Мои планы на проведение майских праздников были полностью изменены после одного телефонного звонка. Мой хороший друг Георгий Леонтьев сообщил, что в воскресенье на территории Рогожского посёлка у староверов будет проходить праздник Жён-мироносиц. В этот день на Рогожку приедет большое количество староверов, для нас же, мирян со стороны, будет проведена экскурсия.
Шесть лет назад я заезжал на Рогожку. Посёлок староверов понравился. Ни секундой не сомневаясь, я скорректировал свои планы. Уж больно хотелось посмотреть, что представляет собой подобный праздник.
Москвичи, попадая на улицу Рогожский вал, наверняка не задумываются о том, почему родственная по названию улица находится достаточно далеко от одноимённого посёлка. В настоящем Рогожский посёлок вместе с кладбищем занимает 10% своих прежних территорий. Даже просто прийти сюда пешком от ст. метро Римская не так просто. Купол храма-колокольни Воскресения-Христова виден издалека, но вокруг посёлка сплошные промзоны
и железные дороги.Сбор группы был назначен возле Южных ворот, куда я пришёл на полчаса раньше. Уже на подходе можно было видеть женщин и девчушек в длинных платьях и в белых платочках, а также по большей части бородатых или просто небритых мужчин и безбородых отроков, с рубашкой навыпуск, перепоясанных не ремнём, а тесьмой либо верёвкой. Многие старообрядцы приехали на праздник семьями. Видя столь колоритных людей, меня просто-таки обуял азарт фотографа. Наверно я выглядел не совсем адекватно, ибо я начал подходить ко всем подряд и спрашивать, можно ли их сфотографировать. Соглашались далеко не все, и потому каюсь, что в некоторых случаях я действовал без разрешения. Заходить на территорию посёлка дозволяется всем, однако перед этим желательно почитать плакат, предписывающий определённые правила поведения.
Напротив здания Старообрядчеcкой митрополии на небольшом холмике можно видеть поклонный крест.
На его оборотной стороне выбито:
Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится Вам. На камне рядом с крестом надпись:
Сей крестъ ставленъ въ память героя воины 1812 года донского атамана старообрядца М. И. Платова въ лето 7516 августа дня.
Впереди замечаю людское оживление, куда и направляюсь. По случаю праздника на территории посёлка развернули ярмарку, где продавали и покупали по-большей части сами старообрядцы. Меня же обуяли эмоции! Нет, не от еды и не от антиквариата, а от самих продавцов и от их покупателей. Мне показалось, что я попал в прошлое лет эдак на 100-110 назад. Либо всё это действие является массовкой какого-то фильма. Вот только режиссёр со своими ассистентами, гримёрами, осветителями и операторами куда-то запропастился,
и действие начало жить своей жизнью. Обстановка на ярмарке была вполне дружеская. Люди пусть и не всегда позировали, но и категорически не противились моей фотосъёмке.
Видя, что время приближается к назначенному сроку, я поспешил назад к Южным воротам, где уже собралась туристическая группа. Пришёл и гид по имени Даниил. Я как-то не спросил, имеет ли Даниил сан. В любом случае, одет он был в чёрное одеяние священнослужителя. Даниил оказался одним из помощников митрополита Московского и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилия.
После короткого знакомства Даниил рассказал следующее.
По распоряжению императрицы Екатерины II в 1771 г в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте Москвы были закрыты, в том числе два старообрядческих — у Серпуховской и Тверской застав.
Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов повелел старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта ( ш. Энтузиастов). По заставе кладбище получило название Рогожского.
Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища летнего и зимнего храмов.
Так в 1790-1792 гг. появился Покровский собор — главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины. Он построен в стиле классицизма. Автором проекта стал выдающийся русский зодчий Матвей Фёдорович Казаков.
Как известно, после смерти Екатерины II к власти пришёл Павел. Далее вновь последовали гонения и притеснения.
Прославленный герой Отечественной войны Матвей Иванович Платов был старообрядцем. Граф имел при себе походную церковь и старообрядческого священника, который совершал по пути богослужения для Платова и его казаков-старообряцев.
После изгнания Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки во главе с атаманом Платовым. Как старообрядцы, они начали обращаться за исполнением своих духовных треб на Рогожское кладбище. А когда покидали Москву, то атаман подарил Рогожскому
кладбищу свою походную полотняную церковь во имя Пресвятой Троицы, которая была при нём почти во всех воинских походах.
