Из Верхней Балкарии В плену Кавказских гор. Часть 2 - Верхняя Балкария мы переезжаем в аул Хурзук, один из старейших в Карачаево — Черкесии. Этому аулу, расположенному в верховьях реки Кубань, уже около 700 лет. В центре установлен памятник его основателю — Боташу.
Отойдя от аула на 2,5 км., ночуем на большой поляне, рядом с устьем реки Еникол.
У Светы сегодня день рождения.
Поднимаясь на перевал Енукол (2579 м.), мы слегка сбились с пути из-за обилия троп, натоптанных пасущимися на пышных лугах стадами коров, лошадей и овец. Погода в горах весьма переменчива, солнце сменяется проливным дождём не менее 10 раз за день.
Вид на долину реки Эльмез-Тебе. Высокогорные луга в июне представляют собой сплошной цветущий ковёр.
Спустившись с перевала до ближайшего ручья, останавливаемся на ночёвку.
До вечера ещё далеко, поэтому желающие идут на ближайшую вершину (2763 м.), с которой открывается панорама окружающих гор и уже виден Эльбрус.
Далее мы идём по хребту Енукол по древней тропе Сюрт–Джол (Млечный путь). Есть предание, что именно по этой тропе пролегала одна из ветвей Большого Шёлкового Пути. Сегодня нас ждут ещё два перевала: Быкылы (2963 м.) и Чемарт (3132 м.).
Как только отступают снежники, на их месте сразу появляются цветы.
Стоянку мы организуем в низине, где меньше ветра и есть вода.
Почти всё время мы двигаемся по направлению к Эльбрусу, с каждым шагом всё сильнее ощущая его величие.
Глядя на "вулканические бомбы", перелетевшие долину реки Уллу — Хурзук и упавшие на хребте Енукол, можно представить, какой силы были извержения Эльбруса в былые времена.
Эльбрус, словно бриллиант в ожерелье Кавказских гор, сверкает на солнце белоснежной двуглавой вершиной.
Пройдя перевал Бурунташ (3086 м.), выходим к реке Кызылкол, которую предстоит форсировать вброд. Даже в середине лета вода в реке ледяная, ведь свой путь она начинает прямо с ледника Уллу-Чиран. И чем теплее солнышко, тем мутнее и сильнее бурлящий поток воды. Сначала речка нам показалась пустяковой — воды, судя по широкому сухому руслу, вроде было не много. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Поток оказался настолько сильным, что при глубине чуть выше колена уже сбивал с ног, даже при использовании в качестве дополнительной опоры треккинговых палок. Дополнительную сложность создавали несущиеся в мутном потоки камни, которые весьма болезненно иногда били по ногам. Сначала я попробовал переправиться в нескольких местах, и, уже не помню, с какого раза, всё таки нашёл подходящее место выше по течению, где река делится на три небольших протоки. На случай неудачи у нас был резервный вариант — ночёвка на этом берегу, а утром, когда воды значительно меньше, снова попытка переправы. К счастью, нам всем удалось переправиться вечером и ночевать на поляне у нарзанного источника.
После ужина любуемся вечерним и ночным Эльбрусом.
Пересекая плато Ирахит — Сырт, спускаемся к поляне Эммануэля. Всё это время Эльбрус то затягивает облаками, то освещает ярким солнцем. Видно, как по северному склону совершает восхождение группа туристов.
Поляна Эммануэля названа в честь Георгия Арсеньевича Эммануэля, генерала кавалерии Русской императорской армии. В 1829 году он предпринял первую удачную экспедицию к горе Эльбрус. 22 июля на Восточную вершину Эльбруса поднялся участник экспедиции — кабардинец Хилар Хаширов. По результатам экспедиции Эммануэль избран почётным членом Петербургской академии наук.
Отсюда чётко видно тропу, ведущую вверх по северному склону Эльбруса.
Ниже поляны Эммануэля находится природный каменный мост через реку Кызылкол. С этим местом связано древнее предание, согласно которому, у священной горы Алатырь (Эльбрус) располагался Ирийский (райский) сад и протекала река Смородина, разделявшая мир земной (Явь) и загробный (Навь). Над Смородиной находился Калинов мост, соединявший эти два мира и который служил для проникновения душ умерших. Ступившему на Калинов мост – последний рубеж перед царством Мораны (Мары) — уже некогда раздумывать, выбор между добром и злом предопределён всей предыдущей жизнью. Неслучайно Калинов мост в фольклоре — место битв между витязями и нечистой силой (обычно многоголовыми змеями). Или, проще говоря, зла с добром. Название реки Кызылкол переводится с тюркского языка как красная, огненная, что явно указывает на текущий здесь когда-то лавовый поток. Это и есть былинная река Смородина — река Огнебога — стража духовного мира. Священным растением Огнебога является смородиновый куст, на котором ягоды сначала красные (огненные), а потом чёрные как уголь. Смородина — значит смрадная, дымная (от слова «смага» — огонь, пламя или от древнерусского слова «смород», которое употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад). Вот её описание в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Смородина (Кызылкол) — река смерти, перейдя которую, можно попасть в мир богов и духов. Для этого нужно преодолеть «Калинов мост», на котором многоголовые огнедышащие змеи, стражи Нави, преграждали путь сказочным героям. Название Калинов мост вовсе не от слова, означающего кустарник «калина», а в смысле раскалённый, красный, связанный со словом «калить» (жечь, сильно нагревать).
