Аланья! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!…
Пушкин, разумеется, так говорил о Москве. Но, думаю, что для нынешнего поколения россиян такое перефразирование классика вполне актуально. Наряду с Антальей, Аланья стала в последние годы едва ли не самым притягательным местом на земле, куда в буквальном смысле слетаются сотнями тысяч россияне.
Мой визит, сначала в Анталью, ну, а затем в Аланью, — своего рода проверка на месте того, чем же привлекают эти города соотечественников.
Анталья двумя днями ранее успешно прошла эту проверку. Действительно, город и его окрестности могут удовлетворить самые разнообразные интересы приезжих. Теперь настала очередь Аланьи.
Переезд из Сиде, где мы останавливались на ночь, в Аланью — каких-то 60-65 километров. Он занял около часа.
По дороге то справа, то слева – череда отелей различного масштаба и звёздности.
К 9 часам утра мы припарковали автомобиль возле Le Morе Apart Hotel.
2 просторные комнаты отеля за 26 евро, согласитесь, — вполне приличный вариант очередной остановки в поездке по стране.
Единственно, что не понравилось, так это стремление здешнего администратора «скосить» с нас доплату за кондиционер и больший по площади номер.
Пришлось долго и нудно объяснять, что на дополнительную площадь мы не претендуем, а кондиционер в забронированном помещении и так предполагается, на что указывают условия бронирования.
Распечатка на русском языке вызвала у турка реакцию типа «твоя моя не понимает». Но я непреклонно стоял на своем и доплачивать не собирался. После 10-15 минут препирательств турок сдался и передал нам ключи от номера.
Оставив вещи в номере, мы отправились обследовать Аланью.
Наш отель находился в 5-7 минутах ходьбы до Abdurrahman Alaettinoğl Park, который примыкает непосредственно к пляжу Клеопатры.
Парк Abdurrahman Alaettinoğl – очень чистый, приятный, ухоженный.
Поутру здесь почти нет людей. Да и на пляже Клеопатры — народу не густо.
Очевидно, отдыхающие в этот не ранний утренний час имеют обыкновение нежиться в гостиничных номерах.
Пляж с виду – отменный, вполне благоустроенный. Но пока мы не намерены были им
воспользоваться, поскольку первый пункт осмотра Аланьи для нас – пещера Дамлаташ.
Название пещеры происходит от двух турецких слов: damla — капля, taş — камень. Её назвали так, потому что внутри пещеры капли воды непрерывно капают на камни со сталактитов.
Считается, что пребывание в пещере способствуют улучшению здоровья людей, страдающих астматическими заболеваниями. Пишут, что в пещере Дамлаташ постоянные показатели воздуха круглый год: температура 23,3 градуса по Цельсию, влажность 98% и атмосферное давление 760 мм рт.ст.
Ну, а поскольку воздух в пещере насыщен большим количеством углекислого газа, то её не рекомендуется посещать людям с сердечными заболеваниями.
Пещера отлично оборудована. Для перемещения посетителей построены деревянные мостки и настилы, по которым можно дойти до наиболее интересных мест.
Сама пещера небольшая, поэтому её осмотр занял 10-20 минут. По всему периметру внутри стоят деревянные скамейки, где можно посидеть и подышать целебным воздухом.
Народ в интернете иногда жалуется на духоту и тесноту в пещере. Нам с супругой, напротив, здесь всё понравилось. Духоты мы не ощутили, а сама пещера хоть и совсем невелика, но удивительно красива.
Могу предположить, что если в неё нахлынет большое количество посетителей, то здесь, действительно, станет неуютно. Нам, видимо, повезло, так как людей было очень мало.
Плата за вход в пещеру Damlataş – символическая, 15 турецких лир. Разумеется, тех, кто бывал во многих пещерах, разбросанных по всему миру, эта пещера не поразит, но оставить приятное впечатление Damlataş способна.
Неподалёку от пещеры работает канатная дорога, которая доставила нас на вершину горы, где расположена, пожалуй, главная достопримечательность Аланьи – крепость.
Подняться туда можно и пешком, но это долго, придётся потратить немало сил при подъёме, да ещё и при обычно обжигающем воздействии дневного светила на человеческий организм.
Подъём на канатке, понятно, заставит раскошелиться на 100 лир при приобретении билета в оба конца. Можно и «сэкономить», купив билет в одну сторону. Но экономия сомнительная, она составит…всего лишь 10 лир. Стоит ли ею воспользоваться – судите сами.
По пути к канатной дороге мы остановились у такого вот прилавка, чтобы приобрести по паре турецких баранок, которые здесь называют «симиты».
Симиты чрезвычайно популярны в Турции. Ими торгуют здесь повсеместно. Они чаще всего посыпаются сверху кунжутом. Разрезав их, торговцы иногда начиняют бублик шоколадной пастой, сыром и другими компонентами.