Если до 1813 года литургии здесь служились редко и в большинстве случаев тайно, дабы не привлекать внимания властей, то после ходатайства к московскому градоначальнику Платова, литургии в центре древлеправославия стали совершаться чаще — практически во все двунадесятые праздники.
Таким образом, благодаря Платову старообрядцы получили возможность совершать литургии в храмах Рогожского кладбища.
Постепенно образовался целый старообрядческий посёлок, который стал центром старообрядчества России. Население постепенно возрастало, составив к 1845 году 1588 человек.
Московское старообрядчество издавна отличалось своим богатством, вследствие принадлежности к нему большого количества купцов и фабрикантов.
Если при Екатерине II и частично при Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, то со времени восшествия на престол Николая I ситуация изменилась. В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. (((Старообрядцы делятся на поповцев, единоверов и беспоповцев. Мы здесь говорим про поповцев. Свою богословскую школу вести им было запрещено, и потому они переманивали попов РПЦ.)))
7 июля 1856 года, после смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, по настоянию митрополита Филарета (Филарет родственник телеведущего Н.Н.Дроздова), алтари Рогожских церквей были запечатаны. Покровский собор стал часовней, а храм Рождества Христова был обращен в единоверческий.
(((Единоверие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Единоверие официально появилось в 1800 г.)))
Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.
Именно в честь открытия старообрядческих церквей рядом с Покровским храмом в 1907-1910 г. была поставлена храм-колокольня Воскресения Христова.
День жён-мироносиц справляется во второе воскресение после Пасхи. В 1905 г. он совпал с моментом открытия церквей, и потому у старообрядцев он особо почитаем. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Мироносицы были свидетельницами крестных страданий Христа.
Старообрядческие общины раскиданы по всему миру, и потому найти пару молодым людям непросто.
На праздник жён-мироносиц на Рогожку, в сопровождении родителей, приезжают молодые ребята и девчонки. Родители и их дети знакомятся между собой. Устраиваются смотрины. По словам Даниила, в этот день можно встретить не только россиян, но и южно-американцев, европейцев, канадцев и даже австралийцев. Разводов среди старообрядцев практически не бывает. Божьи заповеди прививают с молоком матери.Я спросил Даниила о недавней встрече В.В.Путина и митрополита Корнилия. Глава России впервые принимал старообрядческого митрополита. Для общины это событие!
Даниил ответил, что контакты митрополита с В.В.Путиным уже происходили, но были они не официальными. Владимир Владимирович узнав о проблемах, и тогда, и в последний раз, старообрядческой общине помог.
Даниил передаёт нас другому гиду, который специализируется на истории Раскола. Мы же, прощаясь, совместно с Георгием Леонтьевым, подарили в библиотеку старообрядцев свою книгу Тайны оманского ЛАДАНА. Даниил попросил подписать её для митрополита Корнилия, что мы и сделали.
После этого, теперь уже новый гид по имени Михаил, ведёт нас на осмотр храма Рождества Христова. Отметим, что таковой имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Его построили в 1804 году по проекту архитектора И.Д.Жукова в псевдоготическом стиле. Когда я шесть лет назад был на Рогожке, храм Рождества Христова был закрыт. В настоящем нельзя сказать, что он открылся, но службы иногда проводят. В годовщину 200-летия изгнания Наполеона внутри храма появилась выставка, которая действует по сей день. Правда, посетить её можно только по предварительной договорённости. Основными экспонатами являются старинные иконы, написанные специально для этого храма.
По словам Михаила, старообрядцы в 1812 г. не поверили генерал-губернатору Москвы, что город французам не сдадут, и потому решили в чумной могиле спрятать свою утварь. Одна из икон была очень больших размеров. Закопать её не удалось. Однако, хотя Никола Чудотворец и был в дорогом окладе, французы чудесным образом его не заметили. Как особо почитаемый экспонат для обзора выставлен полковой храм атамана Платова. Конечно это инсталляция, но выполнена она с абсолютной точностью. Зато рядом подлинные иконы, которые казаки Платова развешивали в своём походном храме.
Для одних слоёв российского общества красными стёжками оставил свой след 1917 год, для других 1991. Я же давно для себя отметил, что разговор со старообрядцем чаще всего переходит на 17 век.
