1 материал по 1 объекту, 33 фотографии
- GPS
- Канада, 8888 University Dr, Burnaby, BC V5A 1S6, Canada
Надежда, мой компас земной
Этот совет является частью дневника «Неделя в Ванкувере»
Такие вопросы были у меня в голове, когда мы приехали ранним мартовским утром на холм в городе Burnaby, который входит в понятие Большой Ванкувер.
Это нынче Ванкувер такой большой, а всего какие-то там 200 лет назад, когда в семье свежеиспеченых шотландских эмигрантов Изабеллы Грант и Саймона Фрейзера в одном из городков в штате Нью-Йорк родился последний восьмой ребенок, которого в честь отца или посто за неимением большей фантазии назвали Саймоном младшим, никакого Ванкувера тогда не существовало.
Впрочем, как и Британской Колумбии, которая тогда оставалась диким и неизведанным краем, белым пятном на большой карте Канады.
Зачем мы туда приехали? А дело в том, что моя старшая дочь Мария поступила в прошлом году учиться в этот самый университет на факультет кино. А значит стоит не только узнать это место получше, но и изучить откуда растут его корни.
Вначале мы навестили Машу в ее общежитии, а потом пошли вместе на прогулку по огромному университетскому комплексу, который был непривычно пуст в это воскресенье.
Огромные пространства на вершине холма, куда мы приехали сквозь лес на машине, удивляли, если не сказать больше.
Маша сказала, что несмотря на внешнюю простоту архитектуры здесь все суперсовременно и показала нам в качестве иллюстрации пару залов для лекций.
Это сегодня так пусто. А уже завтра все эти безжизненные сегодня пространства наполнятся звонким шумом опаздывающих на лекцию студентов или же звуками их весело-деловитой болтовни посвященной их беззаботной студенческой жизни, хоть она им и кажется в этот момент предельно серьезной.
Это уже потом они поймут, что ничего серьезного в принципе не существует, разве только одна или две вещи, да и те при тщательной проверке оказываются столь же несерьезными.
Ощущение пустоты и монументальности пространства. Свежий воздух будоражит воображение фантазиями о том, что природа в соседних лесах ничуть не менее дикая, чем и 200 лет назад. Мы на самом северном краю Ванкувера, дальше только леса и горы, разделенные бурными и холодными реками.
Пока мы были в общежитии пошел крупными хлопьями снег. Казалось, что атмосфера хотела показать нам, каким неожиданно суровым может быть это место в любое время года и что в конце марта можно вот так взять и угодить в суровую зиму.
Но ведь и в Москве можно в это время года встретить что-то подобное, поэтому таким приятным и легким снежном наверное можно удивить жителя Средиземноморья, но уж точно не жителя Средней Полосы России.
Кстати Ванкувер считается самым теплым городом Канады. Если не считать соседнюю Викторию конечно!
Но вернемся к герою сегодняшней истории Саймону Фрейзеру. Когда ему исполнилось 14 лет, родня отправила его учиться жизни в Монреаль к родственникам. Дяди Саймона занимались торговлей пушниной и сотрудничали с Северо-Западной компанией, которая снаряжала все промысловые экспедиции соответственно на Север и на Запад от Монреаля.
Тогда еще не было такого большого спроса на юристов и экономистов как в конце 20 века, а вот умелые промышленники и следопыты были на рынке в цене.
Судьба человека определяется теми потоками, которые доминируют в том времени и пространстве, в которых человек вступает во взрослый возраст, поэтому можно сказать, что в случае с Саймоном все было очень естественно и логично. Он не стал банкиром, а стал промышленником — исследователем.
Саймона устроили на работу в Северо-Западную компанию как раз в том момент, когда она наняла известного исследователя севера Александра Маккензи на поиски лучшего речного пути выводящего в Тихий Океан.
Думаю, что имя Маккензи эхом отзовется у всех, кто читал рассказы о севере Джека Лондона, да и хотя бы изучал географию Канадского севера, где Маккензи обессмертил свое имя, дав его одной из великих канадских рек. Конечно тогда он еще не знал, что Аляска будет куплена у России, и что на Северных территория менее чем через 100 лет найдут золото и туда начнется настоящее паломничество.
