Сердцем Вероны являются две её исторические площади — Пьяцца делле Эрбе и Пьяца делле Синьории. Находятся они рядом друг с другом, но совершенно разные как по характеру так и по архитектурной застройке.
Мне, очутившись на ней, в первую очередь бросился в глаза памятник великому Данте. Он удачно поставлен и хорошо перекликается со статуями на Лоджии совета и арках.
На трёхъярусном пьедестале возвышается трёхметровая фигура поэта, держащего в руке книгу, вероятно свою "Божественную комедию" и свысока, в задумчивости, смотрит на прохожих. Кстати Данте называл площадь "салоном Вероны".
Памятник Данте из каракского мрамора был возведен на Площади Синьории в 1865 году, его открытие было приурочено к шестивековому юбилею великого итальянца. Раньше на этом месте был фонтан, который долгое время не функционировал.
Жизнь Алигьери была связана с Вероной — сюда великий поэт приехал по приглашению правителя Вероны Кангранде Делла Скала, после его изгнания по политическим мотивам из родной Флоренции в 1301 году.
Данте с Канграде (Фото из интернета)
Именно Верона дала нам того Данте, который и вошел в историю. Здесь он написал свой гениальный труд — групповой портрет Италии. Который только много позже назовут "Божественной комедией". Кроме этого им было написано письмо к императору Энрико VII с призывом о мире по просьбе Кангранде делла Скала, который не мог поручить написание такого письма простому придворному писарю или нотариусу, ему потребовался самый “лучший в искусстве составления писем”.
За памятником находится Лоджия Совета. Одно из самых красивых и гармоничных зданий площади. Построено оно была для веронской коммуны в середине 15 века, но внутренние работы продолжались еще долго после завершения строительства. Автор проекта неизвестен, считается, что над проектом коллективно работала группа веронских архитекторов того времени. Раньше ошибочно считалось, что автором является монах-доминиканец Фра Джованни Джокондо, поэтому и здание часто именовалось Лоджией Фра-Джокондо.
Здание можно причислить к архитектуным шедеврам итальянского Ренессанса. Его фасад украшают скульптуры и фрески созданные ломбардскими мастерами, которые придали Лоджии роскошный и торжественный вид.
На втором этаже четыре двойных окна с рельефными пилястрами. Между окнами – граффити с геральдическими фигурами и орнаментом.
На карнизе здания были установлены скульптуры знаменитых уроженцев Вероны — Катулла, Плиния Старшего, Витрувия, Корнелия Непота.
Одна из стен бокового фасада (в арке) сделана в технике обманной живописи, как будто бы выложена гранёной плиткой.
Практически все здания на площади соединены друг с другом изящными арками, одна из них примыкает и к Лоджии Советов, венчает её фигура Джироламо Фракасторо. Как оказалось с этим господином я была "знакома" ещё с института, вот только имя его подзабыла, а труды и результаты его исследований помню.
Фото из интернета
Girolamo Fracastoro (1478—1553) — венецианский врач, писатель и учёный-исследователь в области медицины, географии, математики и астрономии. Родился он в Вероне, получил образование в Падуе. Среди школьных товарищей Фракасторо был Николай Коперник.
Свое имя ученый обессмертил двумя крупными медицинскими сочинениями: поэмой "Сифилис, или о галльской болезни" и "О контагиозных болезнях и лечении".
Сифилис получил своё название благодаря ему. Поэма повествует о том, как пастух по имени Сифилус разгневал богов Олимпа и был наказан ими ужасной болезнью, поразившей всё его тело сыпью, бубонами и язвами.
Фракасторо считается одним из основоположников эпидемиологии как науки. Он предложил свою теорию распространения заразных болезней, согласно которой существует живое размножающееся заразное начало, выделяемое больным организмом и заражение происходит через прямой контакт или через воздух.
Фракосторо изображён держащим в руках глобус. Существует легенда, что он упадёт на голову человека, принадлежавшего к сословию городских чиновников, адвокатов, судей, если тот обладает абсолютной порядочностью. Почему выбраны именно они? И почему абсолютно порядочный человек должен быть наказан? Возможно считали, что таковых не существует среди даных профессий?
.
Рядом с Лоджией Советов находится здание розового цвета, бывшей меняльной конторы,
оно соединено с бывшим Дворцом Судей аркой на которой установлена скульптура маркиза
Шипионе Маффеи — итальянского литератора, боровшегося за обновление общественной жизни и культуры родного города – Вероны.