Михаил подводит нас к стенду, где выложены документы и старинные книги. Рядом икона святого Христофора, у которого вместо человеческой головы — голова собаки. Подобное изображение нельзя увидеть ни у православных, ни у католиков. По словам нашего гида, старообрядцы именно так воссоздают образ Христофора, страдавшего от своей красоты и попросившего Бога таковой его лишить. Остаётся вспомнить расхожую фразу, что не лицо главное в человеке, а его душа.
На улице раздаётся колокольный звон. Наше знакомство с выставкой прерывается, так как в этот момент начинается крестный ход. Я бегу к Покровскому собору, откуда вышел крестный ход. Однако, из-за обилия народа, протиснуться сквозь толпу не получается. Смотрю, шествие начинает огибать Покровский собор. Понимая, что подобное действие пропустить никак нельзя, словно чумной, устремляюсь наперерез. И здесь случается настоящее чудо! Я стою практически один. Солнце у меня за спиной, а прямо на меня, под пение молитв, движется крестный ход.
Если в Русской православной церкви крестные ходы совершаются против движения солнца (против часовой стрелки), то в Русской православной старообрядческой церкви идут по движению солнца (по часовой стрелке). Я могу ошибаться, но, насколько я знаю, во время крестных ходов РПЦ впереди движутся священники, несущие крест, либо икону. Здесь же большой крест находился чуть сзади.
Первая троица священнослужителей держала в руках лампады, устроенные сверху шестов. Вторая троица шла с иконами Иисуса Христа, между которыми царствовал большой крест.За священникам, поднимая вверх хоругви, шествовали казаки. Если не обращать внимания на кожаные сапоги, можно было представить, что со своими знамёнами-хоругвями движутся иноки, присланные Сергием Радонежским на подмогу войска Дмитрия Донского, либо что это идут терцы, донцы и кубанцы, желающие поквитаться с Наполеоном.
Мимо меня проносили живую историю. Ведь именно так выглядели знамёна русского воинства! Сколько лет этим хоругвям? Тут остаётся только гадать. Старообрядцы сумели сохранить многое.
Кстати, хоругви были не только ценными и особо почитаемыми, но ещё и тяжёлыми, и потому доверили их молодым и крепким ребятам. Один из таковых несколько раз останавливался, дабы получше и поудобней перехватить древко.
Передо мной проследовали два священника, одетых в белые праздничные одежды. Батюшки периодически останавливались, начиная вправо, влево, вперёд и назад кадить божественным фимиамом. Далее попарно, держа в руках большие иконы, лебёдушками проплывали женщины, правильнее сказать жёны-мироносицы. Первая пара была составлена из совсем юных девчушек: не накрашенных, одетых в длинные старорусские платья. По их прекрасным лицам можно было понять, что девчушки не имеют за спиной ни крупицы так называемого прошлого.Наверняка именно так выглядели жены князя Игоря-Северского и Дмитрия Донского, дочери Ярослава Мудрого, а также многие, многие русские женщины, оставившие свой след в истории не привлекательным телом, а умом, кротостью и делами. За девчушками шли женщины постарше, по всей видимости помогающие в храме при службах.
Мне же подумалось, что те иконы, которые они несли, для старообрядцев являются особо почитаемыми. Людям со стороны их особо не показывают. Ища хорошие ракурсы, я забежал чуть вперёд, остановившись рядом с батюшками. Те в очередной раз начали кадить, отправив в сторону крестного хода тоненькие струйки дыма. Найдя наконец лучшее место, я решил с этой точки фотографировать всех, кто будет проходить мимо. Пропустив женщин, я начал снимать мужчин, одетых в длинные чёрные однорядки. В некоторых случаях приходится читать, что подобная одежда была распространена и в иудейской среде времен земной жизни Спасителя, Который Сам носил такую одежду, о чем свидетельствует предание и иконография.
