«Заснеженные вершины гор — это самое чистое и светлое, что есть на земле, не зря они находятся ближе всего к небесам.»
Восьмой день нашего пакистанского путешествия начался в городе Каримабад (он же Хунза). Утро в отеле, ждём завтрак.
Далее садимся в наш микроавтобус и едем в удивительно красивый день.
На протяжении всего маршрута, а это 170 километров, вокруг только горы. Это одновременно пугающее и завораживающее зрелище.
Страшно только тем, у кого богатая фантазия. Я постоянно невольно представлял как с очередной горы на машину падают огромные камни.
Кстати, здесь это реальная картина. Частенько мы видели последствия оползней либо небольшие камни на дороге. А так, если случается нечто подобное, то дорожная служба старается сразу всё убрать.
Камнепадов у нас не было, поскольку стояла хорошая погода. Хуже, когда идут дожди и дует сильный ветер. Тогда поездку в горы лучше отменить. Ещё стоит отметить, что дорога местами опасная из-за серпантинов, можно запросто улететь в обрыв.
Виды не передаваемые, это нужно видеть воочию. Я смотрел на всё и вспоминал, как изначально хотел поехать только в Лахор и Исламабад. Горный Пакистан это конечно совсем другая страна в отличие от её средней и южной части.
Совсем скоро мы подъезжаем к главному, что интересно современному, природному объекту области Хунза. Это озеро Аттабад. Оно находится в двадцати километрах от Каримабада.
Озеро образовано в результате схода сильнейшего оползня в январе 2010 года, перекрывшего русло горной реки Хунза, водоток которой был блокирован в течение пяти месяцев.
В результате природной катастрофы погибло 20 человек. Наводнение, приведшее к образованию озера вынудило покинуть обжитые места около 6000 людей из сёл, которые находились в долине реки. Более 25000 человек были лишены транспортного сообщения, так как было затоплено почти 19 километров Каракорумского шоссе.
Учёные продолжают изучать последствия оползня и пытаются предсказать, что может произойти с озером в будущем. Местные жители долгое время опасались, что озеро опасно, так как в нём скопилось много воды.
Несмотря на расширение водостока, озеро могло прорвать плотину в любое время, так как глина и другие мягкие породы деформируются в период зимних морозов и последующих оттепелей. Вода просачивается внутрь плотины и в будущем может размыть её, что вызовет катастрофический прорыв. С другой стороны, озеро может существовать в течение многих столетий.
Сегодня длина озера составляла 21 километр, в глубину — более 90 метров.
Аттабад является одной из самых больших туристических достопримечательностей в районе, предлагающей к услугам туристов разнообразные виды отдыха: катание на лодках, водных лыжах, рыбалку и прочие развлечения.
Едем дальше по вышеупомянутому Каракорумскому шоссе. Кстати, самое высокогорное международное шоссе в мире в зимнее время закрыто, как раз по причине схода лавин и крупных камнепадов. Это мы удачно разминулись.
За день мы несколько раз проезжали большие и малые туннели. Все они, как и дорога, построены с помощью Китая.
Пару туннелей впечатлили своими размерами, ведь они были длиною несколько километров. Едешь и с нетерпением ждёшь свет в конце тоннеля.
Как только мы их проезжали я снова устремлял свой взор к небу. Смотрите, как красиво смотрится снежный пик по середине, кажется что на верхушке горы дымит костёр. Практичкски каждую минуту дороги я переживал, что у меня не было с собой хорошей зеркалки, всё это приходилось снимать на телефон.
А это наш транспорт изнутри. На одном из постов к нам подсел охранник. Как вы уже знаете из предыдущих заметок, в Пакистане принято сопровождать туристов и защищать их от проблем, если они вдруг возникнут.
Помимо озера Аттабад, сегодняшней целью было посещение перевала Хунджераб. Соответственно большую часть пути мы находились на территории национального парка Хунджераб. Он примечателен тем, что более половины территории парка находится на высоте 4000 метров над уровнем моря.
Хунджераб обеспечивает среду обитания для находящихся под угрозой исчезновения животных, таких как: снежный барс, баран Марко Поло и гималайский горный козёл.
Парк находится в пределах Каракорум-Западного Тибетского нагорья экорегиона и является одним из наиболее важных высокогорных районов биоразнообразия на территории Пакистана.
Была любопытная история с гималайскими козлами. Нас остановили на очередном посту и долго проверяли документы и созванивались с руководством. Напомню, данная территория из-за карантина с 8 по 16 мая полностью закрыта для въезда.
Мы устали ждать и местный сотрудник решил нас развлечь и показать в бинокль окрестности. Сказал, что может повезёт и мы увидим горного козла.