Был великолепно эрудирован в различных областях – в литературе, театре, филологии, истории, политике, государственном праве, этнографии и даже искусстве черной магии. Одна из его мелодрам была положена на музыку Антонио Вивальди. Родился, жил и умер в Вероне в 17 -18 веках.
Дворец Судей в нём размещались представители фемиды пока не был построен дворец Подеста.
Здание выглядит строгим, соответствующим своему статусу. Сейчас здесь располагается отель "Домус Нова".
Он соединён с Дворцом правосудия аркой, на которой установлена статуя Энрико Нориса, итальянского кардинала, историка церкви, богослова, ирландского происхождения. Он стал первым хранителем библиотеки Ватикана при папе Иннокентие XII. Напрямую с Вероной он никак не связан, но в одном из храмов ему ещё установлена памятная плита. Видимо заслужил.
Дворец Коммуны или же дворец Правосудия (Palazzo del Comune или Palazzo della Ragione), построенный в начале 12 века из характерного для Вероны светлого туфа и красного кирпича.
Во время венецианского правления во дворце располагались: городское правление, суды, тюрьма и различные учреждения, включая нотариальную коллегию.
В середине 15 века во внутреннем дворе к нему пристроили широкую двухпролётную готическую лестницу, которую назвали Лестницей Разума.
.
Фасад богато декорирован, на нём можно увидеть барельефы, гербы, остатки фресок.
А это остатки льва Святого Марка.
На здании дворца можно увидеть необычный "почтовый ящик", такие появились в городах Венецианской республики после заговора Тьеполо (итальянский революционер, внук дожа, возглавил заговор против правительства). Обычно они изображали голову льва или лицо человека со злым выражением и с прорезью вместо рта, куда можно было положить анонимный донос. С обратной стороны ящика имелась дверка, которую можно было открыть только в сосставе комиссии и с составлением протокола. Ключ хранился в магистратуре. В последующем анонимные доносы перестали рассматриваться.
Сейчас в здании расположена городская ратуша.
Над ним возвышается башня Ламберти высотой 84 метра, она видна отовсюду, и была построена в 12 веке веронской семьёй, именем которой её теперь и называют. В течении веков башню, надстраивали, в 1295 году наверх поместили 2 колокола, определявшие ритм городской жизни. Колокол Ренго — самый большой, собирал народ на важные сорания и звонил в случаях опасности для города, а второй Марангона отбивал часы работы для ремесленников и звонил в набат в случае возникновения пожаров. Сейчас здесь находится смотровая площадка.
Фото из интернета
Дворец Коммуны соседствует с дворцом Кансиньорио, который со стороны площади Синьори
выглядит необычно. В левой его части видим элегантный классический фасад, выполненный в первой половине 16 века. Справа возвышается кирпичная башня с зубцами – единственная часть дворцового комплекса 14 века , которая дошла до наших дней.
Первоначально дворец представлял из себя крепость, с четырьмя угловыми башнями и окружавшей внутренний двор крепостной стеной, который построил для себя Кансиньорио делла Скала в 1363 году. В период правления Венеции дворец выбрали для проживания капитано — представителя Венеции в городе, поэтому другое его название Дворец Капитанов.
Арка Volto della Trottura (Свод пыток) в ней, во времена средневековья, висели разные устрашающие инструменты для пыток, вместе с Дворцом Подесты замыкет площадь. Как раз через неё попадаем к Аркам Скалигеров, готическим надгробиям представителей семейства, управлявшего Вероной в 13-14 веках. Верона и Скалигеры
Внутри залы были украшены фресками Джотто, которые, к сожалению, не сохранились.
Монументальный портал Палаццо дель Подеста выполнил Микеле Санмикели в 1533-м году. Он имитирует древнеримскую триумфальную арку с двумя двойными колоннами, накрытыми треугольным фронтоном. Поверх портала помещен барельеф Льва Святого Марка как знак принадлежности к Венеции. Портал получил собственное имя — Портал Санмикеле, по имени автора — выдающегося уроженца Вероны, архитектора и фортификатора.
Вот такая она площадь Синьории, заставляющая восхищаться итальянскими архитекторами, которым удалось из разностильных зданий, построенных в разные столетия, создать целостный ансабль. Она притягивает уютом, вероятно именно поэтому здесь назначают свидания, а заблудившиеся встречаются на ней у памятника Данте.
Идём дальше на площадь Эрбе, для этого нужно пройти через Арку делла Коста (Arco della Costa), к которой подвешено китовое ребро. Приходится только удивляться, как оно попало в Италию, где нет китобойных флотилий. Есть легенда, что её привёз один из местных жителей, по одной из версий в 15 веке, по другой в 17, выдал её за ребро дракона и подарил городу.
