Вода в заливе такая же темная, как в Неве и вдруг! О чудо! Из тумана появляются острова в виде одиноких скал, острых зубцов, каких-то башен…
Вода становится такого неописуемого изумрудного цвета, что замираешь в восторге от такой красоты, созданной природой!
Включенная ЮНЕСКО в список всемирного природного наследия бухта известна во всем мире благодаря снимавшемуся здесь фильму “Индокитай”.
На морском пространстве в 1500 кв. км разбросаны тысячи островов и скал самых причудливых форм: например, ваза для ароматных палочек, каменная лягушка, старик-удильщик, бойцовые петухи. А на скалистых островах встречаются большие пещеры со сказочно красивыми сталактитами и сталагмитами.
Помимо неземной красоты, есть у этой бухты и еще одна особенность, принесшая ей другую известность. Как утверждают местные жители, в здешних водах и поныне живет дракон — вьетнамская разновидность Лохнесского чудовища, которого изредка видят рыбаки.
Между делом нам приносят и предлагают купить бусы и другие изделия из жемчуга, мы уже удовлетворились жемчугом в Китае, а девочки приобрели нитку жемчуга и серьги.
Мы зашли в маленькую гавань какого-то острова.
В гавани теснится много кораблей, которые при движении подают гудки.
Корабли украшены цветами в огромных вазонах, плещется на ветру вьетнамский флаг красного цвета с желтой звездой посредине. Туристов немного, видимо, еще не сезон, корабли полупустые. Для нас это хорошо. Фотографируем корабли с издалека кажущимися алыми парусами на фоне лесистых скал и сказочного цвета воды.
Мы сходим по трапу с корабля и идем по деревянному причалу (как не вспомнить фильм “Индокитай”!) к скалистому острову. Там мы поднимаемся по очень крутой лестнице, чтобы попасть в сталактитовую пещеру.
Мы попадаем в грот “Рай” или “Грот небесного творца”. Пещера большая, внутри сделана подсветка из разноцветных ламп: синего, зеленого, красного, желтого цвета.
В пещере проложены дорожки, имеются лестницы. Сталактиты имеют различную форму: вот что-то напоминает пальцы, а вот это голова монаха…
Есть там даже маленькое озерцо. Ощущение нереальной красоты, и мы фотографируем, фотографируем, чтобы оставить в памяти себе и поделиться с теми, кто не сможет увидеть все это своими глазами.
Народу по-прежнему немного, и это позволяет нам насладиться в относительной тишине природным чудом.
Обратная дорога к причалу, чудесный вид сверху на бухту, кишащую кораблями. И мы снова летим навстречу ветру, стоя на носу нашего корабля в виде головы дракона.
Оказывается, можно долго удивляться чудесам природы, и нет этому конца и края. Восхищение выражается в наших восторженных криках или просто иногда дух захватывает от столь впечатляющей картины.
Затерявшиеся в сказочном мире каменных островов, мы плывем навстречу неизведанному. Вот плоская скала, вертикально выступающая из моря, но все же покрытая зеленью – у нее 2 отверстия внизу у самой воды.
Мы приближаемся к этой скале, ловя в объектив фотоаппарата разные ракурсы, все ближе и ближе…
Горы, скалы, изумрудная вода, стрекот моторных лодок, гудки кораблей. Красотища! И вот снова удивленье – к нам подплывает весельная лодка с тремя детьми на борту, рядом другая, где мать и дочь. Они предлагают нам купить фрукты на смеси своего и английского языка. И ты понимаешь, что не все так славно в этом королевстве красоты.
Местность здесь слишком камениста для сельского хозяйства и большинство жителей зарабатывают на жизнь в море. Жизнь всегда была здесь трудной, и неудивительно, что многие жители присоединились к потоку «людей в лодках» в 1970-80-х годах.
Мы приплыли на большой плот или баржу (не знаю, как еще это назвать).
Это нечто в виде магазина со свежим уловом всякого рода морепродуктов, которыми так славятся азиатские страны. Да и неудивительно: в окружающих водах живет около 200 видов рыб, 500 видов моллюсков и 400 видов членистоногих, встречаются тюлени и три вида дельфинов.
В воде, в пластиковых корытцах плавают только что пойманные крабы, креветки, кальмары. Все больших размеров. Крабы перевязаны веревочкой, чтобы не убежали. Мы просим молодую вьетнамку вынуть огромного краба, чтобы сфотографировать его. Краб позирует нам, нервно шевеля лапками. Нам отбирают на обед свежую рыбу и другие морепродукты. Тут же покупается свежая зелень, овощи.
Мы снова плывем по зеркальным водам Тонкинского залива.
Есть свое очарование и своеобразие в такой несолнечной погоде. В туманной дымке островки и скалы как будто висят в воздухе, так как нет четкой разделительной линии горизонта.
Ведь это не факт, что при солнечной погоде можно сделать понравившиеся тебе фотографии, не знаешь, где окажется солнце.
При обзоре сверху Бухта Ха Лонг напоминает географическое произведение искусства, настолько сложны и причудливы очертания этой местности. Вот остров “Мужская голова”, очертания которого напоминают человека, стоящего и смотрящего в сторону берега. Остров “Дракон” выглядит подобно дракону, зависшему над бирюзовыми водами залива. Остров Лавонг напоминает по очертаниям старика, ловящего рыбу. Есть также острова “Парус”, “Пара Петухов” и “Курильница”, которые удивительно оправдывают свои названия. Очертания островов меняются в зависимости от угла падающего на них света и места наблюдения.
Мы видим сперва издалека, потом подплываем ближе к утесам-лягушкам, проплываем почти рядом с ними. Медленно и нереально движемся вперед…
Нас зовут на обед. В программу входит обед из крабов и креветок, приготовленных по особым рецептам вьетнамской кухни прямо на борту судна. Кроме морепродуктов, из остальных блюд особо запомнились тонкие рисовые блины с начинкой.
Особая приправа, специальная смесь (соль, перец, лайм), которая предлагается к мясу и морским продуктам, вот и все что нужно, чтобы подчеркнуть вкус того или иного блюда.
Вьетнамская кухня славится своей необычностью и утонченным вкусом. Она не похожа ни на китайскую, ни на корейскую, ни на японскую. Листья мяты, кориандр, лемонграс (лимонник), креветки, рыбный соус "ныок мам", имбирь, черный перец, чеснок и базилик придают блюдам вьетнамской кухни неповторимый своеобразный аромат. Не обжигающие, а нежные и пикантные специи, минимальное использование жиров, акцент на свежих ингредиентах, разнообразие блюд из риса, овощей и морепродуктов делают вьетнамскую кухню не только вкусной, но и полезной, а, кроме того, очень популярной как у самых искушенных гурманов, так и у приверженцев здорового питания. Использование мороженого мяса или рыбы совершенно исключено. Пожалуй, если б кому-то пришло в голову провести конкурс на самую здоровую кухню, то первое место в нем заняла бы вьетнамская.
Одно из самых известных кушаний Вьетнама – ‘сha gio’ (“ча зо”), блинчики с начинкой, завоевавшие огромную популярность в США (в Нью-Йорке открылся специальный ресторан 'Vietnamese rolls') и Франции. Начинка для блинчиков ‘сha gio' готовится из филе курицы, крабового мяса, овощей и грибов со специями, а тесто — из рисовой муки (вернее сказать, бумаги — настолько тонко оно раскатано). Все это обжаривается в кипящем масле и подается в горячем виде.