Начало знакомства с Анкарой я описал в предыдущем материале Анкара. Аныткабир и Музей анатолийских цивилизаций.
Осмотрев богатейшую коллекцию древних артефактов Музея анатолийских цивилизаций, мы выдвинулись к следующему пункту запланированного маршрута – к Ankara Castle (исторической крепости).
Кому-то, возможно, покажется неожиданным, но Анкара намного древнее знаменитого Стамбула-Константинополя. Город существовал здесь еще при хеттах, правда, от него ничего не осталось.
Анкара входила в состав разных империй — персидской, македонской. В 278 г. до н.э. центральные районы Анатолии были захвачены кельтским племенным союзом галатов, пришедших с Балкан. Их сменили римляне, затем византийцы, турки-сельджуки, крестоносцы, потом снова турки. В 1402 году Тамерлан разбил под стенами Анкары османского султана Баязида Молниеносного…
Собственно, Ankara Castle (её называют также крепость Хисар или Цитадель) пережила все эти многовековые исторические перипетии.
Хисар наилучшим образом сохранилась из всего древнего, что осталось в Анкаре.
От Музея анатолийских цивилизаций (он, кстати, тоже располагается в древних постройках) до крепости Хисар – метров пятьсот.
По некоторым данным эта крепость была построена хеттами в XII веке до н.э. В III в. до н.э. с Балкан сюда пришли кельты, которые достроили и расширили цитадель. Сменившие кельтов римляне продолжили их дело — основания нынешних стен крепости относятся к временам Римской империи. Но большую часть укреплений в цитадели возвели византийцы в IX веке, основательно её перестроив.
Крепость много раз и после этого перестраивалась и реставрировалась. Она окружена двойным кольцом крепостных стен толщиной до 8 метров.
Внешние стены (Орта-кале) были возведены во времена Византийской империи в IX веке при императоре Михаиле II. Сохранились они плохо: сказались многочисленные сражения у стен сооружения.
Внутренние стены (Ичкале) возведены в VI веке, дошли до современности практически в первозданном виде.
Мы подошли, как подходят и большинство посетителей крепости, к Гюней Капы (Южным воротам). Это проход во внешний город.
Эти ворота называют также Пармак Капысы (Ворота пальца), либо Саатли Капы (Часовые ворота) из-за часов на 8-гранной башне.
Кстати, башня — это и есть тот «палец», на котором позднее поместили часы. Ворота пальца соорудили римляне в VI веке, т.е. им 1500 лет!
Небольшую площадь перед воротами явно подготовили для туристов.
Вот на таких симпатичных лавочках, явно не римско-византийской эпохи, предлагают отдохнуть приезжим.
Сразу за воротами начинается «сувенирная» улочка.
Всё здесь рассчитано на нашего брата – туриста.
Большинство туристов, проникая в крепость, этим небольшим пространством и ограничивают своё внимание.
Турки здесь активно реставрируют местные особняки, потом их используют под рестораны и сувенирные магазины.
Но большая часть Цитадели — это настоящие жилые кварталы, очень старые и довольно фотогеничные.
Во внутренней крепости Анкары (Ичкале) можно оказаться, пройдя через эти ворота.
Таким образом мы подошли к самой большой башне в Цитадели — Шарк Кулеси.
Обратите внимание, из какого материала построены стены башни. В качестве стройматериала использовались монументы, колонны, саркофаги, могильные плиты. Кое-где можно даже увидеть вмонтированные в стену элементы древнего водопровода – акведука. Кто-то метко назвал эти материалы вторсырьём.
Сейчас Шарк Кулеси используется как туристическая смотровая площадка, причём едва ли не лучшая в городе.
Отсюда отлично видна и самая высокая точка Цитадели Анкары – башня Ак Кале (Белый замок).
Построенная в VI веке, она использовалась в качестве наблюдательного пункта.
Добраться до неё можно, а вот вход туда для туристов закрыт.
Ну, и Бог с ней. Собственно, и времени на это у нас не было.
У нас, учитывая то, что день подходил к концу, был выбор: отправиться от крепости Хизар к Мечети Коджатепе (самой большой в Турции) или уделить внимание другому любопытному месту Анкары — тюрьме-музею Улуджанлар.
Расстояние в обе точки было примерно одинаковым – чуть больше километра.
Посоветовавшись, решили идти в тюрьму, поскольку крупные исторические мечети мы планировали посетить в Стамбуле. Ну, а новодел, пусть и крупнейший в стране, нас интересовал меньше.
До улицы Улуджанлар, которая ведёт к одноимённой тюрьме, мы прошлись по узким симпатичным улочкам, старые дома которых полностью ориентированы на интересы приезжих.
В них размещены сувенирные лавки, антикварные магазинчики, кофейни и пр.
В одном из строений расположился Музей Рахми М. Коча. Точнее, видимо, филиал стамбульского музея.
Конечно, такой музей техники меня интересовал, но мы намеревались в перспективе посетить основную экспозицию музея в Стамбуле. Поэтому прошли мимо этого интересного места.
