Располагая двумя часами времени можно приехать на метро на Петроградскую Сторону, выйти на станции Горьковская, к тем местам, что не обижены историческими фактами и легендами, зная, что не останутся без дела ваши фотоаппараты.
Мне же в этой прогулке помогали внук Саша, фото из собственного архива и из Сети.
Фото из Сети дает представление о маршруте гуляний:
Здесь выделяются Заячий остров с вписанной в его границы Петропавловской крепостью (1), к северу от крепости через Кронверкский проток (2) сам Кронверк в виде средневековой короны (3), Каменноостровский проспект (5), соединяющий центр города с Каменным островом, здание Соборной мечети (6), Троицкая площадь (7) – место откуда начиналась торговая, таможенная, строительная, церковная и светская жизнь будущей столицы .
Большую часть кадра занимает Александровский парк (4).
1) Метро Горьковская
Станция принадлежит второй (по времени создания в 1963 г.) линии ленинградского метрополитена. Под давлением постановления о борьбе с архитектурными излишествами вестибюль и наземная часть станции оформлялись в суровом, аскетическом стиле:
Художественное оформление станции посвящено Максиму Горькому. Пилоны, стены и художественные вставки (портрет писателя и буревестники, как неизбежный символ грядущей революции) облицованы шлифованным и колотым известняком, добываемом на эстонском острове Саарема.
Станция проблемная из-за близости Невы. Однако ее реконструкция в начале 21 века коснулась не только системы гидроизоляции, но и общего оформления верхнего вестибюля и фасада станции в стиле а-ля «НЛО»:
(фото из Сети)
Самые сложные часы для работы станции – время мусульманских праздников, когда десятки тысяч верующих желают совершить намаз в мечети, располагающейся в 200 метрах от станции метро:
2) Заячий остров – Петропавловская крепость.
Главной постройкой этих мест является Петропавловская крепость, поэтому все, что находится вокруг нее с нею и связано.
Это не в последнюю очередь «английский» парк, на территорию которого мы попадаем, выйдя из метро.
В начале мая 1703 года Петр I объезжает берега Невы, выбирая место для строительства крепости и, наконец, принимает решение в пользу Заячьего острова. Его аргументы:
— Главный. Это место, где Нева расходится на два самых полноводных рукава – на Большую и Малую Неву. Крепостные орудия того времени имели дальнобойность до 500 метров, а этого хватало, чтобы поразить вражеский военный корабль, пришедший со стороны любого из этих невских рукав.
— Совсем близко – Васильевский остров, с мыса которого артиллерийская батарея могла бы поддержать огненный шквал орудий крепости.
— С севера крепость окружена проливом, который можно было расширить и углубить, создав дополнительную линию препятствия, если враг придет со стороны Скандинавии.
3. Козье болото.
Рядом с островом было заболоченное место. Таких болотец на территории будущего города было не мало и каждое из них в последствии называли Козьим, что означало – место выпаса мелкого рогатого скота.
Здесь жили финны, новгородцы – те, кто стремился в уединенные места, где не было хозяина и оброков. Жили они семьями, ловили рыбу, пасли мелкий скот, занимались охотой на мелких зверьков – чаще всего – на зайцев. Зерно закупали у тех, кто выращивал его на более сухих, высоких местах. Козье болото могло выглядеть примерно так:
Как тут жить? Вода приносила бы гибель всему живому. На самом деле домики собирались из бревен, которые легко разбирались при первых признаках водной стихии. Из разобранного на бревна домика собирали плот, на котором размещалась семья, имущество, да парочка коз. Водой и ветром плот прибивался к какому-то бугорку. Там пережидали непогоду и через день-два возвращались на привычное место.
Летом 1703 года болото очистили от кустарника и березовой худобы, организовав тем самым гласис – чистое пространство для обстрела неприятеля.
Спустя столетие после постройки крепости стало ясно, что врага следует встречать на более дальних границах российского государства, орудия крепости стали использовать в дни праздников, отмечая их салютами и громом холостых выстрелов.
3. Александровский парк.
Начало 19 столетия отмечено царствованием Александра I, который предложил использовать пустырь для разбивки парка. Его именем и назвали потом этот парк.
Назвать не сложно, а где деньги взять? Государство не оправилось еще от последствий войны с Наполеоном.
Выручил министр финансов Канкрин, которому по долгу службы приходилось часто проезжать этим местом в Петропавловскую крепость, где находился Монетный двор, относящийся к его министерству.
Канкрин не стал просить у императора денег, используя сбережения своих структур. Как говорит В.Познер — такие времена: одни крали, другие сберегали и отдавали.
В моде того времени были «английские парки» с планировкой неподвластной линейке и циркулю. Главное – удивить, обрадовать. Так появилась круговая дорожка для езды верхом, рядом — пешеходная. Провели осушение, углубили рельеф пруда, появился первый фонтанчик, от него ручеёк к пруду, мостики под средневековье, а в центре — домик-кофейня в виде грота, который сохранился в обновленном виде:
С этого грота хорошо видна икона, которая заставит нас перенестись еще на одно столетие — в начало ХХ века.
3) Икона «Богоматери с младенцем».
Икона обращена в парк, взгляд Богоматери обращен в парк. Где икона – там и храм? Однако, ни куполов, ни звонницы, никаких иных атрибутов культа, кроме иконы.
Сама церковь внутри постройки, можно сказать – домашняя:
Это здание Ортопедического клинического института, построено согласно указу императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая II. К проектированию клиники был привлечен видный архитектор конца 19 – начала 20-го веков Р.Мельцер:
Образцовое лечебное учреждение было оснащено самой современной техникой. Домовая церковь института украшена майоликой «Богоматерь с младенцем», выполненной по рисунку Кузьмы Петрова-Водкина.
Это первая работа художника в Петербурге, она сохранилась, т.к. принадлежала руке написавшего впоследствии картину «Купание красного коня» и другие полотна политического содержания с библейским наполнением. Одна из его картин так и называется «Петроградская мадонна»:
Многие картины мастера можно видеть на полномасштабной выставке, открывшейся в Русском музее в конце мая с.г.
Случилось так, что архитектор случайно познакомился с картинками 16-летнего мальчика в приволжском городке Хвалынске, куда был приглашен для строительства купеческой дачи. Впечатление от картинок было таковым, что он взял мальчика в Петербург и способствовал его поступлению в училище технического рисования барона Штиглица и познакомил его с потенциальными заказчиками.
Творчество архитектора и художника пересекалось и в дальнейшем. И даже тут, недалеко — в особняке Бранта. А, пройдя по Каменностровскому проспекту до дома №14, мы видим памятную доску:
Справа от фасада института Ортопедии через ограду просматривается колокольня Петропавловского собора:
Два часа прогулки истекли. Заканчиваем, чтобы продолжить.
Впереди – разговор у скульптурной композиции "Зодчие", особняки "ар нуво", Соборная мечеть, театральная страница истории города, Петровская набережная.