Мы пытаемся изменить мир, совершая при этом ошибку за ошибкой.
Про Белфаст в целом я расскажу в своей финальной заметке "Ну, здравствуй Ирландия". Сейчас хотел показать вам граффити, которые я встретил во время прогулки по городу.
Наверное мало где в мире вы можете увидеть столько уличных рисунков, посвящённых этнополитическим и другим конфликтам.
Основная тема работ это северо-ирландские конфликты второй половины XX века. Граффити размещены на так называемых "Стенах мира". Это линии ограждений, разделяющие католические (как правило, ирландские националистические) и протестантские (британские юнионистские) районы.
Первые стены были построены во времена разгара Конфликта в Северной Ирландии (после массовых беспорядков 1969 года, причём одна из них была построена уже в 2008 году) для минимизации контакта двух этих групп.
Данные стены существуют в Белфасте (где их 20), городах: Дерри, Портадауне и Лургане. Их длина может варьироваться от ста метров до пяти километров, материал — железо, кирпич, сталь, высота может достигать 6 метров. В стенах есть ворота, иногда охраняемые полицией, которые открыты днём, но закрыты ночью.
На сегодняшний момент "Стены мира" являются туристической достопримечательностью. В 2008 году началась дискуссия о возможности ликвидации стен; многие жители районов, в которых находятся такие стены, подтверждают, что стены способствуют ощущению безопасности, и в целом согласны на ликвидацию стен, но — не сейчас.
Вот как раз на снимке туристы, приехавшие к самой большой стене. Многие с гидами, ведь история создания разделительных преград между людьми уникальная — существует много деталей, конкретных имён, трагических и геройских сюжетов.
Сразу уточню. На длинных стенах в основном граффити, относящиеся к стилям: Tagging, Wild Style, Throw-up и другие. Проще говоря я их называю "каляки-маляки". Это тоже искусство и непростая работа, но прочитать или понять их смысл может только посвящённый человек.
Более традиционные и понятные граффити, которые я использую в заметке, находятся на небольших стенах. Помимо граффити тут висят плакаты и банеры.
Так же в городе сотни домов и построек на которых можно увидеть масштабное граффити.
На этом граффити запечатлён парень из Восточного Белфаста и девушка из квартала Шорт-Стрэнд который был печально знаменит тем, что в разгар маршей Оранжевого ордена там возникали межэтнические конфликты. Перестрелка продлилась пять часов и закончилась с рассветом, когда лоялисты ушли. Британские армейские и полицейские части не вмешивались в конфликт.
В битве были убиты трое человек и не менее 26 были ранены, ещё трое человек застрелены в Северном Белфасте. ИРА сообщила о своей победе над наступавшими «вооружёнными бандами лоялистов», а лоялисты заявляли, что ИРА попросту заманила их в ловушку. Эта перестрелка стала первой крупной стычкой между католиками и протестантами с участием Временной ИРА (Ирландская республиканская армия).
Кто-то наверное прочёл и подумал, что за политическая белиберда. Наверное, мне нужно было с этого начать рассказ — объяснить, что вообще происходило в Белфасте. В общих чертах смогу, а в деталях я сам запутался и даже начала болеть голова после прочтения всех смутных или даже больше подходит слово мутных белфастких историй.
Итак, Белфаст после разделения Ирландии (в 1921 году) и до конца XX века — являлся одним из центров конфликта на религиозной почве в Северной Ирландии.
В XX веке в Северной Ирландии наблюдался рост самосознания не только ирландцев и англичан, но и католиков и протестантов. В связи с этим большую популярность у местного населения обрели соответствующее правые партии и организации.
Конфликт в Северной Ирландии, в английской историографии известен как Смута — этнополитический конфликт, вызванный спором между центральными британскими властями и местными республиканскими национальными организациями (представлявшими местное католическое население и имевшими левую направленность) касательно статуса региона.
Главной силой, противодействовавшей Великобритании, была ИРА. В свою очередь главным противником ИРА стал протестантский орден Оранжистов и поддерживавшие его праворадикальные протестантские организации.
