Своим появлением на карте мира город Петропавловск-Камчатский обязан созданию на Камчатке базы для Второй Камчатской экспедиции 1732–1743 годов под руководством командора Витуса Беринга. Строительство зданий для русского поселения на восточном берегу Авачинской бухты под руководством штурмана Ивана Елагина началось в июне 1740 года и было закончено к осени того же года.
Днем рождения Петропавловска-Камчатского считается дата прихода в Авачинскую бухту кораблей Второй Камчатской экспедиции — пакетботов "Святой апостол Петр" и "Святой Апостол Павел" 6 октября (17 октября по новому стилю) 1740 года. Новое поселение было названо именем святых апостолов Петра и Павла и именовалось Петропавловской гаванью.
4 июня 1741 года из Петропавловской гавани вышла в плавание знаменитая Вторая Камчатская экспедиция, которая внесла огромный вклад в развитие русского Дальнего Востока и впервые произвела опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, подтвердила наличие пролива между Азией и Америкой, открыла и нанесла на карту Южные Курильские острова, обследовала побережье Камчатки и предприняла поиск морских путей в Японию и к берегам Северо-Западной Америки.
В Камчатском краевом музее представлена пушка с пакетбота "Святой Пётр", отлитая на Каменском заводе в 1733 году (ныне город Каменск-Уральский в Свердловской области).
Это одна из сохранившися пушек с потерпевшего крушение в 1741 году пакетбота "Святой Петр", погибшего на рифах острова Беринга, одного из архипелага Командорских островов, названных в честь открывшего их в 1741 году мореплавателя командора Витуса Беринга, и умершего от цинги в 1741 году на острове, у которого "Святой Пётр" потерпел крушение.
Меня заитересовала история этой пушки, и эпопея корабельной артиллерии с пакетбота "Святой Петр" оказалась очень интересной.
После кораблекрушения, перезимовав на острове, выжившие участники экспедиции в 1742 году вернулись на большую землю. Они оставили на острове Беринга 14 пушек и многое из корабельного имущества, но ничего из оставленного не сохранилось. И вот в 1935 году, после сильного шторма в бухте Командора, местные охотники случайно обнаружили пушки с пакетбота "Святой Пётр" в километровой полосе отлива, которая обнажается лишь на небольшое время. Первую пушку удалось поднять только в 1940 году и она была выставлена в экспозиции Камчатского областного краеведческого музея.
В 1946 году местные жители достали ещё две пушки, и они остались в селе Никольское на острове Беринга. Летом 1956 года эти пушки по решению Советского правительства были переданы в дар Дании, на родину командора Витуса Беринга.
А вот дальше начинается самое интересное — несмотря на то, что в существовании пушек в бухте Командора на острове Беринга не было никаких сомнений, участникам нескольких научных экспедиций в 1944, 1955, 1958 и в 1966 году этих пушек найти не удалось.
Одиннадцать пушек как будто бесследно исчезли и рассказы о них обрастали легендами и небылицами, якобы их видели в разных местах острова и пушки то исчезали под водой, то появлялись снова.
Причина этого стала ясна только сейчас: из-за частых колебаний земной коры и землетрясений в районе острова Беринга, произошло изменение толщины береговых отложений и пушки затянуло прибрежными песками-плывунами.
В год 300-летия мореплавателя Витуса Беринга, в 1981 году была организована научная экспедиция Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР, и ей удалось найти пушки в бухте Командора на глубине около трех метров под толщей песка при помощи микромагнитной съемки с квантовым магнитометром М-33.
В итоге после сложных раскопок с помощью экскаватора "Беларусь" из песка вызволили семь старинных пушек, на которых сохранилась надпись "Каменъско заводъ 1733".
На сегодняшний день в грунте прибрежной полосы острова Беринга осталось три пушки, которые не удалось вызволить из плена во время экспедиции 1981 года.
И до сих пор неизвестна судьба четырнадцатой пушки пакетбота "Святой Пётр", найти её пока не удалось.
Камчатский краевой музей, сейчас он называется "Камчатский краевой объединенный музей", основанный в 1911 году, самый интересный музей в Петропавловске-Камчатском, в нем вы узнаете много нового о Камчатке и об истории освоения Русской Америки, той самой Аляски, и очень советую его посетить когда вы будете в Петропавловске.