В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. В обыденной обстановке духовенство носило длинные однорядки особого покроя из сукна и бархата зеленого, фиолетового и малинового цветов. Подобно женщинам, мужчины попарно несли иконы. На левой руке у каждого свисали старообрядческие чётки называемые лестовка (или "лестница"). В древнерусской традиции гибкая "лестница" символ духовного восхождения с земли на Небо. За мужчинами шли священники, облачённые в светлые праздничные рясы и подрясники. Правильнее сказать, что таковые были накинуты на чёрные однорядки. Помню, когда я семь лет назад приезжал на Рогожку, даже чтобы сфотографировать церкви, приходилось спрашивать разрешения. Ни о какой съёмке священнослужителей речь не шла. Здесь же высшие чины старообрядческого духовенства проходили мимо меня, и я на вполне законных основаниях снимал всех подряд. В какой-то момент мимо, подобно голубям, промелькнули два отрока. В руках они держали большие подсвечники для одной такой же мощной свечи. Следом за ними пронесли Библию.
Далее проследовали два священнослужителя, занимавших в старообрядческой иерархии далеко не последние места. Вся верхушка старообрядческой церкви из дальних городов и стран приехала сюда на Рогожку.
В следующий момент я увидел Даниила. Он фотографировал какого-то священника, и тот давал Даниилу какие-то распоряжения.
Приблизившись, Даниил шепнул мне: "Митрополит."
Тут я понял, ко мне приближался митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий.
Взгляд Его был серьёзен. Однако, обращаясь к Даниилу, Митрополит шутливым тоном предупредил фотографа, чтобы тот, пятясь назад, не оступился и не упал. На меня же Митрополит не обратил никакого внимания. Отступая назад, я сделал несколько кадров.
Правой рукой рядом с крестом Владыко прижимал к груди круглый медальон, в левой держал обрамлённый крестом посох. По бокам располагались помощники, в руках у которых были подсвечники.
В церковных ритуалах не бывает ничего лишнего и случайного. Справа от Митрополита в руках у служки располагался подсвечник рассчитанный на две свечи, тогда как слева таковых было три. Что это обозначает? Я этого, увы, не выяснил.
Я с удивлением обнаружил, что Митрополит замыкал колонну священнослужителей.
За Главой церкви следовали прихожане.
Первые ряды распевали псалмы.
Далее люди просто шли, но шли они довольно плотным и организованным строем. Как сказал Солженицин, не было бы 17-ого века, не случился бы 17-ый год. Думается, в чём-то он прав!...
Русь!
Мимо меня проходила допетровская и дониконовская Русь, за три века не сломленная властями, сохранившая чистоту веры и самобытность традиции.Щёлкая фотоаппаратом, я вдруг услышал слова молодого парня:
"А если мы с тобой создадим семью? Ты знаешь, что такое семья? Родители тебе про семью рассказывали?..."
Разглядеть его я не успел, не услышал и ответ той, кому обращены были слова. Молодой человек говорил это с дрожью в голосе. Меня же подобное потрясло до глубины души.
Нет, не погибнет наш грешный мир, пока среди нас есть старообрядцы!
Крестный ход, пройдя по посёлку, начал наполнять собою Покровский собор, из которого он как раз и вышел.
Мужчины и женщины, прежде чем ступить на крыльцо, крестились двумя перстами. Нас же перед посещением посёлка, строго-настрого предупредили, что креститься рядом со старообрядцами нельзя, к их иконам не прикасаться, нательные кресты не демонстрировать.
В этот момент зазвонил телефон. Мне было предложено вернуться в храм Рождества Христова и дослушать экскурсию. Увиденное впечатлило, и я смотрел теперь на иконы и на экспонаты, немного другим взглядом. Гид Михаил продолжил рассказывать. Позже я спросил Михаила, как он попал в общину старообрядцев? Что направило его в их веру? Обычно старообрядцами становятся, принимая веру родителей. Точного ответа я не получил, но при этом понял, что выбор свой Михаил сделал будучи взрослым человеком.
Попробуем порассуждать. В этот мир пришёл Христос, указавший народам путь спасения. В 988 году Русь приняла христианство. То есть учение Христа пришло к нам через 1000 лет. Пришло не в первоначальном виде. Мы получили веру не от тех, кто видел Христа, не от апостолов, мы приняли её так или иначе изменённую. Спрашивается, где гарантия того, что за столь длительный срок последователи учения трактовали его правильно?...
Если бы Христос посетил этот мир, что тогда в 988 году, что сейчас, он своего учения наверняка бы не узнал.
В 1453 году происходит падение Константинополя. Московия начинает претендовать на звание Третьего Рима, после которого, как известно, четвёртому не бывать. Но тут обнаруживается что наше православие за века стало отличаться от веры греков, из уст коих мы это самое православие как раз приняли. К нам приезжали наши братья, и им в глаза бросались отличия.