Пик конфликта между католиками и протестантами пришёлся на 1960-1990 годы. Этим событиям как раз и посвящены многие граффити. Практически все лица это реальные персонажи.
В ходе противостояния с обеих сторон погибло 3524 человека, из них 1857 — гражданские лица.
Формальным окончанием конфликта считается 10 апреля 1998 года — день, когда было подписано Белфастское соглашение.
Изучая некоторые информационные граффити мне удалось узнать новую для себя информацию. Вот например дом посвящённый UDA (Ulster Defence Association). Ассоциация обороны Ольстера — запрещённая протестантская военизированная группировка Северной Ирландии. Также известна как «Борцы за свободу Ольстера». В ЕС, США и Великобритании считается террористической.
В 2010 году заявила о разоружении. Насчитывает до 4 тыс. членов. Уставная цель — «защита протестантского населения Ольстера от террористов и противодействие попыткам отделить Северную Ирландию от Великобритании». Главными источниками финансирования считаются торговля наркотиками и похищение людей.
UDR (полк обороны Ольстера). Был полком пехоты британской армии, которая начала обязанности в 1970. Поднятый через общественное обращение, газетные и телевизионные рекламы, их официальная роль была «защитой жизни или собственности в Северной Ирландии против вооруженного нападения или саботажа», но в отличие от войск из Великобритании они никогда не использовались для «обязанностей сдерживания толпы или бунта в городах».
Ещё одно военное образование — UFF.
Кстати, на некоторых граффити выше вы могли видеть красную руку — символ северо-ирландской провинции Ольстер.
Согласно одной из легенд о происхождении данного символа, двое людей состязались за право главенства над землями, и условием состязания было — пересечь водный поток и первым коснуться рукой берега; для победы один из состязавшихся отрезал себе руку и кинул её на берег. Красная рука Ольстера в настоящее время является символом североирландских лоялистов.
Как я написал в самом начале, в Белфасте много граффити, которое посвящено известным мировым этнополитическим конфликтам.
Несколько изображений посвящены Палестине.
На некоторых граффити есть даже требования освободить из тюрьмы конкретного человека.
Тамил-Илам — проект создания независимого государства тамилов Шри-Ланки, выдвинутый тамильскими сепаратистами в 1976 году. В период гражданской войны (1983—2009) данное государственное образование существовало де-факто в северных и восточных областях Шри-Ланки, контролируемых националистической сепаратистской организацией «Тигры освобождения Тамил-Илама» .
Абдулла Оджалан (партийный псевдоним Апо; родился 4 апреля 1949) — курдский политический и военный деятель, основатель и лидер Рабочей партии Курдистана. С 1999 года отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме на острове Имралы (арестован 15 февраля). Я даже заходил на указанный сайт. Мне понравилось высказывание этого человека: "Капиталистическая современность — это система, основанная на отрицании любви."
А это Фредерик Дуглас (наст. имя — Фредерик Огастес Уошингтон Бейли 1818-1895) — американский писатель, просветитель, аболиционист, редактор и оратор. Один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки, руководитель негритянского освободительного движения.
Рядом с портретов Дугласа много других известных личностей. Слева виден даже Барак Обама.
Это всё кумиры местных политических бунтовщиков. Кто-то из великих личностей высказывался в поддержку республиканцев Северной Ирландии. Я вижу на граффити Мохаммеда Али, Стивена Бико, Анджелу Дэвис, Нельсона Манделу. Интересно, а кого и почему зачеркнули? Если кто знает, подскажите пожалуйста.
На этом пока всё! Тему граффити я до конца не раскрыл, так что про неё ещё упомяну в обзорной заметке по Белфасту.
В завершение хочу сказать: как любитель граффити, я рад, что увидел эти необычные работы в Белфасте, но как обычный человек конечно же хотел, чтобы поводов для таких политических художеств на нашей планете было меньше. Пусть лучше будет больше любви, красоты и добра на стенах наших городов, ну и в сердцах тоже.
Предыдущий материал на тему граффити Нетуристический Лондон или творческое безумие Шордича