Когда мы начали подготовку к походу на гору Синай, я сразу предупредила: в Египет не поеду, не та обстановка. А мне отвечают, какой Египет? Гора Божья находится в махтеш (кратере) Рамон, а вовсе не там, где я подумала.
И села я за компьютер, чтоб прояснить вопрос. И обнаружила, что на место, на которое сейчас толпами поднимаются туристы, чтобы встретить рассвет, указано Евсевием Кесарийским, живший в Палестине в начале IV века н. э. На каком основании он выбрал эту, ничем не отличающуюся от других возвышенность, неизвестно. Но археологи нашли тут слишком много противоречий. Во-первых, у подножия Моисея ждал народ. 600 тысяч мужчин. С женщинами и детьми около 2-х миллионов. И где они могли разместиться? Там ни воды, ни места для жилья. Да еще находится в стороне от тропы, по которой должны были пройти сторонники Моисея. В общем, слишком много несоответствий и почти нет совпадений. Это в 4-м веке не требовалось доказательств.
А сейчас археологи выдвигают гипотезы, одну за другой, и ищут подтверждения. Повезло итальянскому археологу, Эммануэлю Анати. Он нашел подтверждения настолько весомые, что папа римский признал гору святой. Итак, что же нашел профессор Анати? Что вообще можно найти в пустыне, если учесть, что домов не строили, жили в шатрах.
В общем, стало понятно, что ехать надо. И, хотя Каркум находится в Израиле, а не в Египте, добраться до него гораздо труднее.
Начнем с того, что поход на Шафрановую гору летом экстремален. Слишком жарко. Зимой проще, но занимает весь световой день. Поэтому ночевали мы в кемпинге, а с утра пораньше пересели на джип. Иначе по речке Паран не проехать. А нам туда надо: «А затем двинулся народ из Хацерофа и остановился в пустыне Фаран» Значит, нам туда дорога.
Хочу сказать сразу, что этот путь не для самостоятельных туристов. И не потому, что можно заблудиться. Дорога размечена,
а потому, что мы проезжаем полигон, и надо знать, когда и где можно ехать. А во-вторых, Божья гора не столько высокая (немного больше 900 метров), сколько большая по площади. И если не знать, куда идти, можно просто пройти мимо цели.Наш водитель-путеводитель не дал нам проскочить мимо важного и интересного.
Сначала он объяснил, что в пустыне есть своя археология. Здесь, может, и нет зданий. Но вот «говорящий камень». Ученые могут точно определить, когда на этом камне появилась надпись, и что, собственно она означает.
Дорога была долгой и вытрясла из нас всю душу. Мы проехали мимо остатков машин, домов и самолетов. А еще нам повезло, мы увидели стадо куланов (диких лошадей).
Редкий случай. Последнюю особь застрелили в начале 20 века. Но израильтяне решили восстановить популяцию. В 70-х годах привезли из Ирана несколько пар. Приятно видеть, что животные прижились и расплодились.И вот, мы на месте. Еще застали пару джипов, «переночевавших» на стоянке у подножья.
Мы только начали подъем, а уже нашли пару кремневых наконечников и каменный нож.
И еще жертвенник. Простейший, из обычных, не обработанных камней. Как раз такой, какой Бог приказал Моисею, в два параллельных ряда. «Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло свое, то осквернишь их» (Исход, 20:22). 12 камней – 12 колен израилевых.
Поднимаемся в гору. Никаких крутых тропинок, достаточно, чтобы Моисей в свои 80 мог несколько раз подняться и спуститься.
На горе просто россыпи кремня. Крепкого качественного, темно-коричневого. Кое-где просто видно, как он вкраплен в розоватый от времени известняк.
Как рассказал нам Эйяль, это самое лучшее сырье для изготовления орудий труда на всем Ближнем востоке.
Мы поднялись на самый верх. С обрыва четко проглядывается русло реки. Вот эта зеленая извивающаяся полоса указывает на наличие воды. Мы даже нашли немного воды на поверхности.
Во всей красе под нами расстилается долина Паран.
«И пошли, и пришли они к Моисею и Аарону и всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли» (Числа, 13:27). Они – это 12 разведчиков, посланных в Землю Обетованную. Значит, Кадес, по идее, должен располагаться выше по «течению» безводной реки.
