Продолжение "гималайского дневника", Тибет май-июнь 2016.
Авиа-коллапс в Урумчи. Начало очередных приключений в Китае.
Урумчи. Такого количества уйгуров никогда в жизни не видел!
Чэнду — город Большой Плюшевой Панды
Первые шаги в разряженном воздухе Тибета
Долгая дорога к заветному Кайласу
Первый день Коры вокруг загадочной горы Кайлас
Через перевал высотой 5640м во второй день Коры
Над тибетским озером Манасаровар развеян прах Махатмы Ганди
Короткая прогулка по Лхасе. Город почти полностью китайский.
Из Тибета в Синин, начало путешествия по Восточному Тибету
Юйшу, разрушенный землетрясением. Восстановлен за пять лет.
Дом в Восточном Тибете, в котором жил 17-й Кармапа
Мы всё время искали какие-то дома,какие-то пещеры, связанные с жизнью великих буддийских мастеров Тибета. Про дом 17-го Гьялва Кармапы Тхае Дордже в Восточном Тибете, про его дом в Лхасе. Теперь мы добрались до дома его предыдущего воплощения, то есть дома 16-го Гьялва Кармапы Ригпе Дордже.
В поисках дома в Лхасе, в котором родился 17-й Кармапа
31 мая
Ранний подъем, но выехали мы все равно в восемь. Спится на высоте до 4000 вообще нормально. Акклиматизация пришла наконец-то! 2 часа по грунтовой дороге через горы от Сершу до Денкока, который по-китайски называется Люсюй. Живописно, присыпано снегом.
На подъезде к Денкоку в ущелье на скале изображение Девачена, которое сделано или самопроявилось, благодаря все той же активности принцессы Вэньчэн, когда она ехала из Китая в Тибет. Про это место нам коротенько рассказал ньигмапинский тулку, которого мы встретили возле изображения.
Очень быстро нашли дом, в котором жил в детстве 16 Кармапа, так называемый дворец Атхуб, о котором писал Лама Оле в своей книге. Это место рождения 16 Кармапы, 14 Шамарпы и его брата Джигме Ринпоче. Этот дом, которому 260 лет, принадлежал семье Шамара и Джигме Ринпоче. В 2002 году Лама линии Карма Кагью тулку Джамянг Драгпе Ринпоче выкупил его руины и восстановил их, устроив в доме что-то типа собственного монастыря.
Ринпоче очень радушно нас встретил, показал нам дом, покормил, благословил кучей невероятных реликвий — чашей Другпа Кюнле, пурбой Гуру Ринпоче. Надавал огромное количество реликвий для гао — пилюли с кровью из носа Гуру Ринпоче, соль в которой содержали тело 16 Кармапы перед кремацией, кусочек одежды великого махасидха 20 века Карма Норбу, пилюли с экстрактом из оленей подстилки Тилопы и т.д. Теперь у нас в алматинском буддийском центре будет очень мощное центровское гао. Полдня беседовали с Ринпоче, очень много всего интересного. Но все запомнить невозможно. К примеру, отец 16 Кармапы Цеванг Пунцог был сыном короля Дерге.
Во время китайской оккупации дворец послужил ареной сражений между китайскими солдатами и партизанами, которые расстреляли прямо в нём расположившихся там китайских солдат. В отместку по нему била китайская артиллерия. После этого дом десятки лет простоял в руинах…
Есть разночтение в названии этого дома. Адуг или Атхуб. "Адуг" было написано на памятнике Лучнику из Денмы, который стоит перед дворцом. После визита, когда уже уехали, мы спросили, через очень популярный в Китае мессенджер WeChat, Джамянга Драгпу Ринпоче про правильное название дворца и живущего в нём клана. Он ответил, что:
Изначально было "А-дуг" — "А-прекрасный". Позже, когда [клан] обрёл высокий статус "thob thang", он стал называться "А-тхоб" — "А-статусный". Сейчас в большинстве историй он называется "Атхуб" — "А-властвующий", в смысле способности властвовать над врагами-тревожащими эмоциями. В разных написаниях нет больших противоречий. Однако сейчас сами [представители клана?] хотят, чтоб он писался Атхуб.
Ринпоче очень популярен в Лхасе и у себя в Денкоке. Он регулярно берёт на обучение талантливых ребятишек. Он объяснил, почему так богаты монастыри в районе Юйшу. Оказывается правительство КНР, особенно администрация провинции Цинхай, выделило миллионы юаней на восстановление региона после землетрясения. Монастырям досталось очень много денег.
