Город Потсдам и сам довольно интересен и заслуживает к себе самого пристального внимания, но дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси эпохи Гогенцоллернов считают (и не без оснований) самой роскошной и самой известной достопримечательностью Потсдама.
Когда нам сказали перед входом в парк, что он большой, и мы познакомимся с ним лишь частично, нотка разочарования царапнула душу, а представить его масштабы получилось с натяжкой.
На самом же деле парк оказался настолько огромным, что и увиденное просто ошеломило.
Давно хотелось побывать в Сан-Суси и увидеть дворец. И вот он – светлый, изящный, совсем рядом и во всей красе. Он лишен помпезности больших дворцов, органично вписывается в окружающее пространство и понравился сразу. Не мог не понравиться.
Интересно, что Фридрих II, путешествуя как-то по здешним территориям, тоже проникся к этим местам и загорелся мыслью о личной резиденции (в распоряжение супруги Елизаветы Кристины был предоставлен летний дворец Шёнхаузен).
Приказ начать строительство новой загородной резиденции в Потсдаме король дал 13 января 1745 года.
Она должна была стать местом уединения от государственных дел и придворной суеты, где можно было бы музицировать, любоваться живописью и встречаться с людьми искусства (7 мая 1747 года именно в Сан-Суси состоялась встреча короля с Иоганном Себастьяном Бахом), наслаждаться сельскими пейзажами, гармонией с природой, сочинять стихи и предаваться философским размышлениям, словом жить так, как ему нравилось. «Когда я буду там, я стану жить без забот» (что не значило предаваться увеселениям). На французский манер «sans souci» и означает — «без забот». Это выражение и стало названием дворца с прилегающим парком и комплексом строений вокруг него.
Король участвовал в разработке проекта, лично сделал некоторые чертежи, следил за ходом строительства и контролировал расходы, при оформлении интерьеров собственноручно делал наброски, прорабатывал эскизы, прежде чем отдать их художникам. Сразу отмел предложения архитектора, друга и единомышленника Георга фон Кнобельсдорфа (несмотря на его протесты) о пристройке цоколя к дворцу, одноэтажный дом в стиле рококо на холме, где было бы много окон и света, его вполне устраивал. Большое здание только нарушило бы деревенскую идиллию. Фридрих же стремился к единению с природой, и свое решение аргументировал возможностью прямо из дворца выходить в сад (хотя дворец без цокольного этажа и близость к земле не замедлили сказаться на обострившейся вскоре подагре монарха).
Впоследствии он называл этот приземистый летний дворец, построенный всего за 3 года можно сказать «под ключ» (хотя работы продолжались и после), «своим маленьким виноградным домиком».
Дворец с бронзовой надписью «Sans Souci» в солнечных тонах, на фасаде 36 фигур из песчаника и мрамора, изображающих Вакха и вакханок с природными орнаментами.
Скромный же он лишь по размерам строения, из-за убранства его вряд ли можно назвать таковым. Кабинет и покои короля контрастируют с роскошным концертным залом, имитирующим беседку с паутиной и золотыми паучками поверху, и залом для аудиенций, который чаще использовался как столовая.
А на участке земли прямо перед дворцом утроили 6 террас, где стройными рядами высадили привезенные из Франции, Италии и Португалии виноградные лозы.
Через террасы протянулась лестница в 120 ступенек (сейчас их 132), соединяя будущий парк и дворец.
Кроме разбитых виноградников в парке высадили и фруктовые деревья, живые изгороди разнообразили аккуратно постриженными кустарниками.
В 1748 году посреди сада появился большой фонтан, но из-за ошибки в устройстве вода из него не забила.
Грот Нептуна с каскадным водопадом у подножия холма, скульптуры римских богов и символы 4 стихий, уютные зоны отдыха окружили фонтан позже (1751-1757).
С опозданием более чем на 2,5 века фонтан все же заработал, сегодня мощный насос выбрасывает струю воды на 38 м.
Миниатюрное одноэтажное здание после пристройки боковых флигелей заняло почти всю верхнюю террасу.