В давние времена на площади Трав располагались лавки торговцев ароматами и специями и, скорее всего, кость была повешена для привлечения покупателей, такая вот необычная реклама.
Конечно существует легенда — говорят, если под ним пройдет человек, который ни разу в жизни не лгал, ребро немедленно упадет. С подобным мы уже знакомы, но там речь шла только о служителях фемиды, а в этом случае только об обычных людях. Видимо висеть ему вечно!
Пьяцца делле Эрбе в переводе с итальянского означает "площадь трав", в Средневековье здесь располагался рынок, где торговали овощами, фруктами и травами. Рынок сохранился и до наших дней, только добавились торговые палатки с сувенирной продукцией.
Площадь существовала ещё в эпоху Древнего Рима и уже в то время она была центром политической, экономической и культурной жизни города. С тех пор мало что изменилось, здесь также многолюдно, только сейчас приходят сюда в основном для того, чтобы полюбоваться на достопримечательности на ней находящиеся. И желающих увидеть эту красоту великое множество.
Поэтому целостной картины у меня, поначалу, не получилось, взгляд выхватывал то одну достопримечательность, то другую.
Сама площадь прямоугольной формы, обрамлена зданиями разных эпох, но выглядит это красиво и органично.
Мне же, в первую очередь, на глаза попался фонтан Веронской мадонны, установленный на площади в 1368 году по указанию Кансиньорио делла Скала, его открытие совпало с проведением нового водопровода. Для фигуры Девы Марии была использована римская статуя, датированная 380 годом, у неё не было рук и головы, их приделал скульптор Джованни ди Риджино, в руках она держит ленту из бронзы с хвалебной надписью городу EST IVSTI LATRIX VRBS HAEC ET LAUDIS AMATRIX ("Этот город, носитель истины, достоин похвалы").
Постамент, на котором стоит статуя, окружают восемь скульптурных масок из которых вытекает вода. Маски были вставлены в камень и сделано это очень искусно.
Существует примета, если бросить в фонтан монетку, то это принесет удачу в бизнесе. Корни этого обычая исходят из тех времен, когда рядом со знаменитым фонтаном купцами заключалось множество сделок.
Фоном для фонтана служит великолепный Дом Маццанти ( Case Mazzanti), это один из древнейших дворцов Вероны, фасад которого в 16 веке был расписан фресками на мифологические сюжеты. В то время в городе многие здания были так украшены, и традиция эта была здесь настолько сильна, что Верону даже называли "Urbs picta","разукрашенный город".
Первоначальная цель этого была весьма прозаична, краска наносилась лишь для того, чтобы защитить стены от непогоды, но со временем превратилась в декоративный элемент, искусство.
В 16 веке дом перешел к семье Маццанти. Именно в это время фасад получил свой нынешний облик. На фресках изображен цветной орнамент и аллегорические фигуры — "Невежество", "Жадность", Любовь", "Умеренность" и композиция "Борьба гигантов". Авторство приписывают Альберто Cavalli.
Раньше на первом этаже, под арками, располагались торговые лавки.
С северной стороны площади к дому примыкает великолепное здание в стиле барокко – Дворец Маффей, названное так в честь владельца кардинала Маркантонио Маффеи, который приобрёл его в начале 17 века и провёл в нём значительную реконструкцию.
Автор проекта дворца неизвестен. По документам было установлено, что он привезён из Рима. Его архитектура отличается от всех построек Вероны того времени. Его помпезный фасад в стиле барокко подчёркивал великолепие и могущество семьи Маффей. На нём присутствуют и окна украшенные фронтонами, разделённые ионическими полуколоннами, и фризы с барельефами и растительными мотивами.
На вершине фасада проходит балюстрада с мраморными статуями пяти античных богов и героев: Геракла, Зевса, Венеры, Меркурия, Аполлона и Минервы. Все скульптуры были выполнены в 17 в., кроме статуи Геракла, которая, как считается, имеет древнеримское происхождение.
В 1713 году путешественник Фолькамер писал: "В Вероне на главной площади, называемой Эрбе, все видят великолепный Дворец графов Маффей. На его плоской крыше расположена терасса с прекрасным садом, с клумбами, цветами и деревьями. Я видел своими собственными глазами этот сад во время пребывания в Италии."
