«У настоящего путешественника нет точных планов и намерения куда-то попасть». Можно не согласиться с этим высказыванием древнекитайского философа Лао-цзы, но кто же будет спорить с китайскими мудрецами. К чему это я? А к тому, что в Комо (город) и на Комо (озеро) я попал, не имея ни планов, ни намерений туда попасть.
Маршрут и конечный пункт определила заманчивая цена перелета из Таллина в Милан (Мальпенса), предложенная любимой пенсионерами авиакомпанией EasyJet. Действительно заманчивая, ведь это цена автобусной поездки из Нарвы в Санкт-Петербург. Ну, а озеро Комо привлекло своей близостью к аэропорту Мальпенса, и еще тем, что это одно из пятерки «Великих озер» северной Италии, на котором я еще не был. (Не путать с «Великими озерами» Северной Америки, которые хоть и круче итальянских, но они за тридевять земель от нас и туда не летает EasyJet).
Так что по версии Лао-цзы я вполне могу считать себя «настоящим путешественником», по крайней мере в этой поездке. Пустячок, но приятно. Смущает только «лоукост», но не думаю, что китайского философа занимала финансовая сторона вопроса.
В этот раз не стал арендовать в аэропорту автомобиль и всю неделю пользовался исключительно общественным транспортом. И не пожалел – удобно и голова ни о чем не болит! Pick up, страховка, parcheggio vietato, заправка, toll-road, царапины, промилле, штрафы, drop off — какой при этом отдых? По собственному опыту знаю – езду по дорогам северной Италии отдыхом не назовешь. А тут вышел из терминала-2, где швартуются самолеты EasyJet, перешел дорогу, прошел метров 50 по крытой галерее и, спустившись на эскалаторе к ж/д платформе, садишься в поезд — и отдых продолжается. Поезд быстро и без пересадки доставил в город Комо. А поезда здесь ходят, словно трамваи – по улицам и перекресткам.
В последующие дни были использованы все виды наземного и водного транспорта, включая фуникулеры. Можно еще до кучи упомянуть поездки в гостиничном лифте. Неохваченным остался лишь прогулочный гидросамолетик, постоянно круживший над озером.
Но пасмурная погода не вдохновляла на полет. Что ж, как-нибудь полетаю в другой
Да, солнце так и не выглянуло ни разу за все время, и лишь на этой фотографии нарисовался кусочек голубого неба.
Но словно в качестве компенсации за серость неба «клёны выкрасили город колдовским каким-то цветом». А заодно и окружающие горы.
Несмотря на хмурость неба, дожди особо не досаждали и это позволяло совершать неспешные пешие прогулки с перерывами на «покушать». А погулять и покушать, было где. Самые популярные достопримечательности у туристов на Комо, о которых больше всего пишут и читают – это виллы и сады разной степени шикарности. Их описаниями переполнен интернет и добавить тут мне нечего. Тем более я в них и не заходил. Конечно я лишу себя лайков от прекрасной половины, но не мужское это дело – чужими виллами восторгаться. Вот эти заброшенные виллы заинтересовали – сколько за них просят?
То там, то сям попадались всякого рода сооружения, инсталляции, монументы. Например, этот, не слишком понятный.
Но гугл все знает — стела посвящена гребцу Giuseppe Sinigaglia, уроженцу Комо, завоевавшему много медалей и погибшему в Первой Мировой. Теперь понятно, что в руках у нижнего персонажа – два весла. Сам Джузеппе – скорее всего наверху. Какую роль играет тот, что посередине – догадаться трудно. Да и неважно это.
А вот расположенное рядом загадочное сооружение зловещего вида заинтриговало.
Предположил, что это долговременная оборонительная точка (ДОТ) времен WW2 – уж больно место стратегическое. Дома, готовя эту заметку, зашел в google maps, и одной загадкой стало меньше. Это всего лишь фонтан Villa Geno, но ноябрь – не сезон для фонтанов. Летом – benvenuto!
Для интересующихся: Вилла Джено, что видна за фонтаном, специализируется на проведении свадебных торжеств. Жених и невеста в фонтане на озере Комо – это круто и незабываемо!
А подобные сценки из мира пернатых меня всегда умиляют. Он хорохорится, выкаблучивается, крылья расправляет, на что-то рассчитывает, а она делает вид, что ей всё это по барабану, отвернулась, типа занята своим, девичьим. Поражаюсь его терпению. Но так у них принято, у птичек.
Блестящая штуковина – это инсталляция под названием “Life Electric”, установленная в честь Алессандро Вольта (это тот, чьим именем названы наши 220 Вольт). По замыслу автора фигура олицетворяет единение воды, воздуха и электричества.
Тут же на набережной Дворец и музей-дворец A. Volta, тоже уроженца Комо. Каюсь, музей не посетил. Непростительно для человека 20 лет проработавшего в музее ответственным за 220 Вольт.
Однако этот культурный промах был скомпенсирован походом в местный театр — Teatro Sociale di Como, где давали оперу Фальстаф великого Верди. Театр хоть и называется Sociale (в СССР это был бы «народный» театр), но внутри он выглядит вполне презентабельно и зал «народного» театра больше похож на «императорский»: партер, ярусы, ложи, расписной потолок, люстра, канделябры, позолота и лепнина. (На сцене не Фальстаф, и фотография не моя – приличные люди в оперу с фотокамерами не ходят).