Преодолев около километра по пыльной невзрачной улице Улуджанлар, мы, наконец, оказались у ворот Ulucanlar Prison Museum.
Ulucanlar – тюрьма не обычная. Это политическая тюрьма в Анкаре, открытая во времена становления республики. Она была самой большой и практически единственной до 1969 года.
Множество известных в Турции деятелей культуры, науки, политики прошли через её застенки. Ввиду использования здесь изощрённых средств наказаний, пыток и проведения казней тюрьма вызывала страх у жителей Турции, и приводила к напряжённым отношениям руководства страны с международными правозащитными организациями.
Тюрьма Улуджаналар была построена на окраине Анкары на месте заброшенного кладбища в 1923 году и изначально использовалась в качестве военного склада.
В 1925 году согласно решению Министерства внутренних дел здание склада перепрофилировали в тюрьму для противников деятельности молодого республиканского правительства.
В отличие от других тюрем, Улуджанлар задумывалась как место одиночного заключения, где люди находились в одиночных камерах и по большей части были лишены общения.
Пишут, что производимые здесь пытки тишиной порой были ужаснее телесных истязаний. Благодаря толстым стенам и хорошей звукоизоляции люди не выдерживали долгого пребывания в одиночестве и срывались на крик, чтобы хоть как-то снять напряжение.
Подобные места заключения по западной классификации известны как тюрьмы строго режима F-типа с внутренним и внешним контролем над заключёнными склонными к побегу.
Правда, менее идейно опасные противники действующих режимов помещались в просторные камеры на 4-6 и 30-40 человек, где им позволялось оформлять подобие домашнего быта.
В случае примерного поведения заключённым устраивали нечастые киносеансы и организовывали прогулки на свежем воздухе в одном из внутренних двориков.
Через застенки центральной политической тюрьмы Анкары прошли сотни известных заключённых республиканского масштаба, значимых в Турции, но мало известных за рубежом.
Из деятелей мирового масштаба можно отметить Мустафу Бюлента Эджевита, преемника Исмета Инёню в Республиканской народной партии, неоднократно побывавшим на посту премьер-министра Турции, где отметился бурной внутренней и внешнеполитической деятельностью.
Официально установлено, что в период с 1926 по 1982 годы здесь были казнены 19 человек.
Наибольший резонанс общественности вызвала казнь юноши 16 лет Эрдала Эрена, которого обвинили в убийстве сотрудника службы безопасности во время акции протеста 2 февраля 1980 года. Несмотря на то, что экспертиза установила гибель сотрудника от рук неустановленного лица, суд приговорил молодого человека к смертной казни, а чтобы «преступник» выглядел «посолиднее» добавили к его возрасту ещё год.
Последняя казнь в тюрьме была приведена в исполнение в 1982 году над Али Бюлент Орхан, который поддерживал идеи коммунистических лидеров.
В Османском государстве были специальные палачи, которые входили в постоянный штат при правителях. В современной Турции такой должности не было. Палачей на время казней находили через органы безопасности. К примеру, если зарплата обыкновенного служащего в месяц составляла 10.000 лир, то палачу платили за ночь 15.000 лир.
В общем, хоть и незавидная, но высокооплачиваемая работёнка!
Постановления о казни всегда печатали в официальной газете. Но в день казни газеты не продавались; власти, опасаясь срыва, протестов и провокаций, обычно придерживали продажу газет и давали команду только после окончания процедуры.
В 2006 году заключенных политической тюрьмы Улуджаналар перевели в новую государственную тюрьму Анкары, а старое здание городские власти решили превратить в необычный музей.
Здание тюрьмы было отремонтировано, заказаны в Китае 28 восковых фигур для камер, собраны личные вещи наиболее известных узников, восстановлены надписи на стенах.
Конечно, следует признать, что открытие музея-тюрьмы – смелое решение турецких властей. Ведь открыто заявить о своих исторических ошибках и показать миру не самую лицеприятную сторону истории страны – довольно редкий прецедент., особенно в странах Востока.
Вообще, посещение мест лишения свободы хоть и представляет интерес для большинства людей, но чаще всего оставляет довольно тягостное чувство.
Ну, а для тех, кто хочет испытать в некоторой степени то, что чувствовали здесь в прошлом заключённые, здесь для особо искушённых посетителей ввели услугу «камера на час».
Предварительно согласовав свой визит, посетитель конвоируется в наручниках в одиночную камеру, предварительно сдав все свои вещи и остаётся в ней на один час, отрезанный не только от всего остального мира, но и звуков. В общем, всё по-серьёзному, хоть и ненадолго. Для менее искушённых, пишут, ввели программу на 15 минут.
Мы таким образом искушать себя не стали. Выйдя из ворот тюрьмы, мы с удовольствием ощутили себя свободными. И свободно выбрали свой путь назад, к отелю.
Адрес музея: Hacettepe, Ulucanlar Cd. No:63, 06030 Altındağ/Ankara, Турция.
Работает музей ежедневно с 10.00 до 17.00. Выходной – понедельник.
Плата за вход – 9 лир.