Значительную часть южной Аризоны занимает пустыня Сонора (Desierto de Sonora). Далеко не самая большая в Северной Америке и не самая засушливая. В Соноре выпадает довольно значительное количество осадков – от 75 мм до 380 мм в год. Считается, что это одна из самых цветущих и биологически разнообразных пустынь в мире.
Всё может быть, однако, на вид она каменистая, серая скучная и однообразная. Но только в ней произрастает уникальный, самый крупный в мире вид кактусов – Сагуаро или Карнегия гигантская. Высотой до 15 метров и массой до нескольких тонн.
На юге Аризоны рядом с городом Тусан (Tucson) находится Национальный парк Сагуаро (Saguaro National Park). Иногда его даже называют кактусовым лесом. Преувеличение конечно, но кактусов там действительно больше, чем где бы то ни было. Не только Сагуаро, много и других видов.
Путь от Седоны совсем не близкий – 225 миль (362км), что соответствует расстоянию от Москвы до Брянска, например. Дороги I-17 и I-10 конечно очень неплохие, разрешённая скорость 65 – 75 миль/ч (104 – 120 км/ч). Но в самом лучшем случае это 3.5 часа.
Кроме кактусов в парке есть Музей пустыни Сонора (Arizona-Sonora Desert Museum) и зоопарк с местными животными. Собственно потому мы и решили поехать так далеко, кактусы и около Феникса можно было посмотреть.
К сожалению, не всегда получается, как задумано, в Фениксе мы оказались в весьма плотном потоке машин и крохотный камешек из-под колеса впередиидущей попал в наше лобовое стекло.
Хотя трещинка показалась незначительной, всё равно пришлось съехать на обочину и потратить немало времени на переговоры с компанией, где мы арендовали машину, потом с нашей страховой компанией. Стало понятно, что машину придётся поменять, не обязательно в Фениксе, можно и в Тусане перед возвращением, всё равно это ещё время. Несмотря ни на что поездку решили продолжить и выполнить хоть что-то из намеченного.
Местность между Фениксом и Тусаном совершенно плоская, дорога гладкая, кое-где прямая как стрела, смотреть не на что. Ездить там, в одиночку, наверное, опасно: недолго и заснуть. В одном месте увидели рядом с трассой сад и плакат с предложением собрать самому пеканы, останавливаться естественно не стали. Пекан: американский родственник грецкого ореха, очень на него похож, только слаще, жирнее и намного мягче. Растёт исключительно в очень тёплом климате. Приехали уже в полдень, заглянули в центр посетителей, каковых естественно не обнаружили. Температура воздуха +45С, а на камнях, наверное, можно яичницу поджарить. Интересного ничего тоже не увидели только стенды с изображением растений и животных пустыни. А на одном было написано: Национальный парк Сагуаро — это не только кактусы!
Жара жарой, но всё же решились вначале пройти хотя бы по одному трейлу подняться на гору, а потом только доехать до музея. Ммм… да, молодые были, упрямые. Трейл выбрали ближайший, какой теперь уже не вспомню, а может мы и вовсе название не прочитали в спешке.
На стоянке у начала трейла уже стояла какая-то машина, ну вот мы здесь не единственные психи. Оказалось это пара из Германии, мы их вскоре догнали. Только вот почему они нас за немцев приняли…, однако, не первые они и не последние.
Перед тем как выйти на трейл, надо было записать в журнал имена, время и количество воды. А по возвращении естественно сделать соответствующую запись. С формальностями покончили, идём.
Трейл несложный, подъёмы, спуски пологие, жаль только тени кактусы не дают. У некоторых растений установлены информационные щиты, можно прочитать что-то интересное.
Нам впервые довелось видеть Сагуаро вблизи, 15ти метровые, правда, не встретились, а всё равно размеры впечатляют. Боковые побеги часто принимают забавные формы. Иногда хочется назвать этот кактус деревом, хотя разумом и понимаю, что ни какое это не дерево.
Цветок Сагуаро является одним символов штата Аризоны. Жаль цветут эти кактусы в мае и только по ночам (если верить Википедии). Плоды на некоторых растениях были, но ещё зелёные. Плоды Карнегии съедобны, а сок содержит много сахаров, мексиканцы его собирают и делают какую-то особенную брагу, употребляемую по большим праздникам.
В США это запрещено и за любое нанесение вреда этому растению полагается длительный тюремный срок. Впрочем, браконьеров такие строгости не останавливают, и случаи хищения кактусов не редки. Есть даже идея имплантировать в молодые растения специальный микрочип, который будет сигнализировать об их месторасположении.
Здесь опунция уже почти созрела, тогда, как в Седоне только цветёт. Эти кактусы тоже полностью съедобны и плоды, и похожие на листья стебли.
Кажется, что Цилиндропунция покрыта не иглами, а мягким мехом. Прикоснёшься и сразу понимаешь свою ошибку.
Фукьерия.
Маленький Эхинокактус с большими колючками. Слева от него Тамариск.
Тоже Эхинокактус, но больше метра ростом.
Вода вдали не мираж, а рисовые чеки. Трудно представить, но в этом климате индейцы выращивали кукурузу.
Забавная пара Карнегий.
Добрались до самого верха: около 800 метров над уровнем моря.
Всё также “тепло”, ни ветерка, ни облачка, только где-то далеко, далеко прошли несколько пылевых смерчей. Пора возвращаться к машине, немцы уже давно повернули назад, и мы с гордостью считали себя победителями.
На стоянке нас ждал неприятный сюрприз: от тепла лобовое стекло треснуло от края до края. Делать нечего поехали в Тусан менять машину.
Город показался ничем не примечательным. Рядом с арендой машин расположились передвижные домики, в которых живут беднейшие горожане. Столь высоких пальм мне ещё видеть не приходилось.
А так живут те, кто более преуспел.
Покончив с заменой машины, возвратились в национальный парк. Но музей пустыни оказался уже закрытым. А кактусов мы вдоволь насмотрелись, пора домой в Седону.