В Тоскане есть интересное ландшафтно-скульптурное место — Сад Таро (Giardino dei Tarocchi). Сад очень удачно вписался в традиционно холмистый тосканский ландшафт. Он украшен 22 крупными, необыкновенно ярко окрашенными монументальными скульптурами, символизирующими различные элементы карт Таро.
Сад Таро родился по замыслу французской театральной художницы и скульптора, представительницы нового реализма Ники де Сен-Фалль совместно с её мужем, швейцарским архитектором, художником-сюрреалистом Жаном Тэнгли. Вдохновением для Ники де Сен-Фалль в первую очередь послужил Парк Гуэль в Барселоне, каталонского архитектора Антонио Гауди и Священный лес в Бомарцо, Пирро Лигорио.
Строительство сада началось в 1979 году и продолжалось почти 20 лет. При создании сада активную помощь оказывали местные тосканские художники. В 1998 году работы были завершены и сад открыл двери в летние месяцы для посетителей. Осуществилась давняя мечта Ники де Сен-Фалль, которую она лелеяла с самого начала своей художественной деятельности. Ники вместе с мужем в 1982 — 1983 гг., параллельно с этим проектом, выполнили ещё один грандиозный проект — Фонтан на площади Игоря Стравинского у центра Жоржа Помпиду в Париже.
Сад Таро, как произведение искусства представляет собой синтез ландшафтного дизайна и скульптурно-архитектурного творчества. Скульптуры достигают высоты в 15 метров и имеют оригинальную конструкцию. Каркас сделан из переплетённой металлической арматуры на которую была протянута проволочная сетка. Затем наносился слой цемента. Потом всё это покрывалось мозаиками из стекла, зеркал и керамики. Очень важен был выбор отделочных материалов. Блики света, яркие краски, осколочные отражения неба и деревьев, течение воды и игра ветра — всё это создаёт эффект непрерывного движения и изменчивости. Некоторые фигуры открыты и внутри можно посмотреть на красивые мозаичные работы. Все скульптуры завораживают своей необычностью и мистической глубиной.
В саду расположены 22 фигуры, которые воплощают Старшие Арканы (козыри) карт Таро. Это скульптуры "Шут", "Маг", "Верховная Жрица", "Императрица", "Император", "Первосвященник", "Влюблённые", "Правосудие", "Колесница", "Отшельник", "Колесо Фортуны", "Сила", "Повешенный", "Смерть", "Время", "Дьявол", "Башня", "Звезда", "Луна", "Солнце", "Страшный суд" и "Мир".
Сад окружён стеной из туфа, имеющей круглое отверстие вместо ворот. Глухая стена и оригинальная круглая арка, возведённая архитектором Марио Ботта, призваны подчеркнуть, по замыслу автора чёткую границу между магией сада и реальностью повседневной жизни. Посетители сада попадают сразу на дорогу, которая ведёт к центральной площади. Над ней доминируют фигуры "Верховной жрицы" и "Мага".
Ознакомимся с картами Таро поближе вместе с авторами Ники де Сен-Фалль и Жаном Тэнгли. Вот как они себе представляют смысл этих фигур:
Карта I. "Маг". Великий Трикстер. Для меня эта карта символизирует Бога, создателя Вселенной. Это Он создал такую удивительную шутку, как наш парадоксальный мир. Это карта активного разума. Чистый свет, чистая энергия, Озорство и Творение.
Карта II. "Верховная Жрица". Верховная Жрица символизирует интуитивную фемининную силу. Женская Интуиция — один из ключей к мудрости. она представляет иррациональное Бессознательное со всем его потенциалом. Кто хочет объяснить природу вещей лишь путём логических построений и доводов, тот всегда остаётся на поверхности, так и не постигая глубины инстинктивного видения и воображения.
Карта X. "Колесо Фортуны". Колесо Фортуны — очень старый символ Колеса Жизни. ЧТО ПОДНИМАЕТСЯ, ТО ДОЛЖНО ОПУСТИТЬСЯ. Однажды, гуляя по Саду, я воскликнула: ЭВРИКА! Я решила попросить Жана превратить Колесо Фортуны в фонтан. А вода должна вытекать из Верховной Жрицы!
Карта XI. "Сила". Хрупкая дева ведёт свирепого дракона на невидимой нити. Чудовище, которое дева должна приручить, — внутри неё самой. Ей необходимо победить своих собственных внутренних демонов. Решив эту сложную задачу, она откроет свой собственный источник СИЛЫ.
Карта XVIIII. "Солнце". Солнце — это жизненная сила. Оно способствует росту всего живого. Это божество, которое может поднять наш дух. Я представила Солнце как птицу, образ которой мы часто встречаем в легендах американских индейцев и мексиканцев. Птица — самое близкое к Солнцу существо.
