Драгоценный камушек в короне провинции Трапани — маленький и очень древний Эриче — находится на вершине изолированной горы Сан Джулиано. На протяжении многих веков он прячется, естественно защищенный на высоте 751 метра, в торжественном уединении, и легкая дымка частенько скрывает город от посторонних глаз.
В античные времена Эриче был центром культа Венеры и местом совершения важных языческих обрядов древнего мира. Город славился пышными религиозными празднествами.
С появлением христианства Эриче, благодаря своему "отрезанному от мира" положению, много столетий привлекал отшельников и просто религиозных людей. Ни в одном маленьком городе вы не встретите такого количества монастырей, церквей и древних храмов! В Эриче они буквально на каждом шагу.
Город имеет форму совершенного равностороннего треугольника, на вершинах которого находятся: замок Венеры на юго — востоке и храм Мадрэ на юго-западе. Центром служит бывшая церковь Сан — Доменико, где теперь работает престижный Международный центр научной культуры "Этторе Майораной", основанный в 1963 году.
Существует специально разработанный маршрут, двигаясь по которому можно увидеть все святые места Эриче, также действует комплексный билет, дающий право входа в храмы и монастыри, каждый из которых сегодня является одновременно и музеем.
Однако, имея на руках и карту, и комплексный билет, мы очень скоро убедились, что осилить весь маршрут за один день невозможно, а бежать галопом по такому уникальному месту — просто преступление, а потому решили посмотреть сколько успеем, но со вкусом. И успели мы, я считаю, немало.
В прошлой заметке я рассказала об уникальной местной традиции изготовления марципанов и о знаменитой пекарне Марии Грамматико. Теперь же самое время окунуться в каменный лабиринт и познакомиться со средневековыми святынями.
Проходим в город через ворота Трапани — одни из трёх ворот, имевшихся в крепостной стене, которая окружала город.
Центральная пешеходная улица не кажется широкой, но это — настоящий бульвар по сравнению с другими, хаотично отводящими от неё во все стороны извилистыми переулками.
Стены домов ограничивают узкие пространства, безмолвные и застывшие настолько, что, забредая внутрь Эриче может показаться, будто мы идём по городу-призраку. Но люди его не покинули — здесь постоянно проживают около 300 человек. В узких улочках мы повсюду встречаем типично средневековые арки, богато украшенные внутренние дворики и уютные небольшие магазины.
Первыми на нашем пути вырастают внушительные развалины монастыря SS.SALVATORE по адресу Via Vittorio Emanuele.
Монастырь SS. Salvatore занимает площадь около 1700 квадратных метров, но то, что можно посетить сегодня, представляет собой лишь небольшую часть былого великолепия.
До 13 века комплекс был дворцом — Палаццо Кьярамонте — принадлежавшим знатному роду Chiaramonte. В 1290 году граф Кьярамонте подарил свой дворец монахиням-бенедиктинкам, решившим поселиться в Эриче. Так в городе обосновался первый монашеский орден.
В подвале монастыря сохранились каменные цистерны для сбора дождевой воды, но первоначально, как полагают исследователи, использование этих сосудов было связано с культом Венеры Эриче.
В 1588 году монастырь был расширен, и к тому времени в его тесных каменных кельях проживали 50 монахинь.
После объединения Италии в 1866 году был принят закон, направленный на подавление религиозных орденов и конфискацию их сокровищ и владений. Так бенедиктинский монастырь Эриче, который на тот момент был центром производства шелковых обоев, золота, серебра и кораллов, а также знаменитых сладостей martorana, закончил свое существование.
Церковь Сан-Мартино
Совсем иное впечатление производит Церковь Сан — Мартино, которая является одним из самых элегантных храмов Эриче. Церковь находится на Piazza San Martino, хотя крошечному пятачку, образованному из схода нескольких проулков, менее всего подходит название "площадь".
Церковь Сан-Мартино была построена в 13 веке в готическом стиле. В конце 1600-х годов, однако, она была разрушена и восстановлена заново, уже в ином, барочном облике.
В плане церкви латинский крест, разделенный на три нефа колоннами.
Особая ценность церкви состоит в том, что она, словно музей, хранит многие из своих древних и ныне заменённых деталей убранства в отдельных помещениях.
Здесь можно увидеть деревянный хор 1761 года — в главной часовне, старинные скульптуры, деревянное распятие 16 века, различные фрески и несколько ценных картин , включая Санта — Чечилия ангелы и святые и Мадонну делле Грацие конца 15 века.
Интересен также церковный пол, частично сформированный из надгробий, начиная с семнадцатого и восемнадцатого веков, и украшенный плиткой с изображением оригинального плана храма в 1700 году.