Фото из интернета
Очень красиво и внутреннее оформление. Чего стоит только лестница. Вот как её описывает потомок Маффеев: "лестница ведёт из подвалов на крышу дома, и устроена в виде спирали, как ракушка в целях экономии внутреннего пространства. Несмотря на это, она получилась благородной и просторной, она вся парит в воздухе".
Сейчас в здании расположена гостиница.
Перед дворцом установлен лев Сан-Марко, символ Венецианской Республики, под властью которой Верона была 400 лет. Колонна, на которую он водружён, античная, оставшаяся от римского форума. Автором льва является Микеле Леони, фамилия скульптора как нельзя кстати подходит для этой скульптуры.
Рядом со дворцом стоит Часовая башня, или башня Гарделло, она сильно контрастирует с ним по соей архитектуре. Сразу видно, что из Средневековья, построена ещё до эпохи правления Скалигеров, но в 1363 году по приказу Кансиньорио делла Скала она была существенно перестроена. Аттик с гибеллинскими зубцами на ней был пристоен позднее, в середине 17 века. Достопримечательностью является и колокол, помещенный в звоннице башни. Он был вылит знаменитым веронским мастером в 1370 году, есть даже табличка, извещающая об этом.
В начале 15 века началось сооружение циферблата и часового механизма. Это были первые публичные механические часы в Вероне, с которыми сверял время весь город, причём была только одна стрелка, показывающая час. Другой ритм жизни был...А у нас сейчас секундная есть!
От часовой башни идёт группа старинных домов под названием Борголетто. Они ничем не знамениты, во всяком случае мне это неизвестно. Но посмотреть на них приятно. Стены пастельных тонов, деревянные ставни на окнах, небольшие кованые балконы, всё вместе взятое придаёт им очарование.
На этой же стороне находится интересное здание, с уже знакомыми зубцами, в готическом стиле — Дом купцов(Domus Mercatorum). Построено оно было ещё в 1210 году и предназначалось для гильдий торговцев и ремесленников. Первоначально оно выглядело по-другому, но в 1301 году Альберто дела Скала приказал пристроить к нему арки на первом этаже, увидеть которые можно и сегодня.
Свод лоджии деревянный и расписной. Сейчас здесь находится Народный Банк Вероны.
От площади Эрбе отходит Via Pellicciai и в этом месте образуется небольшая площадь 14 века Novembre, где установлен Памятник Жертвам 1915. !4 ноября исторический центр города был обстрелян с воздуха австрийцами, погибло много обычных граждан. В память об этом событии в 1920 году и был установлен этот памятник. Статуя женщины указывает мечом на небо, она символизирует город, который скорбит, но не побеждён.
На площадь Эрбе выходит один из фасадов дворца Коммуны и отсюда тоже хорошо видна Башня Ламберти.
В центре площади расположена каменная "берлина", которую в прошлом называли "трибуна", а правильнее капитель. Как было установлено построена она была в 1207 году в готическом стиле, но во время правления Бартоломео и Антонио делла Скала площадь расчистили для проведения торжественных похорон Кансиньорио и капитель была перестроена в строгих классических формах.
С берлиной были связаны не только торговые дела на площади, но и политические, и судебные. На ней получал ключи от города каждый новый правитель-подеста Вероны. Отсюда, после сигналов горна, зачитывались воззвания и важные решения правителей.
Так как на площади велась торговля, то на пилястре, где подвешена цепь, были выбиты линейные меры товаров. Речь идёт о трёх словах "PER"(перст), "BRAS" (локоть) и "PASSUS" (ступня). Рядом на ступеньке выбиты очертания самых главных средневековых мер: copo (черепица) и quarel (кирпич), а круглое железное кольцо на цепи определяло размер вязанки хвороста.
Сама же цепь предназначалась для нарушителей порядка — их сажали на цепь. Наказание ждало за нарушение тех, кто скакал верхом в городе, участников запрещённых азартных игр, их ещё и окунали головой в ванну с водой трёхкратно, тех кто жульничал, а также сквернословов.
Наказанию подвергались и те, кто нарушил правила торговли — в определённое время оптовики
должны были продавать товар только покупателям, а не перекупщикам-продавцам на площади.
Всё осталось актуальным и на сегодняшний день — ничего не изменилось!
Во времена правления Венеции здесь выставляли отрубленные головы бандитов для идентификации.
В южной части площади находится "Древняя колонна" с эдикулой, установленная в 1401 году и содержащая герб миланской семьи Висконти, которая в то время правила Вероной. В нише можно увидеть рельефное изображение фигур Богоматери и святых Христофора и Петра Мученика.
Вот такое оно сердце Вероны!