Ученик Ринпоче кхенпо Гьюрме Чёпел, чья семья живёт рядом с дворцом Атхуб вызвался показать нам местные достопримечательности. Реку Дри-Чу (Янцзы) мы близко не увидели. На другом берегу реки находится место, где медитировал великий ньигмапинский лама Дилго Кхьенце Ринпоче, но туда попасть без пермита нельзя, поскольку противоположный берег реки – это уже ТАР. Зато мы попали в знаменитый храм Тары в Лантанге, построенный принцессой Вэньчэн в месте, где она пригвоздила к земле левое запястье демоницы, мешающей развитию дхармы в Тибете. Она построила в Тибете 108 таких храмов. В данном храме хранятся очень древние 3 маленькие статуи Тары, подаренные храму Сонгценом Гомпо, пятым Далай-Ламой и ещё кем-то. Статуи умеют разговаривать, но при нас молчали. Для нас их специально достали из сейфа, потому что кхенпо очень уважаем в городе.
Затем мы заехали в сакьяпинский монастырь, где нам открыли музей региона, главными экспонатами являются личные вещи и доспехи министра-лучника легендарного царя Гесера по имени Калён Денма. Учитель 8-го Кармапы Сандже Ньенпа считается его перерождением. Памятник министру находится прямо перед домом 16-го Кармапы, практически во дворе.
Еще мы поднялись на гору к месту Пема-Ра (Лотосная Ограда), где медитировал Гуру Ринпоче с Еше Цогьял. Там над долиной высоко в горах есть отпечаток его руки, но туда не пошли. Дошли только до очередного изображения Гуру на скале. Когда мы сели там медитировать, над нами стали кружить пять орлов, это очень благоприятный знак.
Кхенпо пригласил нас на ужин в дом его семьи. Нас очень радушно приняли, накормили пельменями. Глава семейства является местным старостой, очень хочет поехать в Дели на встречу с 17-м Кармапой, но ему, из-за его начальственного положения, не дают разрешение на выезд.
На закате прошли кору вокруг храма Тары. Интересный барельеф буддийского мастера Тангтонга Гьялпо . Он известен тем, что спроектировал и построил 58 железных подвесных мостов по всему Тибету и Бутану, некоторые из которых используются до сих пор. По его проекту были построены крупные ступы необычного дизайна, в частности великий Кумбум в Чунг Ривоче. Он основал монастырь Гонгчен в Дерге и положил начало тибетской опере. Он ассоциировал себя с буддийскими школами Шангпа Кагью (школа, к которой также принадлежал один из учителей Ламы Оле и Ханны – Калу Ринпоче), Ньингма и Сакья.
Ночевали в одном из залов дома Кармапы, до полуночи снова разговаривали с Ринпоче.
Вот одно из его поучений:
Вы вошли во [Врата] Дхармы, и это нечто, что столь трудно обрести в течение многих кальп. [Теперешняя] кали-юга — это время, в которое надо быть [особенно] осторожными. Некоторые теперешние ламы и значимые люди, за-ради Дхармы, но [на самом деле] ради собственного интереса, будто зонтики кружат по [различным] местам. Такого рода "сидельцы" на самом деле [осуществляют] активность мар. Поэтому надо быть очень осторожным, ведь если свяжешься с такими типами, это определённо приведёт [вас] в ад...
[Но] вы были достаточно удачливы, что встретили аутентичного Ламу Благородного Тхайе Дордже. Помимо этого, когда вы получаете какие бы то ни было серьёзные Учения, сразу же применяйте [их ко всему], что бы [с вами] ни происходило.
И вот информация от нашего друга Павла Мартынова, который давно живёт в Китае, и который дал нам наводку, где искать дом Кармапы.
Дворец Атхуп
Сам этот дом был построен лет триста назад, когда в округе ещё господствовала школа Сакья. Потом к власти в долине пришла Гелугпа, в общем то и остающаяся наиболее распространённой здесь школой и по сей день. Около полутора веков назад здание подверглось капитальному ремонту. Чуть позже, отец Шестнадцатого Кармапы, став местным правителем купил его. Так этот терем и получил название Дворца рода Атхуп. Изначально в доме были глинобитный цоколь и второй этаж — деревянный сруб. Где то в тридцатые годы начал надстраиваться ещё один, также из глины и мелких камешков.
Перед зданием сейчас создана площадь, на которой собираются люди во время больших религиозных мероприятий. В центре неё поставлен памятник легендарному тибетскому герою — лучнику Денмару. Денмар за пределами Тибета известен гораздо меньше, чем Гэсер, но в Кхаме его до сих пор почитают очень широко. Долина Денкхок считается также и его родиной. А имя лучника Денмара упоминалось также в письме Пятнадцатого Кармапы о своём следующем перевоплощении.
В цоколе находились какие то административные помещения, в одном из них отец Кармапы принимал подчинённых, решал местные судебные дела, а, случалось, что и порол провинившихся плетью. Второй этаж занимали кухня (в ней люди слышали, как Кармапа, ещё находясь в утробе матери, читал мантру Ом мани пеме хунг), две комнаты — хранилища провизии (в одной мясо, во второй масло, чай, цампа и т.п.); спальни хозяев дома и многочисленных детей. Позже одну из комнат маленькому Кармапе выделили для пуджи Махакалы. Сейчас там — монастырская библиотека.