В тот момент в компании работали почти поголовно бывшие шотландские эмигранты и их потомки. Они были привычны к суровым условиям северного климата, знали, как выжить зимой в снежных лесах и горах.
Подобное притягивает подобное, вот и северо-запад Канады осваивали в основном шотландцы. Когда спустя 15 лет Саймону Фрейзеру удалось продвинуться гораздо дальше Маккензи и найти выход в Британскую Колумбию, он назвал ее Новой Каледонией, в память об исторической родине твердоногих шотландцев Каледонии.
Это был удачный исследовательский и бизнес проект, который продолжался несколько десятилетий в конце 18 — начале 19 века. Были расширены промысловые территория для добычи пушнины, основаны форты. Канада постепенно усиливала свое присутствие и закреплялась в Новой Каледонии.
Закончилась эта история тем, что во много благодаря картографии Саймона Фрейзера и основанным им поселениям, Канада сумела отстоять юридически эти территории и провести границу с США по реке Колумбия после войны 1812 года. Новую Каледонию тогда назвали Британской Колумбией во многом по политическим причинам в также по имени реки, которая ее отделяла от территории США на 46 параллели.
А всего лишь несколькими годами ранее главная цель Фрейзера заключалась в том, чтобы найти путь к устью той самой реки Колумбия, которое было открыто еще в 1792 году Робертом Греем. Дальше на север тогда никто не продвинулся и тем более никто не знал как эта река течет по территории Канады. 24 исследователя на 4-х каноэ стартовали в путь в мае 1808 года.
Изначально они шли путем Маккензи, но в той точке на реке Вест-Роуд, где Макензи свернул на запад, Фрейзер продолжил двигаться вниз по течению. Так они достигли узкого канона по имени Коттонвуд, который был настолько узок, что каноэ застряли и не могли больше продвигаться вперед.
Пришлось их вытаскивать наверх скалы веревками и далее попросив помощи у индейцев, которые дали им лошадей, преодолели узкие стремнины поверху.
По всему пути люди Фрейзера встречали индейцев, которые населяли эти богатые рыбой и зверем места. Похоже что разные племена относительно мирно сосуществовали друг с другом и не видели никакой угрозы в продвижении белых людей по своим землям на запад.
Фрейзер же придерживался мудрой политики, не конфликтовать, а искать взаимовыгодные решения и делиться с ними информацией о своих добрых намерениях. Индейцы общались друг с другом и информация быстро распространялась вперед, облегчая движение экспедиции и встречи с новыми племенами краснокожих.
Так они около месяца то теряя, то выторговывая новые каноэ медленно продвигались вдоль узкой горной речки, которая в наши дни называется река Фрейзер, которая постепенно становилась все более полноводной и наконец, около каньона недалеко от современного Йелля (Yale), стала полностью пригодной к навигации.
Это была наиболее трудная фаза экспедиции так как она требовала как физических усилий так и дипломатического мастерства.
Дружественные индейцы помогли с навигацией до устья реки. Здесь уже практически в водах Тихого океана Саймон Фрейзер измерил широту и вдруг оказалось, что они находятся почти на 3 градуса севернее устья реки Колумбия на 49 параллели. Это был мощный сюрприз, даже шок, так как они только в этот момент поняли что шли все это время по совсем другой реке, думая, что это была Колумбия.
Можно вполне провести кое-какие параллели с самим Колумбом, который был уверен, что приплыл в Индию, а на самом деле открыл Карибы… Если быть более точным, то открыл Саймон Фрейзер сам Ванкувер, город который сегодня находится в устье той самой реки… Возможно именно в этот момент современный Ванкувер (Ванкувер: уникальный город под колпаком) возник в хрониках Вселенной как что-то получившее вполне конкретные формы.
И удача — награда за смелость?
Не только за смелость, еще и за выдержку и ум и уважение к традициям других племен.