Самая героическая страница в истории Петропавловска-Камчатского – это оборона города от англо-французской эскадры в августе 1854 года, во время Крымской войны. В ходе этой обороны гарнизон Петропавловска под командованием генерал-майора В. С. Завойко отразил нападение англо-французской эскадры, состоящей из шести кораблей под командованием британского контр-адмирала Дэвида Прайса, наголову разбив высаженный вражеской эскадрой десант.
Утром 18 августа 1854 года объединенная англо-французская эскадра вошла в Авачинскую бухту, которую обороняли два русских судна фрегат "Аврора" и транспорт "Двина". Противник имел тройное численное превосходство в кораблях, живой силе и артиллерии, и был уверен в своей быстрой и лёгкой победе. Но защитники города успели хорошо подготовиться к обороне, провели огромную работу по защите порта и возвели на подступах к Петропавловску семь береговых артиллерийских батарей.
Утром 20 августа 1854 года союзники двинулись на штурм Петропавловска, корабли англо-французской эскадры пытались прорвать оборону с южной стороны Петропавловской гавани, подошли к городу и открыли артиллерийский огонь по русским батареям № 1, 2 и 4, и русским кораблям "Авроре" и "Двине".
Сильным огнём вражеские корабли подавили две русские батареи, но им не удалось нанести сколько-нибудь значительные повреждения "Авроре" и "Двине".
После того как русские батареи прекратили ответный огонь, французы высадили десант численностью около 500 человек на батарею № 4. По приказу В. С. Завойко в контратаку на захваченную батарею был послан отряд в количестве 180 человек, но завидя приближение отряда русских моряков, французские десантники струхнули и на шлюпках вернулись обратно на свои корабли, не дав защитникам приблизиться к себе даже на расстояние ружейного выстрела.
После этого неудачного десанта корабли союзников вернулись на свои якорные стоянки у входа в Авачинскую бухту. Так неудачно для союзников закончился первый штурм Петропавловска.
21, 22 и 23 августа в Петропавловске восстанавливали батареи № 1, № 2 и № 4, а вражеская эскадра ремонтировала корабли, получившие повреждения от русских ядер, обе воюющие стороны хоронили погибших и готовились продолжить боевые действия.
Рано утром 24 августа англо-французская эскадра предприняла вторую попытку завладеть Петропавловском. Теперь основной удар врага был направлен на две батареи № 3 и № 7 расположенные на Никольской сопке. После жаркой перестрелки эти батареи были полностью разрушены, батарея № 3 получила после этого страшного обстрела название "Смертельная", и оборонявшиеся были вынуждены отступить. Союзники высадили с кораблей десант численностью около 800 человек, который устремился на шлюпках к нашему берегу. По вражескому плану десант должен был высадиться у подножия Никольской сопки, захватить батареи, и затем, при поддержке корабельного огня атаковать и захватить Петропавловск. Но осуществить эти замыслы вражеской эскадре не удалось.
На Никольской сопке англо-французским десантникам противостояли несколько русских отрядов в количестве около 350 человек, которые проявили небывалую стойкость и не потеряли самообладания перед численно превосходящим противником. Никольская Сопка превратилась в страшное поле боя, где лицом к лицу сошлись в смертельной схватке около тысячи человек, и несмотря на яростное сопротивление противника русские солдаты и моряки заставили врага отступить.
В результате ожесточенного сражения силы неприятеля были полностью разбиты, оставшаяся в живых часть вражеского десанта была отброшена и бежала с поля боя на шлюпках.
Картины сражения на Никольской сопке из Камчатского краевого музея:
За время штурма союзники потеряли 300 человек убитыми, 4 пленными и около 150 человек раненых. В нашем гарнизоне погибло 40 человек и было ранено 65 защитников города.
Героические защитники Петропавловска одержали уверенную победу над сильным противником. Русскими войсками было захвачено знамя Гибралтарского полка морской пехоты и большое количество военных трофеев.