На втором этаже также есть зал. Именно сюда были приглашены монахи, отправленные Одиннадцатым Ситупой Пема Вангчунгом на поиски перерождения Кхакхьяба Дордже. В этом самом зале они и распознали в ребёнке местного правителя Шестнадцатого Кармапу. Сейчас здесь иногда разрешают ночевать паломникам, а также ежевечерне собираются монахи на полную пуджу Махакалы. В комнате за залом какое-то время перед отъездом в Бутан жил Шамар Ринпоче.
Часть комнат сейчас заняты под кельи. В спальне отца Кармапы сейчас оборудован алтарь. Здесь же ночует и медитирует настоятель монастыря. В бывшем складе круп установлен алтарь со ста восемью маленькими ступками — в них находится истолчённая в прах фаланга пальца Шамарпы.
В библиотеке и на третьем этаже сохранились следы трагических страниц в истории Тибета — мартовским восстанием. В 1959 г. в доме останавливался китайский офицер со своими приспешниками. Говорят, китайские солдаты постоянно испытывали здесь дискомфорт и по ночам слышали звуки бубна (ранее, как раз в этой комнате Кармапа и бил в бубен в ходе пуджи Махакалы). В начале восстания в дом вошли партизаны — кхампы и перестреляли непрошеных гостей. В досках пола до сих пор видны пробоины. Кроме того, со второго этажа просматривается и простреливается мост через реку Янцзы. Когда каратели подошли к посёлку, они расстреляли дом из орудий. Следы этого обстрела сохранились до сих пор. Крыша рухнула и завалилась во внутренний дворик. Так, разрушенный дом и простоял почти полвека, до 2003 года. Дом тогда не был культовым объектом, да и оказался заброшенным, благодаря чему избежал разрушения в последовавшие годы "культурной революции", когда хунвейбинами до основания были уничтожены монастыри Цурпху, Янгпачен и многие другие.
В 2003 г. развалины дома приобрёл Джамгён Джаба Ринпоче, который и стал понемногу его восстанавливать, причём официально сначала не как монастырь, а как объект культурного наследия регионального значения. Тем не менее, здесь действует небольшая (около дюжины человек) община монахов, силами которой в основном и проводится реконструкция. Под одной крышей, хотя и в разных кельях здесь живут монахи и монахини в возрасте где то от 15 до 25 лет. Дисциплина довольно строгая, жизнь расписана по уставу, за праздные разговоры друг с другом или с гостями полагается штраф, заключающийся в простираниях в непродолжительное личное время. Ежедневно проводятся пуджи, корме того, монахи изучают тексты и выполняют различные хозяйственные работы. Устав разрешает иметь им телефоны, чтобы в свободное время с вечером иметь возможность созвониться с родными, но вот интернетом пользоваться запрещено, да и телевидения во дворце Атхуп тоже нет. Еду готовят сами на кухне (бывшем мясном складе), на печи-буржуйке, которая, как и повсеместно в Тибете, топится сушёным ячьим навозом. Недостатка с едою нет, голодание и вегетарианство в монастыре не практикуются. Кухня освещается хуже, чем остальной дом, но тусклый свет и живой огонь в печи в полной мере придают помещению атмосферу Старого Тибета.Несмотря на то, что послушников в монастыре немного, они собраны здесь со всего Кхама, а несколько человек прибыли учиться сюда даже из под Лхасы.
Где то за домом, на склоне гор находится и пещера Падмасамбхавы, в которой Ранджунг Ригпе Дордже появился на свет. В своё время её взяли под контроль ситупинцы, затеяли постройку культового комплекса и, как говорят, в процессе разрушили пещеру тяжёлой техникой. Кроме того, разрешив пожить во Дворце Атхуп, Джамгён Джаба Ринпоче настоятельно не велел мне (Павел Мартынов) ходить туда. Поэтому сложно сказать как там обстоят дела сейчас.
Что же касается дома то это во многом уникальное место, где можно не просто посетить значимое для линии Кагью место, но и проникнуться духом старины и к тому же помедитировать вдоволь. Настоятель монастыря ценит Самайю и поэтому держит двери открытыми для активности учеников всех мастеров, поддерживающих Тхае Дордже. Во всём Кхаме, кстати говоря, изображения Тхае Дордже и Шамарпы были встречены только здесь. Интересно, что в коридоре есть стенд с фотографиями почётных гостей и там, рядом с фотопортретом губернатора Сычуани есть и небольшой снимок Оле и Ханны. Его подарил Ринпоче один лама в Непале. Вообще об активности Ламы Оле он слышал только поверхностно, но сразу отнёсся с большим интересом и уважением.
В дальнейшем, когда будет восстановлен второй этаж и построена крыша, там планируется разместить золотые статуи всей Линии преемственности Кагью — от Тилопы до Кармапы и оборудовать большую гомпу, а близ Дворца Атхуп выстроить домики для лам и паломников. Таким образом, терем, в котором Шестнадцатый Кармапа провёл первые годы своей жизни станет только культовым центром и в этом прекрасном месте откроется больше возможностей для осознавания природы ума.
Продолжение как всегда следует...