С правой стороны – Картинная галерея
(на фото сквозь решетку виден вход в неё).
Она появилась в 1764, а до нее в этом крыле была оранжерея с тропическими фруктами и растениями. Для личной коллекции король нередко сам покупал картины, переодевшись простолюдином и торгуясь за скидку.
Широкой публике открыли двери в один из первых музеев Германии в 1927 году. В период II Мировой войны вместе с ценностями, предметами искусства и мебелью часть картин из собрания Фридриха Великого были вывезены, с годами хоть и не все они вернулись на свои места.
Но и в сегодняшнем собрании Bildergalerie шедевров хватает. Кстати, это исторически значимое архитектурное сооружение стало 1-м в Пруссии, а потом в Германии музеем, предназначенным для хранения и экспозиции полотен мастеров прошлого.
Напротив картинной галереи Neue Kammern – Новые палаты. В 1774 году там тоже была оранжерея, спроектированная Кнобельсдорфом, но позже помещение было перестроено для особых гостей (это вид со двора).
В ту эпоху новые дворцы были показателем богатства и могущества, а путешествующих гостей было принято принимать в роскошных резиденциях, окруженных великолепными парками, где бы они могли большую часть времени быть предоставленными сами себе, не докучая хозяевам. Так появились буфетная с коллекцией фарфора, залы и несколько богато украшенных комнат, до сих пор хранящих имена видных людей того времени.
Перед боковыми флигелями соорудили крытые сетчатые галереи,
перед ними с противоположных сторон 2 зелёные с золотым орнаментом беседки.
А «обнимающие» полукругом парадный двор и раскрывающиеся перед воротами колоннады образуют крытую галерею из 88 коринфских колонн с вазами и балюстрадами.
Недалеко от дворца мельница, которую Фридрих считал украшением Сан-Суси, дополняет сельскую идиллию.
Нынешнюю Windmuhle называют исторической и лишь потому, что во времена строительства Сан-Суси ветряная мельница здесь уже была. Эта же практически новая, 1-й раз мельницу перестраивали после смерти Фридриха Великого, а 2-й раз, сгоревшую во время войны, восстановили в 1993-м.
С ней связана презабавнейшая история. Голландец Ван дер Бош, обосновавшийся здесь в 1739 году, построил мельницу. И когда волею короля возле Потсдама начались работы по возведению дворца и разбивке виноградника, мельница не вписывалась в задуманную картину. Король приказал ее снести, за что голландец, бывший судя по всему не из робкого десятка, подал на Фридриха в суд и выиграл дело! Великий осерчал поначалу на дерзкого мельника, но созерцая ежедневно «яблоко раздора», привык и даже проникся к мельнице симпатией. Мало того, похоронить себя он завещал здесь в Сан-Суси перед дворцом и непременно с видом на мельницу.
Фридрих II был человеком неординарным – политик и романтик, завоеватель и философ, руководитель и коллекционер. Он много читал, причем французский знал лучше родного немецкого (и библиотека была его любимым местом во дворце), пробовал свои силы в поэзии и литературе, любил музицировать и при этом сумел реорганизовать армию и усилить вес Пруссии как страны. Его боялись и им восхищались, и Великим его звали по праву. А Schloss Sans souci с садово-парковым ансамблем, над которым трудились лучшие архитекторы и скульпторы, резчики по дереву и камню XVIII века явилось отражением внутреннего мира Великого человека.
Дворец, венчающий собой обширную территорию, не доминировал в комплексе. Вместе с парком с массой садовых затей он служил хоть и официальной, но все же частной загородной резиденцией, где в основном послы и министры получали аудиенцию у короля. Частные письма шли с пометками «Сан-суси», официальные – «Берлин», независимо от места их написания.
Для священников вход сюда был закрыт. Как и для дам, включая собственную супругу (она побывала здесь всего раз), с которой Фридрих изредка обменивался посланиями и встречался только на церемониях, прожив с ней на расстоянии более 50 лет. Даже охраны не было. «Я люблю человечество, но презираю людей», — цинично заявлял Фридрих II. Самым близким друзьям, интересных монарху как собеседники, позволено было находиться поблизости.