Боковой фасад Сан-Мартино, видный из проулка, является одной из старейших стен города.
SANT'ALBERTO DEI BIANCHI
Святой Альберт Великий родился около 1200 года в Лауингене, входившем в состав Швабии. Неудивительно, что на Сицилии, где правили швабы или, как их чаще называют, норманны, этого святого особенно почитали.
Неизвестно точно, когда в Эриче построили церковь, посвящённую Св.Альберту, но согласно сохранившимся городским актам, в 1423 году она уже существовала и принадлежала ордену кармелитов.
Позднее, в 1568 году группой дворян, проживавших в Эриче, было создано Белое Братство, названное так по цвету их белых одежд. Своим храмом члены Белого Братства выбрали церковь Сан-Альберто, и с тех пор в её название добавились слова "дейи Бьянки". Одной из задач Белого Братства была материальная и духовная помощь бедным.
В семнадцатом веке церковь была отремонтирована и расширена, а в конце восемнадцатого века её интерьер был украшен нежнейшей белоснежной лепниной.
Мать Церковь Эриче
В самом начале нашего знакомства с Эриче, едва миновав Порта Трапани, мы заметили слева, в глубине квартала, массивную башню.
Подойдя поближе, мы поняли, что это колокольня. Рядом на довольно широкой, особенно по меркам Эриче, площади возвышался Кафедральный собор, возле которого мы не задержались надолго, поскольку хотели сначала получше осмотреться в самом городе.
После, вдоволь набегавшись по каменному лабиринту и посетив несколько храмов, мы заглянули в одно из местных кафе. И тут на стене увидели в картину, на которой главный собор Эриче предстал во всей красе! С этой минуты главным желанием было поскорее к нему вернуться.
Вот только как ни выкручивалась я с фотоаппаратом в руках, сколь ни отходила подальше-подальше, запечатлеть такую же стройную, как у художника, композицию никак не удавалось. Башня все время "заваливалась" вправо. Слишком уж она велика.
Это и неудивительно, ведь башня была построена за несколько десятилетий до собора, и служила оборонительной и дозорной вышкой. Гораздо позже её приспособили под колокольню. Отсюда и простая квадратная форма башни, и её массивность.
Церковь Матери (Мадрэ), посвящённую Деве Марии, возвели в четырнадцатом веке. Фридрих III Арагонский, король Сицилии, часто останавливался в Эриче. Во время войны Сицилийской вечерни (1282-1314) Фридрих III Арагонский снова на долгое время укрылся в городе и был защищен. За это он отблагодарил жителей Эриче строительством готического Кафедрального собора.
Уникальный памятник средневековья — базилику Мадрэ — возвели на руинах храма Венеры. Эта древняя церковь, которой невозможно не восхищаться, до наших дней сохранила некоторые свои оригинальные черты.
Первоначальный интерьер, конечно, до нас не дошёл. Сейчас он представляет собой трехнефную базилику в неоготическом стиле. Нефы поддерживают колонны с крестовыми сводами. В боковых проходах сохранены часовни разных эпох. Последняя серьезная перестройка была произведена в 1865 году, поскольку в 1853 году старинная крыша рухнула.
Более всего поражает украшенный изящной лепниной потолок церкви Матриче. Этот свод, на котором в сложной гармонии соединились замысловатые орнаменты разных культур, напоминает драгоценное кружево.
Наконец, стоит взглянуть на сокровищницу церкви. Она, хотя и истощенная в 1992 году, по прежнему объединяет одну из самых обширных ценных коллекций церковного серебра Сицилии.
Вот таким обширным, хоть и далеко не полным, получилось наше знакомство со святынями Эриче. Но город никак не отпускал, и мы ещё долго гуляли, погружаясь в сложную геометрию его улиц.
Под ногами — сложный узор мостовой, собранный из мелких продолговатых камушков.
Мостовая необыкновенно красива, но пройти по ней в туфлях, даже на небольшом каблуке, совершенно нереально и небезопасно. Зато каждый шаг по этим камням, как соприкосновение с глубокой древностью, памятью прошлых веков.
Даже тот факт, что сегодня Эриче посещают сотни туристов ежедневно, а на высокую гору, где он находится, в считанные минуты можно подняться фуникулёром, не нарушает особой, царящей в городке атмосферы средневековья.
Здесь по-прежнему сохраняются тишина и спокойствие, подчеркнутые завораживающей красотой окружающих пейзажей. Каким-то чудом Эриче, вопреки развитому туризму, остаётся неизменным в своём очаровании.