Ниже Калинова моста река Кызылкол низвергается 40 метровым водопадом Султан, и далее, сливаясь с рекой Бирджалысу, образует реку Малка.
К долине нарзанов Джилы-Су примыкает ущелье Кала-Кулак (переводится с Балкарского языка, как "ущелье башен"). Более распространённое его название — Зубья дракона.
Нарзаны здесь повсюду. Найти источник очень просто — по рыжему цвету каменного русла ручья. Водичка везде газированная, разной концентрации.
К сожалению, оборудованные нарзанные ванны на берегу реки Малка сейчас находятся в плачевном состоянии — одна, ближняя к источнику, разрушена, в остальных плавает мусор и тина. Никакого желания искупаться не возникает, да и вода холодная. Может быть, раньше вода и была тёплая. О том, что раньше туристы здесь принимали ванны, напоминают таблички с расписанием мужских и женских часов купания. Странно, что до сих пор во всех рекламных источниках, предлагающих туры по северному Приэльбрусью, красочно описано, как довольные участники тура будут балдеть в этих самых ваннах.
Мы ночуем на притоке реки Малка, Каракая — Су, а утром идём осматривать водопады Эмир и Каракая — Су.
Особенностью водопада Эмир является цвет его воды – он, в отличие от других здешних потоков, летом окрашенных в бурые и пепельные цвета, в любое время года чист и прозрачен.
Потоки воды Каракая — Су падают с высоты около 30 метров и образуют плотный слой крупных и мелких брызг. Вид этого водопада впечатляет! Другое его название — Тузлук — Шапа. Фотографировать рядом с самим водопадом практически невозможно, так как камера моментально покрывается влагой от мелких брызг и стоящей в воздухе водяной взвеси.
Из долины Джилы — Су поднимаемся на перевал сев. Каракайский (2889м., н/к).
Спускаемся с перевала и траверсом следуем к реке Ислам — Чат, где под красивой скалой разбиваем лагерь.
Сегодня нас ждёт перевал Кыртык-Ауш (3232м, н/к). Траверсируя склон, любуемся живописной долиной реки Ислам — Чат.
С перевала видна вся горная часть Кабардино-Балкарии. Вокруг только горы. Высокие, тёмные, в снегах, от горизонта до горизонта. Очень красиво.
На седловине установлен памятник. В годы Великой Отечественной войны, выходившие из окружения воины 136-го запасного стрелкового полка, вывели через этот перевал 70 воспитанников армавирского детского дома.
Спускаемся вниз, к реке Кыртык.
Сегодня часть группы отдыхает, а остальные идут осматривать пещерный комплекс Уллукая.
После посещения пещер, заходим в гости к местным пастухам. Братья Хасан и Хамза живут рядом, каждый с своём коше. Они угощают нас вкуснейшим сыром, хлебом, айраном собственного производства. Старший брат, Хасан, построил приют для туристов, проложил трубопровод от нарзанного источника, который находится наверху, у пещер. Ещё хочет поставить ванны, чтобы гости могли искупаться в нарзане. Братья могут организовать конные прогулки в горы. Младший, Хамза, почему — то слабо верит в эту затею с туристами. Очень гостеприимные Балкарцы! Хасан оставил нам свой номер телефона, правда, дозвониться ему можно только когда он спускается из гор в цивилизацию. Номер телефона +79280755323, вдруг, кому-то понадобится. А Хамза узнал, когда мы будем спускаться в Верхний Баксан, и попросил снова заглянуть к нему. К этому времени он приготовил мясо козлёнка, хлеб, сыр и усадил нас за стол.
На следующий день мы решаем снова полюбоваться вблизи красавцем Эльбрусом. На этот раз, его восточным склоном. Поднимаемся по реке Субаши.
Планируя изначально подняться на перевал Чаткара (3557 м., 1А*), мы немного свернули не туда, и вместо этого поднялись на более сложный перевал Джикаукенгёз (3520 м., 1Б). С перевала решили ещё подняться на вершину 3678 м. Вид отсюда потрясающий: справа внизу раскинулось ледовое плато Джикаукенгёз.
Слева — гора Чаткара и горный массив Субаши.
Прямо перед нами — сверкающий Эльбрус.
В лагерь мы приходим вечером, за полчаса до темноты, сильно уставшие, но в полном восторге от увиденного!
Теперь остаётся только спуститься в Верхний Баксан.
Останавливаемся в гостевом доме Уллу Эл, где хозяйка, Жаннет, по просьбе наших девушек, устраивает мастер класс по приготовлению хычинов.
Хорошо отдохнув, сходив в баньку, на следующий день мы уезжаем в Минеральные Воды, откуда летим домой.