После двухдневного раздумья что делать дальше англо-французская эскадра взяла и уплыла восвояси. Свою злобу от поражения в Петропавловске союзники выместили на двух безобидных русских судах захваченных на выходе из Авачинской бухты — шхуны "Анадырь" и торгового корабля Русско-Американской компании "Ситха". Шхуна "Анадырь" был сожжёна, а "Ситха" взята в плен как военный трофей.
Памятник "Смертельной" батарее" № 3 на Никольской сопке.
Памятник павшим защитникам Петропавловска.
Памятник в честь столетней годовщины обороны Петропавловска-Камчатского.
Славный город Петропавловск-Камчатский чудесно смотрится в ясную солнечную погоду. Особенно хорошо прогуляться в солнечный денёк по берегу Авачинской бухты, которая врезается вглубь полуострова на 20 километров и считается одной из самых больших и удобных мировых гаваней, и не замерзает даже зимой.
Свое название Авачинская бухта получила по имени реки Авачи, которая впадает в бухту к западу от Петропавловска. На языке ительменов, коренного населения Камчатки, "апач" означает "отец", и называть реки отцом или матушкой традиционно для многих северных народов.
Со стороны Тихого океана попасть в Авачинскую бухту можно пройдя между мысами Маячный и Безымянный, расстояние между которыми около трех километров. Такой узкий проход на входе в бухту не позволяет проникать сюда штормам и холодной ледяной воде в зимний период, поэтому корабли находятся здесь в безопасности круглый год.
Ещё Авачинская бухта является главными морскими воротами для всех трёх флотов Камчатского края — торгового, рыболовного и военного. Недалеко от Петропавловска-Камчатского расположен город Вюлючинск, в котором базируются ядерные подводные лодки ПЛАТ и вооружённые баллистическими ракетами подводные лодки ПЛАРБ Тихоокеанского флота ВМФ России.
Морской порт Петропавловска-Камчатского был основан во время Великой Отчественной войны в 1944 -1945 годах, и с тех пор неоднократно реконструировался и обустраивался. Петропавловский морской торговый порт находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям, и это ближайший к Северному морскому пути порт оснащённый всей необходимой инфраструктурой для северных морских путей.
В ближайшие годы в Петропавловске-Камчатском будет создан современный транспортный узел для развития транснациональных транзитных перевозок грузов по трассе Северного морского пути между Европой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона, США, Канадой и Мексикой.
Во время нашей поездки на Камчатку в Авачинской бухте припарковался знаменитый парусник "Паллада", который во время своего кругосветного плавания 2007-2008 годов установил официальный рекорд скорости для парусных судов класса "А" в 18,8 узлов.
Учебный трёхмачтовый фрегат "Паллада" был построен в 1989 году в Польше для Советского Союза, и назван в честь фрегата "Паллада", корабля русского военного флота, который в 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина совершил плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский и Тихий океаны к берегам Японии.
Главное богатство Камчатки (кроме природной красоты) — это камчатский лосось, который насчитывает шесть видов: горбуша, кета, сима, кижуч, нерка и чавыча, и сейчас на Камчатке нерестится около трети всей мировой популяции тихоокеанских лососей, а также здесь нерестится редкая микижа (камчатская семга), которая внесена в Красную книгу России.
Каждый год, с середины июля и до середины октября реки Камчатки заполняются несчётным количеством идущих на нерест лососей, но далеко не всем из них удаётся продолжить свой лососевый род. Красную рыбу ловят и люди и медведи, и вообще все кому не лень, но из-за неразумного вылова и браконьерства с каждым годом лосося становится всё меньше. Но всё не так плохо, и лосось конечно никогда не исчезнет, и сейчас предпринимаются разные меры для его сохранения и увеличивается искусственное разведение, а также ведётся борьба с браконьерством.
По прилёту в Петропавловск-Камчатский всех сразу предупреждают что "Камчатка – страна дикого лосося", а раз такое дело, то поддавшись соблазну мы просто объелись красной икрой и красной рыбой лососевых пород, которые в изобилии водятся на местных торговых рядах. Нет, мы конечно подозревали что с этими вкусными и деликатесными продуктами на Камчатке перебоев нет, но всё оказалось намного хуже — красной рыбы и икры здесь просто некуда девать, то есть сплошное изобилие и несравненная благодать. И домой, в голодную Москву мы тоже взяли с собой, сколько смогли увезти.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