Когда говорят о разделённом городе, сразу возникают ассоциации с Берлином: противостояние сверхдержав, остров свобод в море социализма, драматическое разделение семей, — обо всём этом мы слышали в школе, видели по ТВ, в хронике и в выпусках новостей. Однако в Европе и сейчас есть разделённая столица — Никосия. В учебниках истории об этом, в лучшем случае, пара строк, в хронике и новостях, если и есть упоминания, то вскользь.
Начать стоит, пожалуй, с главной достопримечательности города. И нет, это не памятник, не архитектурный шедевр или нечто подобное, это... погранпереход.
Подобно Берлину, в Никосии есть КПП для перехода в другой сектор. В смысле, в другую страну. И расположен он на главной улице греческой части города — улице Ледра.
Примечательны на Ледра нагруженные плодами апельсиновые деревья и нависающие полотнища, защищающие от летнего солнца. Но зимой они не очень актуальны.
Ныне проход через КПП это то, что каждый уважающий себя турист обязан сделать, тем более, что это проще, чем дважды два. Вы идёте по улице Ледра, пока не встречаете на своём пути будочку белого цвета, в окошечко в ней протягиваете паспорт, его сканируют и пропускают. Далее двадцать метров идёте мимо пустующих домов-призраков (буферная зона, нежилая), и тоже будочки, уже турецкие. Здесь то же самое: протягиваете паспорт в окошечко, его сканируют и вы проходите. Вуаля, вы на Северном Кипре, никаких штампов, никаких проблем.
Но о севере в следующей части.
Ледра начинается от здания мэрии.
которая расположена рядом с автовокзалом города и ничем особо не примечательна, если бы не... Бастион, оставшийся от крепостных сооружений, построенных венецианцами в 1567-1570-ых годах.
Сверхдержава своего времени — Венеция — владела Кипром довольно долгое время, пока растущая Османская империя не положила глаз на стратегически расположенный остров. Для защиты от турок венецианцы укрепили и осовременили существовавшие оборонительные сооружения, чтобы они могли выдержать мощь турецкой армии. Старый город было решено обнести мощными стенами, с 11-ю бастионами.
Денег, естественно, было в обрез. Решили применить, как бы сказали сейчас, краудфандинг среди венецианских богачей, сыграв на их жажде славы — каждый бастион оборонительной стены назван по фамилии богатых венецианских семей, пожертвовавших деньги на них. И сейчас остатки тех бастионов по всему городу выглядят достойно, хоть и слегка запущенно.
В общем, можно долго перечислять достоинства тех стен и бастионов, а также их, объективно, высокий на тот момент уровень защиты, однако ничего из этого не помогло: в 1570 году турки прорвались через ещё не до конца достроенные укрепления. Защитников ждала печальная участь, а с командующего обороной заживо сняли кожу.
Самих стен теперь нет, их уничтожили британцы. Они хотели создать нормальное транспортное сообщение в городе, а через существовавшие в крепостных стенах ворота невозможно было проехать на машинах. Кстати, о воротах... Их было несколько. Это, к примеру, Киренийские ворота, выходившие в сторону Кирении, расположенные ныне в турецкой части.
Если стать так, что мэрия сзади, а улица Ледра впереди, то справа будет район Лайки Гитония. Этот район является пешеходной зоной со множество магазинов, таверн, сувенирных лавочек и мастерских.
Традиционные кипрские дома 18 века были отреставрированы, им придан максимально оригинальный облик.
Есть места в Лайки Гитонья, выглядящие сказочно, будучи похожими на восточные базарчики.
Ничего удивительного в ассоциациях с Востоком нет. Больше трёх с половиной веков турецкого владычества оставили свой след. Но всё имеет предел. К 19-му веку фундамент Османской империи уже был порядком изъеден термитами истории. Где слабо, там и рвётся, как известно. А слабым местом Османской империи были Балканы, поэтому подобно тому, как причины разделения Берлина нужно искать в итогах Второй мировой войны, причины разделения Кипра кроются... в итогах Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Потеряв почти все свои европейские территории в результате войны, Османская империя была как никогда слаба, а вот Россия была на подъёме, воодушевлена победами и рвалась к Царьграду. И, о чудо, даже общественное мнение Запада было на её стороне в этой войне, ибо турки ассоциировались с деспотизмом и кровавыми подавлениями национальных выступлений на Балканах. Но Великобритании, как Баба Яга, была против, потому что у неё нет союзников, а есть стратегические интересы. И эти интересы основывались на желании не пустить русских в регион Восточного Средиземноморья, куда Россия могла бы выйти, добив османскую империю на Кавказе. Почему восток Средиземного моря был важен для Туманного Альбиона? — Потому что строился Суэцкий канал, стратегически важный путь в Индию, важнейшую британскую колонию. Поэтому крайне нежелательно, чтобы на эту дорогу вдруг упало подпиленное турками, русскими или ещё кем-то дерево. А Кипр вполне мог стать тем самым деревом. В общем и целом, Великобритания и Турция в 1878 году подписали договор — Кипрскую конвенцию, согласно которой Кипр, формально, оставался турецким (этим умилостивили местных турок, да и турок вообще), но вот управление островом передавалось англичанам.
Греческая община, долгое время угнетаемая турками, начала дышать свободно, православие вышло из забвения. На, пока что, чужой земле англичанами строились дороги, военные базы, порты, пока в 1914 году Турция не вступила в Первую мировую войну против Великобритании, и последняя решила, что теперь не связана обязательствами с врагом и аннексировала остров. Турецкая община осталась на острове.
Перенесёмся в 1960-й год. Кипр становится независимым. Англия ушла, но как бы осталась. До сих пор кусок Кипра это британские военные базы Акротири и Декелия. Плюс, Турция стала, вдруг, защитницей интересов турок-киприотов, в том числе и для отвлечения внимания своих жителей от проблем экономических. Плюс, Турция и Греция не дружили, мягко говоря, а радикалы на Кипре жаждали присоединить Кипр к Греции, не считаясь с интересами турок-киприотов. В итоге, переворот 1974 года, который был устроен при поддержке военной хунты Греции с целью прихода к власти сторонников идеи присоединения к Греции, Турция использовала как предлог для вторжения с целью защиты интересов турецкой общины.
Так Никосия стала той, какой она есть сейчас: разделённой буферной зоной под охраной ООН столицей двух государств, собственно, Республики Кипр на юге, входящей в Евросоюз, и Турецкой Республике Северного Кипра на севере. Так на улице Ледра появилась (много позже 1974 года) одна из главных достопримечательностей — КПП на север Никосии, на турецкий Кипр, который, по отзывам многих, интереснее и колоритнее южного. Да и дешевле.