Спрашивается, о каком Третьем Риме может идти речь, если Русь, закопавшись в апокрифах, словно блуждающая река, готова была вот-вот изменить своё русло и уйти в сторону.
Любое русло, любой канал, как и любую дорогу время от времени необходимо чистить и ремонтировать. Но если при расчистке русла работы можно провести в авральном режиме, наняв гастарбайтеров, то в сфере духовности подобное неприемлемо. Человек сам, своими мыслями, а не по команде сверху, должен прийти к какому-то решению.
Вот и получается, семь веков Русь крестилась двумя перстами — тут появляется Никон и объявляет, что подобное есть ни что иное как отступление от веры?! Старообрядцев называют раскольниками? Но они-то как раз никакого раскола не делали. Просто по команде сверху они не отступили от своей веры.
Царь Алексей Михайлович ещё в младенчестве был окружён людьми "прогрессивно мыслящими". Придворный Чудов монастырь сделался центром грекофильства. Соответственно, с юных лет будущий царь подвергся обработке, став убеждённым грекофилом.
"Ты будешь царём всего православного мира! Нужно срочно соединиться с прогрессивным человечеством...", — подобные слова и фразы до боли знакомы.
25 июля (4 августа) 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Никон начал реформы, и через 4 года провёл поместный Московский собор (1656 г.), где все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками.
(((Поместный собор РПЦ 1971 года посчитал это решение поспешным и анафему отменил.)))
У Михаила Сергеевича в его перестроечных делах имелась масса непонятных помощников. Нечто подобное происходило и при патриархе Никоне. Одним из таких сомнительных персонажей, которому доверили переводить Библию, стал заезжий Арсений Грек. Арсений родился в семье иудеев. Сперва он басурманство принимал, якобы насильно, после католичество, но далее сделался православным христианином.
Если всевозможные Соборы, Епископы и Патриархи действуют как наместники Бога на земле, то нам остаётся констатировать, что Бог либо частенько ошибается, либо Он просто не знает о тех, кто прикрывается Его именем.
Ситуация в Московии накалялась, и со временем, после множества разбирательств, в декабре 1666 г. (символичная дата!) над Никоном состоялся суд поместного собора Русской церкви (третий за год). В вину Никону вменялось 6 пунктов.
За эти преступления Никон был извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом. И вовсе нет ничего удивительного, что Арсений Грек задолго до этого успел переметнуться к его врагам. При этом, хотя Никон и был снят, многие из его нововведений в церкви так и остались.
Одним из противников Никона и его реформ стал протопоп Аввакум.
Он претерпел от властей множество притеснений. Его много раз ссылали, а после возвращали, желая задобрить. Аввакум же своим идеям не изменил.Наконец в 1667 г. Аввакум был наказан кнутом и сослан в Пустозерск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозерск.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал Патриарха Иоакима, решило участь и его и его товарищей.
Если в просвещённой Европе еретиков сжигали прилюдно на площадях, то в Московии практиковалось сожжение в срубе. Именно такую смерть в Пустозёрске, вместе со товарищами, принял протопоп Аввакум.
Все последующие 300 лет он почитался и почитается большинством старообрядческих церквей и общин как священномученик и проповедник. На его родине, в селе Григорово Нижегородской области, 5 июня 1991 года Аввакуму был установлен памятник. Ежегодно там проводятся Аввакумовский праздник, куда съезжаются староверы со всего мира.
Итак, старообрядцев можно смело назвать основателями российской промышленности: Морозовы, Рябушинскиее, Кузнецовы, Третьяковы, Прохоровы.... Перечислить всех невозможно. При этом возникает вопрос. Если алтари и церкви в середине позапрошлого века власти опечатали, как в этом случае старообрядцы справляли свои требы и таинства?
Конечно же в тайне.От нашего экскурсовода я узнал про старообрядческого архиепиископа Антония (в миру Андрей Иларионович Шутов). Царские власти проведали, что есть у старообрядцев архиепископ, который ездит по России и проводит ритуалы. За Антонием охотились, но как он выглядел, полицейские в точности не знали. В свою очередь архиепископ, старался не выделяться одеждой. Если где-то начиналась облава, он доставал чекушку с водкой, выливал на бороду и косил под пьяного нищеброда.