Карта XIII. "Смерть". Великое Таинство жизни. Без смерти жизнь не имела бы смысла. Смерть — ВЕЛИКИЙ КОСИЛЬЩИК, который позволяет расти новым цветам. Карта Смерти — это карта Обновления. Осознание смерти — возможность не застрять в ловушке суеты жизни.
Карта XV. "Дьявол". Карта Магнетизма, Энергии и Секса. Дьявол также представляет собой утрату собственной свободы через зависимость (болезненное пристрастие) любого рода. Работа над этой картой внушала мне страх. Я видела сотни демонов, кишащих вокруг Сфинкса, и боялась, что в любой момент они могут напасть на меня.
Карта XXI. "Мир". Мир — карта великолепия внутренней жизни. Это последняя карта Больших Арканов и в то же время духовное упражнение всей игры. В этой карте сокрыта тайна всего Мира. Это ответ Сфинксу.
"Дурак". Номер Дурака — 0, то есть номер отсутствует, но для меня 0 всё-таки тоже число. Дурак в колоде карт Таро имеет такую силу, как все другие карты вместе взятые. Почему? Потому что он представляет человека в духовном поиске. Не зная, куда он идёт, Дурак готов к открытиям. Он — герой сказок, который кажется слабоумным, но способен найти сокровище там, где другие потерпели поражение. У него совсем мало имущества. Он путешествует налегке.
Карта V. "Иерофант". С помощью этой карты человек обретает знание своей сакральной природы. Для некоторых Иерофант — учитель, гуру, пророк или папа. Он разгадывает тайны. Он может быть также книгой, шаманом, раввином, святым или святой.
Карта VIII. "Справедливость". Справедливость предполагает знание себя. Человеку нужно обрести способность судить самого себя, примириться со своей темной стороной. Получив такое прозрение, можно сострадательно судить других людей и ситуации. Настоящая справедливость не слепа, она дарует видение взаимосвязанности всего сущего. Внутри Справедливости Жан Тэнгли создал скульптуру, представляющую Несправедливость, и запер её на большой висячий замок.
Карта VI. "Выбор" ("Влюблённые"). В некоторых колодах Таро эта карта называется "Влюблённые". Адам и Ева были первой парой и сделали первый выбор. Именно поэтому я выбрала их как символ этой карты. Карта предполагает двойственность: выбор может быть верным и неверным. Ошибка может подвести нас ближе к истине о том, кто мы есть.
Карта VIIII. "Отшельник". Отшельник — это умудрённый опытом путник, ищущий духовных сокровищ. Карта подразумевает, что самые важные уроки мы постигаем через сердце.
"Оракул" — женская ипостась Отшельника. Войди и слушай её весть.
Карта XVI. "Падающая башня". Некоторые называют эту карту "Вавилонской башней". Она представляет физические строения или конструкции ума, выстроенные непрочно. Символ Падающей башни имеет не только негативный аспект, но и преподаёт нам урок. Сложные умственные конструкции должны развалиться. Необходимо разрушить эти ментальные стены и увидеть, что за ними. Жан Тэнгли создал для этой карты символическую скульптуру "молнии", разбивающей башню на части.
Карта IV. "Император". Император — карта маскулинной силы в позитивном и негативном её проявлении. Император символизирует организацию и агрессию. Этот образ приносит в мир НАУКУ и медицину, но в то же время оружие и ВОЙНУ. Это также карта патриарха, или мужчины — покровителя, который стремится контролировать и завоевывать.
Карта III. "Императрица". Императрица — это ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ. Она Царица небес. Мать. Блудница. Эмоция. Сакральная магия и Цивилизация. Я воплотила этот образ в виде Cфинкса. Несколько лет я жила внутриэтой Матери — защитницы. Она стала штаб — квартирой для всей команды Сада Таро. Здесь же мы собирались на кофейные перерывы. Для всех нас это место было фатально — притягательным.
Карта XIIII. "Умеренность". Мне было нелегко понять эту карту. Умеренность слишком далека от моей страстной натуры. Умеренность представлялась мне неким компромиссом. Срединным путём. Но однажды для меня забрезжил свет. Умеренность — это Правильный Путь. Я сделала из этой карты ангела, венчающего храм Умеренности. Внутри куполообразного сооружения — небольшая часовня со множеством зеркал, отражающих космос, цветы и керамические сердца, и образ Чёрной Мадонны. Это магическое пространство.
Карта XVIII. "Луна". Луна — карта творческого воображения и негативной иллюзии. Это "внутренняя" карта — таинственная, загадочная. Луна оказывает влияние на морские приливы и отливы. Карта Луны может быть как опасной, так и дарующей великую силу воображения.
Женские фигуры в фонтане повторяют другие известные общественности скульптуры Ники де Сен-Фалль .
В настоящее время Сад Таро (по желанию Никки де Сен-Фалль) управляется специально созданным для этой цели частным фондом. Этот Сад является фантастическим сочетанием игры человеческого воображения и природы Тосканы.