Искать долго не пришлось. В Египте Анати нашел Кадес, где, в русле Паран, по-видимому, и прожил народ Израиля 40 лет, пока не обновился.
Вслед за нашим гидом мы идем по плато. Это «столовая» гора, без вершины, с плоским верхом длиной в 12 км.
И вот, на этой плоскости археологи нашли больше 42 тысяч рисунков. Целая галерея. Тут вам олени и верблюды, волки и скорпионы. Мужчины и женщины, молящиеся и воюющие.
Кремний со временем покрывается патиной. Скалывая патину можно высечь разные рисунки, которые со временем тоже темнеют. Как раз по цвету ученые и определяют возраст рисунков. Тем, что посветлее, 2-3 тысячи лет. А вот темные на пару тысяч лет старше.
Нашли мы и скрижали завета. Их и сейчас рисуют так же.
А так же буквы «йуд» и «хей», из которых состоит имя бога, которое не полагается упоминать всуе.
Проанализировав найденные рисунки, профессор Эмануэле Анати доказал, что гора веками была священным местом для разных народов, селивших тут своих богов…
Древние кочевники поселили тут бога луны – Сина. Вот вам и гора Синай.
А нынешнее имя дали уже в 20-м веке из-за шафранового цвета. Каркум, он же шафран, известная специя.
И уж если Моисей захотел пообщаться с богом, то ему прямая дорога на эту вершину, где и получены заповеди. "Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая..."
Чтоб мы не сомневались, Эйяль показал нам дыру в горе. В день зимнего солнцестояния через это отверстие проходит солнечный луч, который создает видимость пламени. Гора пылает. Мы сразу решили, что вернемся, чтобы увидеть огонь своими глазами.
Топаем дальше, мимо стойбища каменного века. Вон, видите, круглая площадка, окруженная камнями.
Одна, вторая… Вот, это они и есть.
Противники версии Анати утверждают, что артефакты, найденные археологом на несколько веков древнее самой старой вероятной даты исхода.
Но значит ли это, что профессор не прав? А может, как раз наша привязка ко времени не точна?
И тут я вспомнила книгу Иммануила Великовсеого « Века в хаосе» и его нетрадиционную хронологию. Ее не приняли по той же причине. Исход по его теории был на несколько веков старше, чем принято считать.
Дело в том, что официально считается, что в египетских источниках нет подтверждения исхода. Ну, нет у египтян ничего похожего.
Только есть папирус Ипувера в Лейдене, да надписи на граните в Эль-Арише:
«Ни одной травинки не найти… голод… Все животные страждут в сердце своем. Скот стонет... Смотри, скот оставлен блуждать, и некому согнать его в стадо…».
«Мор по всей земле. Всюду кровь… Река превратилась в кровь… Люди содрогались, пробуя ее (воду) – существа человеческие жаждали после этой воды».
«На земле не было светло…».
«…В продолжение девяти дней сотрясения была такая буря, что ни люди, ни боги не могли видеть лиц своих соседей».
Великовский привел еще много примеров. Сравнивать не буду, и так все понятно. Когда переводчики папируса заметили сходство с Библией, им ответили то же самое: источники на много веков древнее Исхода. Так может, историкам пора посмотреть правде в глаза?
Решение было простым: принять за основу, что события из Библии и описанные в папирусе были раньше и реконструировать всю историю от Исхода до Александра Македонского.
Его реконструкция истории оказалась упорядоченной, она устранила множество противоречий и проблем, которыми изобилует история и археология в ее традиционной версии.
Впрочем, лично мне доказательств не надо. У меня от этой горы дрожь пробирает. Каждой клеточкой чувствую неординарность места. Сегодня Хамсин, небо серое, жарко. И камни, камни, камни. Редкие растения. Почти нет деревьев.
Мы прошли весь маршрут и начинаем спуск. Длинный и пологий.
В книге Маккавеев написано, что после разрушения первого храма священники перенесли скрижали обратно на «Божью гору». Именно там их и пытались найти ессеи. Их лагерь нашли у подножья горы Карком. Вот мы и идем к подножью. У джипа падаем без сил.
Потом сварим кофе и пообедаем. Да и поедем домой. Через полигон,
с остановкой у Белого каньона.
Но это уже другая история.