Старообрядцы не спешат выдавать обществу свои исторические секреты. Мы же, можем констатировать, что их религиозная иерархия, подобно народовольцам, в те годы ушла в подполье.
Октябрьская революция положила конец "золотому веку» старообрядчества. В 1928 году на Рогожке с колокольни Воскресения-Христова сбросили колокола. В 1929 г. закрыли и наполовину разрушили храм Рождества Христова. Какое-то время здесь располагалась пивная.
На Рогожке были засыпаны пруды, снесены исторические здания, а мрамор семейных склепов старообрядцев Рогожского некрополя был вывезен для строительства метро. При этом семейный склеп, где похоронен спонсор революционеров Савва Морозов, большевики не тронули. По версии старообрядцев Савва в 1902 г. не застрелился, а был именно убит. Мы же отметим, что у Морозова, как у старообрядца, свой интерес в борьбе с царизмом безусловно присутствовал.
Осмотрев храм Рождества Христова, направляемся в Покровский собор. Охранник на входе, при виде экскурсовода Михаила, дозволяет нам зайти в церковь, правда не далее пяти шагов от порога. Внутреннее убранство впечатляет. Стены и своды расписаны в древнерусском стиле, имеется богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв. Жаль, но фотографировать внутри строго запрещено. При этом табу не распространяется на притвор, купол которого я сфотографировал.
(((Если существует церковный запрет — его желательно соблюдать. В 2011 г. я приезжал в Рогожский посёлок и сделал несколько фотографий без разрешения. Позже все фото из материала пропали. Восстановить их не представляется возможным.)))
После знакомства с внутренним убранством собора, мы уговорили Михаила показать нам Рогожское кладбище. Дабы туда попасть, нужно пройти крыльцом храма Святителя Николая Мирликийского (1863-1866 гг.)
Изначально он принадлежал общине старообрядцев. В наше время расписной как игрушка храм в собственности РПЦ.На территории кладбища, недалеко от входа, можно заметить памятную стелу, где сообщается о захоронениях умерших от чумы. По словам Михаила, исторически она находилась чуть дальше.
Движемся по дорожке. Впереди вырисовывается что-то большое, похожее на веранду. Это склеп Морозовых. Он располагается рядом с территорией, где захоронены старообрядческие митрополиты. Нам довелось наблюдать, как верующие пели молитвы возле их могил. Отмечу, что склеп фабриканта Кузнецова, в отличие от Морозовского, был уничтожен. В настоящем могила фарфорового короля довольно скромная.
По окончании экскурсии, мне захотелось ещё раз прогуляться по посёлку. Я направился к прудам,
где невольно любовался боярынями, попавшими в настоящее из доброй и хорошей сказки. Пруды и мостики Рогожки излюбленное место для прогулок.К этому моменту все церковные службы давно закончились. Приезжавшие на праздник священники, шли на выход, унося в сумках и в чемоданах свои парадные одеяния.
Возле колокольни желающие могли прокатиться на лошадях.
Чуть в стороне я заметил казака, у которого журналисты брали интервью. А на площади продолжалась ярмарка. Я с удовольствием гулял в людском водовороте, ещё раз посмотрев, кто и что продаёт, и направился к выходу. Возле ворот я обернулся, бросив прощальный взгляд на ярмарку, на колокольню и на посёлок. Не вру! Честное слово, не вру, но что-то заставило меня вернуться. Мне захотелось ещё какое-то время побыть среди этих благородных людей. Надо сказать, что я многого до этого не увидел. Один из горшечников показывал детям секреты своего мастерства. Меня же, не спрашивая вероисповедания, угостили вкуснейшей рисовой кашей. Вместе с чаем и с компотом, ею потчевали всех желающих. Настроение моё ещё более улучшилось, тем более что рядом для детей и для взрослых проводились различного вида соревнования. Ребята что-то лепили, переодевались в рыцарей, стреляли из лука.Я же на какой-то момент просто потерял счёт времени.
Вот таким мне запомнился праздник жён-мироносиц.
Остаётся добавить, что гонения на старообрядцев остались в прошлом. В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами.
РПЦ и РПСЦ ведут активный диалог и сотрудничают между собой.Автор выражает благодарность администрации Рогожского посёлка за проведённую экскурсию и Евгении Дирдовской за помощь в организации!