Жил-был царь. Жил на Руси, Руси великой. Звали царя Иваном, у него даже индекс был, ровно три, грозный был царь, но не такой грозный, как царь с индексом четыре. Большое у него было царство, большое - пребольшое. В давние-давние времена, когда жили цари, у любого большого государства было много злобных маленьких соседей. Каждый маленький, озлобленный, обделенный сосед хотел отхватить кусок побольше от благополучного соседа. Поломав зубы узкоглазым соседям на востоке, царь Иван обратил внимание на соседей с запада. На западе скалил зубы ливонский союз, с которым заканчивалось подписанное перемирие. Ливонцы - современные прибалты, еще с тех времен "носятся" в поисках национальной идеи, не могут быть быстрыми. Послал Иван строительный батальон к западной границе, реке Нарове, в самом узком месте стояла ливонская крепость, не совсем ливонская, датская, они ее построили и продали пользоваться прибалтам, решили строить напротив. Ливонские стражники в башне увидели, что на противоположном берегу копашаться русские, доложили в ставку - венденский замок, пока туда и обратно скакали за послом, знающим русский язык, они уже в те времена выпендривались, не хотели общаться на языке большого соседа, русские привезли кирпичей, краны, бетономешалки.
На одной стороне понимали, что дело пахнет жареным, и на другой понимали. Ливонцы знали о своем преимуществе, в виде арендуемой крепости, и видели, что русские серьезно настроены. Посол перешел через реку, хитрый план нет за пазухой, держал речь, а русские без пререканий приняли условие. Ливонский орден разрешил строить крепость на одной лошадиной шкуре. Содрали шкуру с лошади, порезали на тонкие лоскуты, опоясали склоны девичьей горы. За 4 месяца соорудили крепость из стекла камня и бетона, нареченную в народе Ивангород. Ливонские рыцари всосали, что русские их в ответ развели, показывая ошметки лошадиной шкуры у подножия стен. Но что поделать? Смириться, берега Наровы и 1492 года венчали две крепости, в том же году Колумб собрал манатки и свалил к берегам Индии, с перепоя промахнулся и открыл новую часть света, только к моему рассказу не имеет отношения, хотя теперь там находятся два крупных государства с минимумом соседей.
Иван третий хоть и был грозным, но от соседей огребал. Так в 1496 году с севера пришли Шведы через Финляндию, разломали крепость Ивангород. Поутюжили местных жителей, перезимовали и ушли восвояси. Русские стали восстанавливать крепость с новым размахом, на всю Девичью гору. Есть мутная легенда про крепость и девушек, средние века - дикие нравы. Со стены выходящей к берегам Наровы скидывали красивых девушек, речного беса удовлетворяли, считалось, когда красивая девушка бьется об воду, ноги оборачивались огромным хвостом, превращалась в русалку и жила в реке долго и счастливо. Билась о поверхность воды, теряла сознание, бурным потоком уносилась в воды финского залива, где за короткое время съедалась рыбами.
Потом на Руси правил Иван Грозный, с индексом четыре, воистину грозный. Книги читал, языки изучал, науке внимание уделял, современный царь был. Потом в его дом пришла беда, башню сорвало, многим везет, рвет на половину, «тут помню, тут не помню», а ему целиком и безвозвратно. При нем перестраивали и достраивали крепость Ивангород, и у каждого следующего архитектора летела голова с плеч. Есть в подтверждение тому другая легенда. Построили в Москве храм Василия Блаженного по указу царя, получился на столько красивым, что Иван в кошмарах видел копию в другом городе, нужно было сохранить секрет. Что думаете, лучше всего хранит секреты? Могильная тишина, мертвый архитектор не откроет тайн. Такая же ситуация сложилась в Ивангороде, во множестве лабиринтов подвалов крепости была спрятана библиотека Ивана Грозного, архитекторы и строители обезглавлены либо ослеплены. Иван раскрыл тайну библиотеки своему сыну, но он был настолько грозный, что пережил его. Спрятали конкретно, не одно поколение искало, ни одно не нашло. Книги из пергамента, металлоискатель молчит в их присутствии. Мне хватило одной поездки в Ивангород, чтобы найти сие сокровище, не было лопаты, чтобы выкопать, не жалко, раскрою секрет, как это сделал. Для начала посмотрите на фотографии под текстом.
На территории крепости построили церковь и часовни, стройка датируется 1507-1509 годами, три православных креста хранят свободы дух в этих стенах. Каменные стены хранят белокаменную твердыню. Продолжать не буду, не сказка про Кощея. Посмотрите внимательно на фотографию, нашел такую точку съемки, что три креста лежат на одной прямой. Остается провести мнимую прямую до пересечения с земной поверхностью. Под этой точкой будет находиться часть подземного хода, дальше насколько хватит наглости, копать сверху, добывать книги открытым способом, либо шататься по лабиринту, раскапывать книги шахтенным методом. В любом случае, не уведомив власти о моей теории, будете черными археологами.
В истории крепостей-соседей были тихие, спокойные годы, эра холодной войны. У Ливонцов была высокая основная башня, занимались шкодистыми делами, забирались на самый верх и подглядывали за тем, что происходит на территории ивангородской крепости, у соседа всегда постель мягче, обед сытней. Русских запарило такое хамское поведение соседей, надстроили стены, запал недовольства был велик, в два раза увеличили высоту. Прибалты обиделись и напали, безуспешно, второе издание крепости оказалась им не по зубам.
Во времена моего бытия обе крепости превратили в музейные центры. В крепость Ивангород пропускают без ограничений, можно ходить по подвалам, стенам и башням. Сколько не смотрел в окно видоискателя, не нашел признаков жизни в крепости напротив, видимо запрещен выход на верх оборонительных сооружений. Нельзя, так нельзя, а у нас можно. Можно высунуться в бойницу, держась за мокрые камни, обойти по стене по периметру крепости. Можно забраться на разрушающиеся, выветренные стены и прогуляться по шатающимся камушкам, информационных ограничений нет, страховочные поручни отсутствуют. В России думают о любопытных туристах, если упадешь, получишь море сомнительного удовольствия и будешь виноват сам.
Можно забраться на башню, разрушенную при артобстреле, посмотреть налево, там три разрушенных этажа, посмотреть направо, там отвесная стена, упирающаяся в холодную воду Нарвы, высотой с пятиэтажный дом. Захватывает дух? Еще бы, на такой высоте со всех сторон продувают балтийские ветры, тело парашютит. Лучше ходить на полусогнутых ногах, компенсируя болтанку, как на большой открытой воде. Вроде не боюсь высоты, но в таких условиях вкус жизни не заставляет себя долго ждать, не проглотить.
Главная городская улица используется в таможенных целях, на границе один терминал, очередь медленно ползет. Эстонцы едут за бензином, желающих выехать русских не заметил. Две страны соединяет мост Дружбы, дружба сквозь колючую проволоку, под присмотром сотен зрачков видеокамер, вблизи боевых стволов и прикладов. Далеко ли до Талина? 222 километра от границы.