Минут двадцать смотрели вот в эту сторону. Нам повезло, по камням бродили два парнокопытных товарища. Кто-то из наших смог его увидеть и без бинокля. Я сколько не высматривал, бесполезно.
С биноклем конечно легче. Вот он, один из представителей местной фауны. Все были довольны.
Наконец, нас пропустили и мы мчимся дальше. Вдруг, через несколько километров, видим целое стадо козлов. Наш пакистанский гид Паша даже не поверил своим глазам и сразу выскочил из авто. Столько лет работает и ездит по стране, но ни разу не видел столько особей вместе, да ещё недалеко от автомобильной дороги, которую они потом спокойны перешли прямо у нас на виду.
Эти козлы или горалы крайне осторожны и пугливы. Мы так поняли, что такая редкость случилась именно из-за карантина. Автобусы и машины перестали ездить, вот они и осмелели. Да, зеркалка с зумом тут была бы очень кстати.
Приближаемся к финишу нашего маршрута. До поездки я скачал программу, где показывается высота над уровнем моря. Каждые десять минут я включал её и сообщал всем окружающим: 3200, 3650, 4050, 4300, 4600. Дорога и пейзажи резко сменились. Повсюду лежал снег.
Зимой эта дорога заблокирована снегом полностью, поэтому она закрыта для проезда с 30 ноября по 1 мая. Могло и нам не повезти, но к 10 мая асфальт был частично свободен. Впереди виднеется Пакистанская граница.
Подъезжаем и понимаем, что там ни одной души, всё закрыто. Медленно крадёмся дальше.
Несколько сот метров и мы на нейтральной территории. Выходим из машины.
Перед нами Китай.
Граница закрыта. Людей тоже нет. В принципе можно было перелезть, но, во-первых, камеры, а во-вторых, в Китае я был два раза, так что мне туда не надо. Получается это уже наша вторая граница за поездку (первая была Индия).
Это и есть перевал Хунджераб — самая высокая точка пересечения границ в мире. В разных источниках пишут, что высота 4655 метров. У меня показывает чуть больше. Перед забором есть полоса, которая по идее означает, что вы уже перешагнули в другое гос-во, слева — Пакистан, справа — Индия.
В нейтральной зоне мы увидели несколько грузовых машин с китайскими номерами. Гид сказал, что они стоят тут промёрзшие с начала зимы. Скоро оттают и за ними приедут их владельцы.
Не знаю, как в остальные месяцы, но в мае тут красиво. Как-то я делился с вами китайскими воспоминаниями и писал какой восторг у меня вызвали тибетские виды Тибет — пейзаж длинною в 1000 километров.
Но там был мчащийся поезд и стекло между мною и горным пейзажем. Здесь тоже мешало окно машины, но она ведь ехала намного медленнее и мы периодически останавливались и выходили на улицу.
Тут восторг был в разы сильнее, ведь я вживую попадал в эти природные картины и мне, как и моим попутчикам, уже ничего не мешало наслаждаться этой красотой.
Высота этого места реально впечатляет. Но, как вы понимаете, находится здесь долго не каждый сможет. У нас было всё нормально, а вот нашему водителю вдруг стало плохо (на фото он справа). Он сел на обочину и пытался прийти в себя.
Мы предложили помощь и один из туристов сел за руль, правда с нескольких попыток не получилось включить передачу и тронуться с места. Водитель смотрел на это несколько минут и у него сразу прошла голова.
Возвращались мы по той же дороге. Поскольку менялось освещение и облака я естественно не переставал фотографировать. 800 снимков за день. Теперь не знаю что с ними делать.
Но, несмотря на полнейший кайф от поездки, испытание Пакистаном продолжается. Я сейчас разбираю фото, погружаюсь в яркие воспоминания и даже не могу вспомнить, в этот день или накануне мы узнали о том, что компания Etihad Airways отменила наш рейс.
Сегодня это в прошлом, а тогда, неприятное известие стало для нас серьёзной проблемой. Остаться в Пакистане на неопределенное время никому не хотелось, для меня это вообще была катастрофа в материальном и временном плане.
Вечером мы добрались до отеля и интернета, где попытались решить возникшую проблему. О том, как это получилось, я расскажу в следующей части. Спасибо за внимание!
Предыдущие рассказы
ДЕНЬ 1–2 Испытание Пакистаном ч.1 - Лахорская мечта
ДЕНЬ 3–4 Испытание Пакистаном ч.2 — Исламабад и Рохтас
ДЕНЬ 5–6 Испытание Пакистаном ч.3 — Таксила, Бешам и первые горы