Цель была почти достигнута. И именно здесь около современного Ванкувера в устье реки экспедиция повернула вспять. Надо было вернуться с важными новостями домой, да и лето не такое длинное в этих краях, чтобы долго тянуть резину. Кроме того неожиданно испортились хорошие доселе отношения с индейцами.
Индейцы племени мюсквим поставили под сомнение уже набившие оскомину байки Саймона и воспрепятствовали его выходу в Тихий Океан. А может быть экспедиция истощила свои запасы и индейцам не было резона пропускать их с непонятными целями через свою территорию просто так, кто знает…
Так Саймон Фрейзер и не увидел открытые воды пролива Джорджии, на которые сегодня смотрит порт Ванкувера, крупнейший на этом побережье Канады. Не увидел он также и расположенный за этим проливом огромный остров, который нынче называется Ванкувер, только за которым находятся открытые воды Тихого Океана...
Неприятность обычно не приходит одна и раз уж где-то вляпался по мелочам, эхо ошибки будет отдаваться в хвойных лесах еще долго. Ровно также как индейцы помогали продвигаться Саймону по своим территориям на пути на запад, точно также они ему мешали рассказывая гадости про него соседним племенам по пути на восток.
Путешественники из-за постоянной угрозы их жизням чуть не перессорились между собой и не разделились, когда одна группа хотела продолжить двигаться вверх по реке, а другая уйти по земле, но Саймону удалось успешно справиться с мятежом и за 37 дней они добрались до Форта-Джордж, места, откуда они стартовали.
После этой экспедиции еще 11 лет Саймон Фрейзер посвятил развитию этой территории для Северо-Западной торговой компании, а потом его перебросили в Атабаску, где он едва не погиб в вооруженном конфликте за территорию между своей Северо-Западной компанией и конкурирующей Хадсон-Бей. Как одного из партеров компании, его позже арестовали, но за выкуп отпустили.
Этот случай окончательно убедил Саймона в том, что пора что-то в жизни менять. Уйдя на покой, он поселился в Корнуолле, штат Онтарио, где женился и вырастил спокойно 9 детей. Он прожил удивительно долгую по тем временам жизнь и умер в возрасте 86 лет. Жена его Катерин МакДоннел, пережила его всего на один день.
Судя по этой истории человеком Саймон был действительно достойным, и передать энергию его имени географии Британской Колумбии и основанному в 1965 году Университету было отличной идеей.
Девизом университета Саймона Фрейзера является мотто “WE ARE READY”, я ее трактую так, что выпускники любого из факультетов университета должны жить сегодняшним днем, понимать его реалии, готовясь встретить во всеоружии вызовы завтрашнего дня, видеть то, что можно и нужно улучшить в жизни сообществ в лучшую для них сторону.
Именно так Саймон нашел свой путь к океану, иначе это было бы невозможно и не факт тогда что территория Британской Колумбии вообще досталась Канаде.
Сегодня SFU один из ведущих университетов Канады, занимающий в разных рейтингах обязательное место в первой десятке в Канаде и входит в топ-250 в мире. Одновременно в нем учатся порядка 100,000 человек включая большой процент иностранных студентов, в чьи счастливые ряды влилась недавно Маша. Будем наблюдать за их успехами …
… и будем готовы! … ко всему, что еще приготовит нам жизнь!
youtu.be/kCU8yUH9p50
“И песни довольно одной, чтоб только о доме в ней пелось”
Let it snow…
- Адрес:
8888 University Dr, Burnaby, BC V5A 1S6, Canada
Дешёвый ✈️ по направлению Бернаби
- 19 июн 2018, 12:32удалитьОчень красивые фотографии с падающим снегом, да еще в черно — белом варианте.
Успехов Маше! - 19 июн 2018, 23:04удалитьИнтересная история!
Пусть у Маши все-все получится! Непросто там ей, в таких холодах... - 29 авг 2018, 21:24удалитьЖелаю вашей дочери успехов и помощи вам, а может, и самостоятельных проектов!