В любом городе мира найдется место на возвышении (смотровая площадка, мирадор, бельведер, колокольня), откуда можно полюбоваться окружающими видами и сделать потрясающие снимки. Таких мирадоров в Комо по крайней мере два. Это Замок Бараделло (Castello Baradello) на южной окраине города и деревня Брунате (Brunate) в северной части.
Восхождение к Замку Бараделло начинается от площади Camerlata. Ориентир – башня на холме.
За автобусной остановкой (на фотографии в правом нижнем углу) надо пройти еще правее вдоль забора, читая всё, что на нем, и найдя маленькую табличку с надписью Castello Baradello, выйти на дорожку, ведущую вверх. Дорожка мрачноватая, местами скользкая. Но это был дождливый и хмурый ноябрь.
Наверху стало немного светлее, нарисовалась сторожевая башня и рядом летний ресторан. Сейчас там все закрыто и вообще безлюдно, и только на обратном пути повстречалась единственная парочка.
Башня Бараделло – ничего особенного. Украшу ее собой — зря что ли я сюда забрался.
Ворота в замок оказались на замке. VIETATO L'INGRESSO. Этот несезон экономит кучу денег и времени!
К счастью смотровая площадка была открыта, и открывшиеся виды были наградой за восхождение.
В центре – Кафедральный Собор. Duomo.
Отсюда можно было разглядеть и второй мирадор — Брунате.
К деревне Брунате тоже можно подняться пешком, но зачем, если есть фуникулер. Заодно можно и от дождя скрыться.
Это зачетное место постоянно занято любителями селфи. Представляю, какая толпа на этой небольшой смотровой площадке летом. Дождался своей очереди и я.
С помощью зума камеры разглядел в мешанине зданий свой отельчик (желтое здание с террасой на крыше, рядом с колокольней).
Номер в гостинице был эксклюзивный — не только с видом на озеро, но и на эту колокольню, до которой можно было при желании дотянуться рукой. Ну, если в руке селфи-палка.
И каждое утро в 7:30 раздавался колокольный звон. Будильник был не нужен.
Каких-то выдающихся достопримечательностей в Брунате не оказалось, прошел туда — обратно по узкой улочке вдоль обрыва, ловя натуру в объектив фотокамеры.
Можно было дойти до маяка «Faro Voltiano», но до него надо было топать согласно указателю «34 minuti и 1,37 km» без гарантии попасть на его верхушку. Сфотографировал его на следующий день с другого берега.
Внизу – панорама города Черноббио (Cernobbio).
В один из дней совершил туда водную прогулку. Ничем не примечательный городок, каких в Италии сотни. Местные гиды со мной конечно не согласятся, и возможно будут правы. Ведь, как я в начале писал, поездка была спонтанной, без всякого плана и проработки маршрута.
Так выглядит центральная площадь Черноббио, расположенная рядом с пристанью.
Побродив часа полтора по окрестным улицам, где ничто не зацепило, сел на подошедший катер и вернулся в Комо.
Далее – мимоходом пойманные в объектив виды города и занятные картинки.
Линия фуникулера к деревне Брунате.
Тот же — вид ночью.
Прикольная и вызывающая улыбку скульптурная композиция. Но табличка поясняет, что улыбаться нечему – тут назревает трагедия. Скульптор изобразил здесь персонажей «Божественной комедии» Данте – Паоло и Франческо, а в образе коня очевидно муж Франчески — Джанчотто.
«Руку убрал, Паоло!» — говорит конь-Джанчотто. «За дорогой следи!» — отзывается Франческа. Закончилось все, как известно, плачевно.
Памятник Павшим. «Одна рука представляет собой готовность активно служить стране, вторая – это рука убиенного при исполнении служебных обязанностей».
Сад деревянных скульптур.
Ба! Русские идут? Вместе с украинцами?! И еще румынский (наверно перепутали с молдавским) флаг. Ну, тут в магазинчике мир и дружба между народами. «Вкус твоего дома» — завлекает некая Nina.
Рука Москвы?
Тем временем вода в озере прибывает.
Начинается наводнение? Но бывало и хуже, как на фотографии, висящей в зале соседнего ресторана.
Но сегодня у этого ресторана сухо и благостно.
И вообще Комо — это не озеро, это море позитива!
Девушки – афроитальянки.
Итальянские вина.
Птички.
Золотая осень.
Вспомнилась песня из далеких 60-х годов прошлого века, исполненная очень рано ушедшей из жизни популярной в то время Лидией Клемент. Пела она про Карелию:
«В разных краях оставляем мы сердца частицу,
в памяти бережно, бережно, бережно встречи храня.
Вот и теперь мы никак не могли не влюбиться.
Как не любить несравненные эти края!»
Да, в Комо (и город, и озеро) тоже трудно не влюбиться. Подумал, подумал, и... пожалуй оставлю я здесь не только сердца частицу, а всё его целиком.
Пусть тут полежит перед Дуомо. Пока.