Когда в жизни мужчины происходит катастрофа, одни ломаются и сдаются, другие, что покрепче, путём концентрации воли и сил, начинают борьбу, чтобы продолжать жить дальше, а третьи... Им нужно время перестроиться и обновить себя, произвести переоценку ценностей и пересмотреть жизненные цели, а для этого требуется оставить привычный жизненный уклад и сменить ритм жизни.
Так Теодор Рузвельт, один из тех американских президентов, кого знают во всём мире, после смерти в один день (14 февраля 1884 года) своих матери и жены покидает Нью-Йорк, оставляет едва начавшую строиться политическую карьеру и уезжает в Дакоту (тогда просто территорию, не разделённую на север и юг), где начинает вести жизнь обычного фермера.
***
Знакомство с Национальным парком Теодора Рузвельта, что в штате Северная Дакота, его посетители начинают, обычно, в крохотном городке Медора с населением всего в 112 человек и являющегося, фактически, (южными) воротами в парк.
Если оказаться здесь летом, велик шанс попасть на Medora Musical.
Medora Musical это многодневное музыкальное представление под открытым небом, где есть актёрская игра, танцы, песни, — всё вкупе с возводимой бутафорской улицей уносит зрителей в Медору времён Дикого Запада и бывшего тогда здесь Теодора Рузвельта.
Статуя Теодора Рузвельта перед South Unit Visitor Center (туристический центр в черте городка Медоры). С моим ростом 1.85 эта статуя показалась мне низковатой, хотя рост Рузвельта был 1.78 Возможно, на нём сэкономили и слегка укоротили, но утверждать не стану.
Теодор Рузвельт до своего президентства славился своей страстью к охоте. Даже медвежонок Тедди, эта массовая американская игрушка-символ, появилась благодаря страсти Рузвельта к охоте и жалости к маленькому медвежонку, которого будущий президент не смог убить.
Однако к большим бизонам тот не был столь сентиментален, а потому с удовольствием отправился на бескрайние равнины Северной Дакоты в сентябре 1883 именно с целью охоты на них. Во время этой первой короткой поездки он поймал своего первого бизона и влюбился в суровый образ жизни и, как он выражался, "совершенную свободу" Дикого Запада. Тогда же он вложил 1 400 долларов в ранчо Maltese Cross Ranch (ранчо Мальтийского Креста), которое располагалось в пяти километрах к югу от только что основанного городка Медора.
Тем ранчо занимались двое управляющих, они же построили для Теодора Рузвельта Maltese Cross Cabin (Хижина Мальтийского креста) — полутораэтажный домик из сосновых брёвен с тремя отдельными комнатами.
Скатная крыша позволила создать подобие второго этажа, где Рузвельт организовал себе спальню. Это был, фактически, фермерский дом, где Теодор Рузвельт жил в 1883 и 1884 году во время своего пребывания на ранчо.
Некоторые предметы в хижине действительно принадлежали Теодору Рузвельту, но большинство это просто старинные предметы интерьера и вещи, типичные для того времени.
У этой хижины не только был знаменитый владелец и интересная история (которую я поведаю отдельно), но и попутешествовать ей довелось больше, чем некоторым людям: её несколько раз перемещали для демонстрации на выставках, пока в 1959 году хижина не была размещена на своём текущем месте (рядом с South units visitor center, — фактически, музеем и туристическим центром с южной стороны парка Рузвельта) и отремонтирована.
В 1884 году после смерти жены и матери, Рузвельт забросил и Ранчо Мальтийского креста и свою хижину, переселившись на другое ранчо к северу от Медоры, на территории нынешнего национального парка, который можно посетить самостоятельно на машине или с организованной экскурсией.
В любом случае, посетители оценят сотни километров живописных дорог
и примерно такой же километраж пешеходных и конных троп, что позволят оказаться ближе к дикой природе, один из представителей которой пользуется повышенным вниманием.
Всем посетителям напоминают, что животные эти могут быть опасными, приближаться к ним не рекомендуют, если только вы не можете бежать быстрее, чем бизоны. Однако бизонам закон не писан, а если и писан, то не читан.
Большая часть парка представляет собой бедленд (от "bard" — плохой и "land" — земля), -холмистый и каменистый рельеф с сильной эрозией, где невозможна хозяйственная деятельность, но зато завораживающий своими видами.
И подобно тому, как вид горы Фудзи меняется в зависимости от погоды и времён года, пейзаж национального парка зависит от погоды и времени года. Безжизненная трава покрывает рельеф с конца лета и до зимы, но в начале лета превращает бедленд в зеленый рай вместе с сотнями видов цветущих растений. Зима здесь по-своему прекрасна, поскольку снег скрывает бесплодные земли и превращает местность в, — как выразился Рузвельт, — "обитель железного запустения".
После смерти своих жены и матери Рузвельт переселился на ранчо Elkhorn Ranch ("Лосиный рог") к северу от Медоры, где вместе с двумя компаньонами из штата Мэн стал развивать его и пасти скот, став, фактически, ковбоем.
Здесь тоже существовал дом, но от него ничего не осталось, кроме нескольких камней в фундаменте, как ничего не осталось позже и от фермерских амбиций Рузвельта: отсутствие опыта скотовода и земледельца, засуха и даже песчаные бури, — всё это поставило крест на Рузвельте как фермере и привело к его возвращению в цивилизацию, нахождению новой избраннице и продолжению политической карьеры, апогеем которой стали два его президентских срока, на протяжении которых Рузвельт выступал за охрану окружающей среды, неоднократно посещал Дакоту, считая себя одним из местных, и продвигал идеи рационального землепользования, чтобы избежать деградации почвы и, как следствие, пыльных бурь.
Перефразировав Мюнхгаузена, можно сказать, что "Теодор Рузвельт славен не тем, что покорил или не покорил дикую Дакоту. Славен он тем, что способствовал её сохранению, чтобы сейчас любой мог к ней прикоснуться и раскрыть свой талант первооткрывателя и покорителя".