86 материалов по 25 объектам, 1 973 фотографии
- GPS
- Узбекистан, Khodja Nurobobod Str., Buxoro
Кош-медресе Мирзо Улугбека и Абдулазиз-хана. Ч.5
Обсерватория и музей Мирзо Улугбека
По его указанию были построены три медресе – в Бухаре (1417), Самарканде (1417-1420) и Гиждуване (1433).
Бухарское – первое, старейшее медресе из сохранившихся в Средней Азии. Это было учебное заведение не только для изучения Корана, а центром общего образования и развития науки.
Способные ученики оставались в медресе по 15-20 лет, затем сами начинали преподавать своим ученикам.
От ансамбля Пои-Калян, мимо торговой площади Таки-Заргарон, на восток, идёт улица Ходжи Нуробо к былым воротам Мазара.
Под защитой сакральной башни Калян. Ч.4
.
Здесь сложился средневековый ансамбль Кош-медресе, соединяющий мастерство двух эпох бухарского зодчества – XV и XVII веков. В него входят два замечательных памятника архитектуры – медресе Мирзо Улугбека и медресе Абдулазиз-хана.
Медресе Мирзо Улугбека.
Это типичное здание медресе, по образцу которого возводились медресе в других городах, с двором и парадным входом, украшенным высоким порталом. Вход раздваивался поперечным коридором с внутренней мечетью и лекторием для студентов.
На втором этаже, над входом, находилась библиотека. Фасад медресе имеет два крыла с двухъярусными лоджиями и с обеих сторон его закрывают две башни, которые заменяли минарет.
Главное украшение здания медресе это мозаичные узоры портала из эмали и цветных плиток.
Фасад арочного портала обрамляет керамический витой жгут, что характерно для XV века.
В мотивах орнамента преобладают астральные элементы, что можно связать с мировоззрением Улугбека как астронома.
Выкладки из поливных кирпичей, формирующих геометрические узоры и куфические надписи в оформлении внешних и внутренних фасадов, очень искусны, но мозаичный и майоликовый декор довольно скромен. Немногое сохранилось от XV века, так как при каждом ремонте грубоватые майоликовые облицовки заменили выпавшие изразцы.
В тимпане портала имеется мозаичный медальон, в котором указано имя зодчего — Исмаил ибн Тахир ибн Махмуд Исфагани.
Интересную архитектурную деталь составляет дверь, украшенная тонкими столярными наборами. В верхней части двери вырезан афоризм: "Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки", а надпись на бронзовой пластинке для стука в дверь гласила: "Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый миг открыты двери божьего благословения".
Жилые худжры – неизменная принадлежность медресе. В них студенты жили на протяжении всего срока обучения. Худжра представляла собой жилище с лоджией-айваном перед входом на первом этаже и проходной галереей – на втором.
Здание медресе Улугбека, дошло до нас в изменённом виде.
В 1585 году при Абдулла-хане II (1583-1598) здание медресе было облицовано майоликой.
В 1586 году по инициативе и поддержке влиятельного джуйбарского шейха Ходжа Саъда были отремонтированы внешний портал и все кельи с использованием изразцов с надписями и узором. Позже повреждённые временем части здания ремонтировались в XVII столетии.
Медресе Абдулазиз-хана.
Напротив медресе Улугбека возвышается памятник расцвета среднеазиатской архитектуры XVII века, начало которому было положено в самаркандских постройках Тимуридов.
Усыпальница Великого Завоевателя
.
Медресе возвёл в 1651-1652 годах главный придворный зодчий Мухаммед-Салих на средства и по приказу узбекского правителя из династии Шибанидов — Абдулазиз-хана.
В зодчестве Бухары XVII века строители устремились к достижениям прежних эпох, к традициям увлечения обильным дорогостоящим декором XVI века и более раннего времени.
При этом уже наметилась прогрессивная линия развития крупных городских архитектурных ансамблей. В эту эпоху наиболее активное строительство велось в Бухаре при Абдулазиз-хане.
При нём в Бухаре было выстроено несколько крупных медресе, но это было наиболее крупным и выразительным из всех бухарских построек. Медресе Абдулазиз-хана строилось одновременно с медресе Тилля-Кари в самаркандском Регистане.
Регистан. Золотая мечеть Тилля-кари
За образец планировки медресе Абдулазиз-хана было принято медресе Мири Араб.
Когда Абдалазиз-хан скончался в Бухаре 16 мая 1550 года, то был похоронен рядом с отцом в медресе Мири Араб.
Строительство было закончено в 1652 году, оно составило кош-медресе с медресе Улугбека.
Оно занимает особое место среди памятников Бухары по богатству художественной отделки.
По замыслу Абдулазиз-хана, его медресе должно было по масштабам и роскоши декора затмить давнюю постройку Улугбека и символизировать могущество правителя. Абдулазиз-хан стремился создать эпохальное сооружение и это ему удалось. Художественный декор по технике достиг своего апогея.
Оба памятника, разделенные более чем двумя столетиями (1417 и 1652 ), как бы соперничают между собой в архитектурно-художественном убранстве. Если медресе Улугбека отличается гармоничностью форм и скромностью в отделке, то медресе Абдулазиз-хана изменило размеры и пышно-роскошный декор.
Архитектура Ислама заключила в себе два самостоятельных начала: блистательный фасад входа и замкнутость, изолированность внутренних помещений от внешнего мира.
Медресе Абдулазиз-хана не превзошла своего образца — медресе Мири Араб: всё грузно и как-то тяжеловесно, нет такой пропорциональности целого и частей, кружевной проработки деталей.
Богато проявилось великолепное декоративное искусство — мозаика, майолика, роспись, резьба по ганчу и камню. Цветовая гамма стала более пёстрой, в неё активно введены жёлтые и зелёные цвета, что не характерно для бухарской палитры, но это даже плюс — надо выделяться изюминкой.
Кош-медресе, как часть "Исторического центра города Бухара" в 1993 году было включено в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Адрес:
Khodja Nurobobod Str., Buxoro
Дешёвый ✈️ по направлению Бухара