В общем, получается довольно вкусно и недорого. Правда, симиты – довольно жёсткие бублики и если у вас слабоватые зубы, то разжевать их получится разве с горячим чаем или кофе, ну, либо без этих напитков людям с крепкими тренированными челюстями.
Мы помогли своим зубам и челюстям йогуртом. Тоже – неплохая история.
Затем, после лёгкой трапезы, отстояв небольшую очередь на посадку в фуникулёр, мы уселись в его кабинку и отправились наверх, к крепости.
Что говорить, виды на море, корабли, пляж, город при подъёме – отличные.
Правда, нужно быть готовым к тому, что на вершине горы, при входе в крепость, вас будет сопровождать толпа туристов. Но что делать?! Это, как говорится, издержки крупного туристического города.
Сама крепость способна произвести впечатление при её осмотре.
Она — старинная (построена в XIII веке), огромных размеров (намного больше других турецких крепостей) и неплохо сохранившаяся.
Виды с неё на окрестности – весьма симпатичные.
К слову, построена крепость Аланьи на руинах крепости византийцев. Сельджукский султан Ала-ад-дин Кей-Кубад в XIII веке построил это мощное сооружение, ставшее пристанищем для нескольких сотен жителей. Расположенная на возвышенности, она была практически неприступна и могла выдерживать длительные осады, которых в её истории было немало.
Внутри крепости есть немало любопытных построек, в частности, мечеть Сулеймание. Это одна из самых почитаемых мусульманских святынь турецкой Ривьеры. Её возвели в XVI веке при султане Сулеймане Великолепном и нарекли именем великого правителя.
Сулеймание — действующая мечеть, но её можно посетить и не мусульманам после времени молитвы. Вход туда свободный.
Не буду кривить душой, сказать, что эта мечеть – нечто выдающееся, мне трудно. Я видел в Турции немало более интересных культовых построек.
Будь я турком, то, возможно, эта мечеть произвела бы на меня «нужное» впечатление. Ведь способна же иногда скромная православная церковь меня поразить в т.ч. так называемой намоленностью, историческим значением и пр.
У Сулеймание посредине дня толчётся масса праздношатающихся туристов. Сам интерьер мечети – довольно скромный. Поэтому ничем не зацепил меня это памятник.
Ещё одна известная постройка крепости – Кызыл-Куле («Красная башня»). К слову, она даже изображена на гербе Аланьи.
Названа башня так из-за использования в её строительстве красного кирпича.
Кызыл-Куле также, как и Сулеймание, была построена в годы правления султана Ала-ад-дина Кей-Кубада и служила для защиты от нападений с моря. Даже сегодня архитекторы восхищаются качеством постройки, благодаря чему башню не раз признавали одним из выдающихся примеров средневековых оборонительных сооружений. В 1950-х проводилась небольшая реставрация, но Кызыл-Куле и без того была и остается наиболее хорошо сохранившимся архитектурным памятником периода правления сельджуков.
Посмотрев на башню свысока, спускаться к ней мы не стали. Довольно дальним и утомительным был бы этот путь, да ещё и по жаре. Но, тем не менее, выглядит Кызыл-Куле очень внушительно.
Прогулке и исследованиям этой крепости можно уделить хоть целый день. Как я уже отмечал выше, территория крепости очень большая.
Но к середине дня, истоптав немало километров по крепости, насладившись превосходными видами с неё, ощутив на себе всё возрастающее воздействие полуденной солнечной радиации, мы решили завершить прогулку и отправиться на отдых в уютную прохладу отеля.
Ну а к вечеру, в седьмом часу, когда жара спала, мы решили пройтись к пляжу Клеопатры.
«Покрытые зеленью скалы, кедровые леса и лазурное море — это место было красиво всегда, из-за чего так нравилось египетской правительнице Клеопатре. Римский император Марк Антоний был настолько без ума от Клеопатры, что подарил своей возлюбленной это место, а также приказал усеять пляж песком, привезенным из дельты Нила».
В общем, не стоит слушать подобные сказки. Как и многие другие наречённые именем Клеопатры места в Турции, никакого отношения к египетской царице этот пляж не имеет. Никогда она здесь не была.
Тем не менее, сам пляж считается однозначно лучшим в Аланьи и одним из лучших во всей Турции.
Мы в этом убедились. Вода, благодаря крупному песку, — очень чистая, приятно освежающая. Я – хоть и небольшой фанат морского купания, получил здесь большое удовольствие.
Люди, которых мы поначалу застали на пляже, ближе к закату, постепенно разбрелись. Ветер совсем стих, устав гонять морскую волну, которая уже нехотя, скорее, по инерции продолжала облизывать песчаный берег.
Солнце, утомившись за день испепелять людей и природу, постепенно садилось в морскую «лужу», охлаждая свой пыл.
Ну, а мы, очарованные и околдованные, продолжали наблюдать за этим чудесным процессом, пока светило окончательно не скрылось за горизонтом.
В общем, нашу народную (или международную) экспертизу Аланья прошла успешно. Приезжать сюда имеет смысл.