — Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма, Камбоджа и др.
С запада (т.е. слева) — религиозные комплексы стран, где распространена махаяна (Тхеравада) — Япония, Китай, Корея и др.
Я начал с осмотра храмов древнейшего направления в буддизме – хинаяны. И первым попался на моём пути камбоджийский храм. Впечатление о нём осталось наиболее ярким из всего, что я увидел в этот день.
Я даже не поленился разуться, чтобы пройти вовнутрь и полюбоваться его интерьером.
По соседству располагался комплекс Мьянмы.
В общем, тоже очень впечатляющий.
Чего только стоит одна Золотая ступа?!
Всё бы хорошо, но вот дорожки между храмами абсолютно были не обустроены, а солнце начало жарить меня по-настоящему.
Поэтому, чтобы объять хотя бы часть необъятного, я обратился к рикше, который возил других туристов. Он связался по телефону с коллегой, и пока я осматривал индийский храм, тот прибыл за мною.
К слову, смотреть в индийском храме практически нечего: простой – снаружи, такой же – внутри.
Зато соседний тайский храм порадовал своим белоснежным изяществом, изумрудной зеленью газонов.
Ну, а дальше на трясучей таратайке мы с её водителем перебрались в западную, более «заселённую» часть Монастырской зоны.
Сингапур.
Непал.
Германия.
Япония.
Франция.
Вьетнам.
Австрия.
Китай.
Южная Корея.
Кроме буддийских храмов, представляющих ту или иную страну, здесь можно увидеть классический тибетский монастырь — Кarma Samteling monastery. Здесь живут и обучаются молодые монахи.
Может возникнуть вопрос: в этом буддийском интернационале, в котором представлены даже совсем небуддийские страны, например, Германия, Франция, Австрия, есть ли место для России? Ведь хоть буддизм в России активно исповедуют только 500 тыс. человек, это всё равно больше, чем в европейских странах.
Ответ, увы, отрицательный. И это очень странно.
Впрочем, думаю, со временем российский храм здесь всё же появится. Вряд ли местные власти будут чинить этому препятствия. Так что было бы желание и деньги у отечественных буддистов, а храм здесь россияне вполне могли бы соорудить.
Ну, а я, уже окончательно утомлённый солнцем и ужасной тряской на электрорикше, велел своему вознице доставить меня в отель.
Прогнозируемо, тот меня доставил совсем в другое место. К такому тугодумию местных водил я уже привык и поэтому не очень удивился очередному случаю.
Было около 14.00, столбик термометра приблизился к 40 (на солнце, думаю, были все 50). Ни за какие коврижки мне уже не нужны были буддийские святыни, монастыри и пр., какими бы чудесными они не были!
Включив вентилятор, приняв прохладный душ, я разлёгся на просторной кровати в отеле и продремал до 18 часов.
Затем сотрудник отеля любезно доставил меня на своём байке до автостанции. Откуда я ночным рейсом отправился обратно, в Катманду.
Прощай Лумбини, я получил здесь всё, что ожидал. И на том спасибо!