В Сербии в 60 км к северу от Белграда расположен город Нови-Сад. Город так же многолик, как и Белград. Он был частью Австро-Венгерской империи. Его исторический центр, сооружённый в середине-конце 19 века (после того, как был разрушен старый исторический центр в результате восстания), хорошо сохранился. В городе также протекает река Дунай.
Когда-то Нови-Сад основали православные сербы-выходцы из города Петроварадин. Сейчас Петроварадин вошёл в состав Нови-Сада. Исторические парадоксы.
По сравнению с Белградом, Нови-Сад выглядит чище, опрятнее, кажется тихим и спокойным городком.
После Второй мировой войны город перестраивался. Эпоха социализма в городе оставила наиболее яркий след. Но безликой плановой застройки тут нет, дома функциональны, на улицах велодорожки, созданные во времена социализма, это не новодел. Складывается впечатление, что, в отличие от социалистической архитектуры на постсоветском пространстве, здесь архитектура функциональнее, эстетичнее, не безлика и построена для людей.
Вообще, социалистическая эпоха на Югославии и на нас (имею в виду страны, входившие в СССР) отразилась по-разному. Югославия считалась самой капиталистической из всех социалистических стран. Здесь существовали свободы, о которых в соцлагере и мечтать не могли: свободный выезд из страны, импортные товары, отсутствие дефицита товаров, разрешённое предпринимательство. Уровень жизни был намного выше, чем в других соцстранах. И долгие годы Югославия была впереди всего соцлагеря. Но были и проблемы, как и везде. Югославия состояла из 6 республик: Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Македонии, Черногории.
При этом Сербия включала в себя края Воеводина и Косово.
Для Югославии Сербия была таким же хребтом, как Россия для СССР. Как и в СССР, в Югославии в последнее десятилетие существования обострились межэтнические противоречия. В каждой республике был свой язык, своя культура. Были республики более развитые и менее развитые. Ряд лидеров развитых индустриальных республик не были заинтересованы в перераспределении доходов в пользу более отсталых стран. Во время правления Иосипа Броз Тито удавалось сдерживать эти противоречия, так как Тито был авторитетной фигурой и популярным лидером. После его смерти в 1980 году не было достойного преемника, популярность центральной власти слабла, в республиках всё большую силу набирали национальные движения. После краткого периода бурного экономического роста в середине 80-ых, к концу десятилетия к политической слабости центральной власти добавился и экономический кризис. Итог известен — долгая и кровавая гражданская война в Югославии, отбросившая многие её республики на десятилетия назад в своём развитии. В 1995 году война завершилась. На карте мира осталась "малая" Югославия в составе Сербии и Черногории, просуществовавшая до 2006 года. В 1999 авиация НАТО бомбила Югославию из-за конфликта в Косово. Экономика страны была ещё лет на 10 отброшена назад. А в 2006 году в ходе референдума Черногория проголосовала за независимость. Так Югославии пришёл конец. В 2007 году парламент фактически независимого Косово проголосовал за независимость, которая не была признана всеми, в том числе и Сербией. Так что теперь всё, что осталось от Югославии — это Сербия и край Воеводина в её составе.
Хватит истории. Нови-Сад как раз является столицей Автономного края Воеводина. Почти ничто не напоминает о том, что его нещадно бомбили в 1999 году.
Прогуливаясь по Нови-Саду сейчас, ощущаешь себя в таком тихом европейском городке. Это не Лондон с его спешкой, не Париж с его напускной романтикой и не Берлин с его непрекращающимися тусами. Прогулки по городу прямо таки настраивают на расслабление. И не важно, идёте вы по тихим и маленьким улочкам...
... или по относительно оживлённым. Вообще туриста или просто человека, который впервые в городе и которому всё интересно, легко отличить. Спешащие на работу или по делам люди, смотрят исключительно перед собой, не обращая внимания на всё вокруг. Сложилось впечатление, что тут все-все смотрят на здания. Либо в городе одни туристы, либо сами жители ищут и находят что-то новое в том, что их окружает всю жизнь.
Здесь спокойно и тихо. В этом городе увидеть куда-то спешащего человека столь же вероятно, как увидеть Ламборджини в спальном районе Минска с надписью пальцем на пыльном кузове "Помой меня". Центр города, как и многие улицы центра Белграда, чисто пешеходный. А этого так не хватает Минску, где нет ни одной чисто пешеходной улицы. Когда уворачиваешься от машин, слышишь сигналы, стоишь на светофоре — всё это торопит, отвлекает от главного и не даёт расслабиться.
