В 20 веке часто происходило так, что войны, революции и передел мира разделали нацию границей. Семьи, близких родственников живущих всего в паре километров друг от друга разделяла линия карты, которая в реальной жизни представляла собой доты, бункеры, колючую проволоку, пункты пропуска и необходимость визы. Наиболее яркий пример 20-го века ФРГ и ГДР. Но не одни немцы оказались разделёнными. После Рижского мира 1921 года, завершившего Советско-Польскую войну, территория Беларуси оказалась разделена. Восток страны входил в СССР как Белорусская Советская Социалистическая республика со столицей в Менске (Минск с 1939 года), а буквально в 30 километрах от Минска проходила советско-польская граница, отделявшая Западную Беларусь, входившую в состав Польши. В БССР белорусский язык был государственным, в Западной Беларуси же местное население могло говорить на белорусском только между собой. Белорусских школ не было, преподавание велось только на польском. Эта территория была самым бедным регионом Польши с практически полным отсутствием промышленности. Сельхозугодия Польша раздавала офицерам польской армии, делая их, фактически, похожими на помещиков. Недовольство польским режимом росло. 1 сентября 1939 году, когда Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война. Чуть позже, 17 сентября, СССР вторгся в Польшу с востока под предлогом защиты западнобелорусского и западноукраинского населения, включив затем эти земли в состав БССР и УССР. Историю принято переиначивать, анализировать и переанализировать. Можно по-разному относится к советскому вторжению в Польшу, но факт того, что его следствием стало объединение украинцев и белорусов, двадцать лет страдавших от польского управления, сложно опровергнуть.
Так Брест, Пинск, Гродно, Барановичи, Молодечно, Белосток (он после войны отошёл к Польше) и другие города вновь стали белорусскими.
Более полутора лет Брест, находящийся на реке Западный Буг, был пограничным городом между СССР и Германией. А когда 22 июня Германия решила покорить СССР, именно в этом городе её ждал первый облом.
В СССР города, особо отличившиеся в борьбе с захватчиками, получали звание "город-герой". В списке городов-героев вы увидите не сам Брест, а Брестскую крепость. Именно она, построенная ещё в 19 веке, месяц держала удар немецких войск.
Сама крепость сохранилась до сих пор, и служит сейчас местом паломничества, музеем, историческим памятником, притягивая туристов со всего мира. Так Холмские ворота Брестской крепости были изображены на марках, плакатах, даже на купюре 50 белорусских рублей образца 2000 года.
На крепости до сих пор сохранились следы от пуль и снарядов.
Не имея поддержки с воздуха, с ограниченным боезапасом, защитники крепости месяц сковывали крупные силы врага, рассчитывавшие взять крепость за несколько часов. Одиночные очаги сопротивления оставались до середины августа.
Сейчас в Брестской крепости музей.
С самого первого дня обороны крепость находилась в окружении. Водопровод был уничтожен артиллерийским огнём. Поэтому сразу встал вопрос о снабжении обороняющихся водой. Под обстрелом храбрецы ползли с флягами, касками и кружками к реке, чтобы набрать воды. Это было запечатлено в памятнике "Жажда" ("Смага" по-белорусски).
Год-полтора назад британский журнал назвал скульптурную композицию, изображающую воина, одним из самых уродливых памятников в мире.
И вызвал гнев не только белорусов или других бывших советских народов, но и зарубежных экспертов и простых людей.
Так же в крепости бережно сохраняются руины зданий, некогда там резмещавшихся.
Одно из них — Белый дворец, где был 3 марта 1918 году подписан Брестский мир, по которому уже Советская Россия вышла из Первой мировой войны.
Гулять здесь можно долго. Место буквально пропитано историей, мужеством и стойкостью.
Но Брест это не только военная память. В Бресте есть и то, чем мало какой другой город может похвастаться — настоящие газовые фонари зажигает настоящий фонарщик. Точнее, я не знаю больше ни одного другого такого города (может, они и есть, но не знаю, не бывал, видимо в них).
Каждый день в определённое время, которое показывают часы в начале улицы Советской
в Бресте, появляется, словно по волшебству, фонарщик.
Это новый символ города, привлекающий к себе внимание туристов и жителей города. Времени его появления ждут, с ним фотографируются. Потереть его пряжку ремня или пуговицу считается к удаче, а загаданное при этом желание непременно исполнится (проверял, подтверждаю). Появляется фонарщик с закатом, зажигая фонари, и с рассветом, гася их. Логично, что куда больше внимания на закате.
Сама улица Советская является брестским Арбатом. По обеим её сторонам расположены старые домики.
Брест с самого времени прокладки железной дороги стал важным железнодорожным узлом. Из-за того, что ширина колеи в СССР и Европе была разной, требовалось менять вагонную тележку со стандартной советской на европейскую.
А здание вокзала может, непривычно, поразить и снаружи и изнутри.
Брест город интересный. Не только фонарщиком, пешеходной улицей, коих в белорусских городах не так и много, и пограничным положением, которое сказывается на торговле. Интересен он тем, что этот город, на стыке империй и культур,всегда был плавильным котлом, где соединялись культуры и даже религии. Так в 1596 году была подписана Брестская церковная уния, объединившая православную и католическую религию в одну веру — униатскую. Главой церкви был Папа Римский, а обряды были смешанными частично. Униатство было попыткой вернуться к единой христианской вере впервые после церковного раскола 1054 года, чтобы избежать противоречий и взаимной вражды католического и православного населения Речи Посполитой. Несмотря на то, что униатство не получило распространения широкого, Брест стал тем местом, где была предпринята такая попытка в истории.