После государственных дел, король гулял по парку, где на променаде его сопровождали собаки и иногда вышедшие на заслуженную «пенсию» и жившие в вольерах лошади, провожавшие хозяина прямо до входа во дворец.
«Король всегда готов к войне, а кто готов к войне, тот готов и к смерти», — говорил Фридрих, поэтому и о могиле для себя позаботился заранее.
Он умер в 1786 и пожелал быть похороненным скромно. «Я жил, как философ, и хочу быть похоронен, как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши». Но волю короля проигнорировали, поместив останки его в потсдамской гарнизонной церкви рядом с отцом. Королевские саркофаги во время войны переправили в бункер. И лишь в 1991 году завещание было исполнено, прах Фридриха Великого опустили в могилу на верхней террасе виноградника перед дворцом. Рядом с могилами любимых собак. И с видом на мельницу.
Не в пример родственникам, ничем особым себя не отметившим, покоящимся в мавзолее в глубине парка.
На простой надгробной плите, где выгравированы слова «Фридрих Великий» картошка, и она там всегда.
При нем картофель появился в Пруссии, и с тех пор немцы так проявляют память об этом событии.
При Фридрихе II в Сан-Суси кроме дворца с виноградниками и зданий на главной аллее были построены Новый дворец с коммунами (о нем позже), Храм дружбы, Античный храм, Бельведер на холме Клаусберг, ставший прекрасной смотровой площадкой, Домик с драконами (жилое помещение для виноградарей) и Чайный домик.
Фридрих Вильгельм II любовь к этому месту от предка не унаследовал, а вот Фридрих Вильгельм IV, желавший походить на Фридриха Великого, мечтающий возвеличить престол и упрочить свою власть, обожал Сан-Суси и часто бывал здесь вместе с семьей.
После восшествия на трон в 1840 году он поселился во дворце с супругой (после смерти короля вдова там доживала свои дни), приказал реконструировать почти столетнее здание, сохраняя прежний стиль, обновить обстановку.
При нем расширились и парковые владения, кроме лужаек, декоративных кустарников и новых водоемов
в нем появились замок Шарлоттенхоф с садом, римские купальни, Оранжерейный дворец – Orangerieschloss (1851-1864), за образец при создании которого была принята римская вилла Медичи. Кроме того, он задумывался как гостевой дом для сестры Шарлотты и ее царственного супруга Николая I.
И еще небольшая лютеранская церковь Фриденскирхе (от нем. «церковь мира»), возведенная (1845-1854) в честь 100-летия Сан-Суси.
Она находится в восточной части дворцового парка, откуда мы и начали с ним знакомство.
Ансамбль, включающий в себя Friedenskirche, по архитектуре и с отделкой венецианской мозаикой по желанию короля должен был напоминать монастыри Италии. В королевской усыпальнице (под алтарем храма) покоится прах короля Фридриха Вильгельма IV и королевы Елизаветы Людовики Баварской. Попасть туда, чтобы сделать несколько снимков внутри церкви, не удалось, началась служба.
В овальном здании с куполом по соседству — мавзолей Фридриха III, где вместе с прахом кайзера хранятся останки его дражайшей супруги Виктории Великобританской и их сыновей, принцев Сигизмунда и Вальдемара. Там же прах и родителя Фридриха Великого.
При кирхе огород или кухонный сад, существовавший еще до начала работ в Сан-Суси во времена «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I, тогда он назывался Marlygarten. Со строительством дворцово-паркового комплекса и лютеранской церкви в нем сад, который Фридрих Великий любовно называл «мой Марли», видоизменился, при этом прелестный уголок не потерял своего очарования.
С 1990 года Сан-Суси с дворцами и большим парком в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. За ними заботливо ухаживают. И согласно названию слегка праздный дух в Сан-Суси чувствуется по-прежнему.
Да и туристов, приезжающих посмотреть на «Прусский Версаль», как его порой называют, там хватает всегда.