72 материалa по 20 объектам, 1 469 фотографий
- GPS
- Мексика, Templo del Hombre Barbudo
Чичен-Ица. Храм Бородатого Человека. Ч.135
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
Добавлю еще немного информации, кажущейся мне интересной о самой игре в мяч. В Пополь Вух, священной книге майя, рассказывается, что в далекие времена создания Вселенной, два брата, Хунахпу и Иксбаланке, представляли светлую сторону космоса (т.е. были положительными героями), и они должны были столкнуться с силами тьмы, и чья возьмет должна была решить игра в мяч в Чичен-Ице. Большая языковая семья майя передавали этот миф из поколения в поколение, который по прибытии испанцев вошел в книгу книг индейцев – Пополь Вух (что-то вроде нашей Библии). В ней говорится, что божественные братья бросили вызов богам смерти и спустились в преисподнюю, чтобы исполнить ритуальный вид спорта, известный на языке майя, как пок-пок, игра в мяч, который обязан своим именем знакомому всем нам звуку мяча, ударяющегося об поле или стены (пок-та-пок). И здесь теории разные об этом названии, помните, я уже писала, что возможно название произошло от понятия «наклониться несколько раз». Вот и думай – «тук-тук» или «наклон и присяд»?
Согласно рассказу, Хунахпу и Иксбаланке играли в преисподней с владыкой смерти и стремились одержать победу любой ценой. Они бросали мяч все выше, дальше и быстрее, но владыка подземного мира не отставал, ловко отвечая на удары. Закончился раунд тем, что братья превратились в Солнце и Луну, и с тех пор вся южная территория Мезоамерики (включающая в себя полуостров Yucatan), населенная бесчисленными городами сложной архитектуры, имеет в каждом из этих городов один или несколько стадионов для проведения игры в мяч, тем самым отмечая подвиг Хунахпу и Иксбаланки.
Хотя имеются сведения о светском характере игры в мяч накануне прихода испанцев, в которой уже принимали участие рабы, все же пок-та-пок оставался обрядом, имеющим астральный характер, непосредственно связанный с борьбой противоположностей и вечной битвой света и тьмы. Само поле имело символ небесной плоскости, а игроки превращались в Солнце, Луну и звезды. Светлые силы будут стремиться достичь торжества света и рождения Солнца, а темные к преобладанию тьмы. Устанавливая свои предпочтения и делая ставки, можно прислушиваться к оракулам, которые бросают жребий удачи. И если кому-то не повезло, и он пропустил мяч, то игра мгновенно приостанавливается и на глазах у всех зрителей игрок будет обезглавлен. В зависимости от того из чьей команды будет жертва, она будет посвящена возрождающемуся солнцу или разрушению Вселенной.
Комплекс стадиона в целом состоит из четырех конструкций, которые формируют характерный двор в форме двойной буквы «T». Восточные и западные структуры являются самыми длинными и представляют собой вертикальные стены, с наружными трибунами, откуда зрители могли наблюдать за красочным ритуалом игры.
Северная и южная стороны поля были ограничены храмами, но, к сожалению, южный храм с веками был уничтожен. Предположительно, он служим для защиты от солнца и от ненастной погоды для высокой иерархии, которая была свидетелем шоу.
Меньший по размерам, северный храм, судя по его декоративным рельефам, которые носили стены и потолок, где был сделан акцент на священные деревья, животных, растений и деталей фаллического характера, считается святилищем по преимуществу обрядов плодородия, связанных с солнечным светом и урожаем.
Эмилио показывает нам красочную картинку, копию имеющихся на стенах рельефов. На ней изображена одна из команд (игроков-победителей), семь человек идут друг за другом, одетые в сложный ритуальный наряд, в котором основным является огромное украшение из перьев, которые «выходит» из-за их спины; шесть игроков несут в правой руке нечто в виде копилки с изображением ягуара или змеи; седьмой игрок (предположительно, капитан команды) возглавляет процессию, неся в правой руке острое лезвие, а в левой за волосы голову противника. Если присмотреться, то видно, что из шеи жертвы «исходят» шесть змей, а седьмая «струя» представляет ростки растений.
Игроки другой команды угадываются по одежде, которая не носит следов перьев, хотя они тоже одеты роскошно. Вся сцена рельефа очень сложна, и уж точно на стене я бы не рассмотрела ничего. А Эмилио завершает свой рассказ тем, что в этом рельефе присутствуют важные символы: жизнь и смерть, противостояние света и тьмы, растение, символизирующее число семь, т.е. плодовитость. Все элементы напоминают нам, что, что жертва не напрасна, она дает преемственность существования людей в этом сложном мире, созданном богами.
Что касается Храма Бородатого Человека, то он находится на платформе 14 м в длину и 8 м в ширину. Похоже, что храм начинали строить как пирамиду, во всяком случае, со всех сторон у него есть наклонные плоскости. Он имеет одну комнату, и его украшают две колонны с барельефами, полоса карниза и фриз. Мы не поднимались туда, просто поверили Эмилио на слово, что среди рельефов там можно увидеть деревья с корнями в земле и с ветвями, скрученными в спираль стволов. На ветвях угадываются птицы, а бабочки порхают вокруг. Апофеозом изображений является «Кетцалькоатль или Кукулькан на вершине дерева, который предстает как человек-птица-змея с лицом, выходящим из пасти змеи с раздвоенным языком и пернатым телом». Вот такое нагромождение фантазии было у майя!
Все рельефы нанесены в несколько рядов, и в каждом из них отражается светская и религиозная жизнь Чичен-Ицы. Археологам и ученым, изучающим мир майя, эти картинки дают много интересного, начиная от одежды того времени, головных уборов, до божественного пантеона.
Ужасы нашего городка продолжаются, и мы даже не предполагаем, что увидим, завернув направо — Чичен-Ица. Храм Черепов Цомпантли. Ч.136
Продолжение следует...
- Адрес:
Templo del Hombre Barbudo
Дешёвый ✈️ по направлению Чичен-Ица город майя