Есть люди, которые хотят оставить бурную и активную жизнь хоть на чуть-чуть, уезжающие из города в глушь. Зачем? Есть спокойные места в этом мире с наличием всех благ цивилизации.
Все туристические направления Нови-Сада сходятся на центральной площади города — площади Свободы. Стоя на ней, ощущаешь себя в центре великолепной архитектурной композиции.
Для тех, кто вырос в панельных районах городов бывшего СССР, ощущать себя в окружении такого главная причина получить эстетический оргазм.
Вообще, интересный вопрос, почему одни города мы считаем красивыми, а другие нет. Взять, к примеру, Прагу. Город-сказка, красивый как коробка дорогих конфет. Всех, кто сюда приезжает, непременно тянет вернуться. Для жителя многих городов бывшего СССР маленькие домики с черепичными крышами навевают воспоминания о сказках, где всё именно такое. Однако, если спросить жителя Риги о Праге, он не будет столь же восхищён, так как исторический центр Риги вполне может составить конкуренцию Праге. Поэтому, то, что одним кажется сказочной картиной, для других будет вполне себе обыденным пейзажем. Но в каждом городе есть свой дух, своя атмосфера, частью которой являются жители. Поэтому жители немецкий городков, не менее красивых, чем Прага, ездят в другие такие же городки в своей же стране. Ибо даже в обыденном можно найти необычное. Главное, хотеть найти.
Итак, на центральной площади церковь святой Марии. Одно из самых высоких зданий в городе, обделённом небоскрёбами. Напротив него магистрат. На нём табличка со всеми городами-побратимами Нови-Сада. Среди них наш Гомель. Второй по величине город Беларуси и второй по величине город Сербии дружат. Как мило)) Петроварадин
Но самая интересная часть города расположена не в центре города, а в пригороде Петроварадин. Чем-то напоминает район Земун в Белграде: маленькие домики, черепичные крыши, ритм жизни ещё более неспешный. В Петроварадине расположена и самая главная достопримечательность Нови-Сада — Петроварадинская крепость. Расположена она над Дунаем. Некогда Петроварадин был пограничьем между Европой и Востоком, так как по Дунаю проходила граница между Австро-Венгрией и Османской империей. Взяв Петроварадин, австрийцы сразу взялись его укреплять. Так и была построена здесь крепость. И вот крепость защищала мир христианский от угрозы Османской империи. Но в начала 18 века турки попытались взять Петроварадин, неудачно, поэтому граница сместилась на юг.
Сам район Петроварадин может вызывать противоречивые эмоции. С одной стороны, домики выглядят обшарпанными, краска облупилась, ремонт, хотя бы косметический, очень не мешал бы. Но с другой стороны это очень старый район города. Поэтому ветхость сойдёт за доказательство старины и аутентичности.
Сбоку от главной улицы Петроварадина, которая является продолжением моста через Дунай, к крепости ведёт лестница, которую многие фотографы и художники хотели бы использовать в художественных целях. Атмосферу романтики дополняет плющ, которым обвиты стены вокруг лестницы.
Постепенно поднимаясь, окидывайте взором Петроварадин под вами. Сверху виды очень и очень хорошие.
Поднявшись на крепость, можно долго любоваться видами на Дунай и Нови-Сад на противоположном берегу реки. Мост на фото сравнительно молод.
В 1999 году при бомбёжках все мосты в Нови-Саде были разрушены, так что Петроварадин оказался почти отрезан от основной части города. Но время лечит, следы войны стираются, хоть и не исчезают полностью. Этот мост разрушен бомбардировками.
В самой крепости сохранилась башня с часами.
В самой крепости много красивых домиков, есть кафе, скамейки, обзорные площадки.
По итогу путешествия по Белграду и Нови-Саду можно сказать следующее: есть в этих городах и то, что не стыдно показать, и то, что не мешало бы подремонтировать. В обоих городах сохранились следы последней войны. 90-е годы были непростым временем для страны. Однако сербы доказывают, что всё плохое заканчивается рано или поздно. Нужно верить и жить дальше, улыбаться и идти вперёд, ведь будущее наступит рано или поздно, поэтому бессмысленно переживать по поводу того, на что ты не можешь повлиять. Таков рецепт неоднократного возрождения Сербии из руин и постоянного оптимизма сербов, маленького гостеприимного народа, распрощавшегося с идеей вернуть балканские народы в одну страну, хоть многие до сих пор испытывают ностальгию по тем спокойным временам.