Камчатка. Октябрь 2004г.
Во время подготовки к походу мы пытались решить только одну проблему: чем вооружаться против медведей, вспоминали все возможные средства и бегали по магазинам в поисках взрывчатых веществ. Найти удалось немного. Но к походу у нас были: одна маленькая дымовушка, одна бомбочка, один фальшфейер, одна ракетница (просроченная много лет назад), сигнальные ракетки в количестве 36 штук. И, на случай, если это не поможет, свисток и лыжная палка.
Выехали в 6.35 утра на внедорожнике, в 9.00 уже шли с рюкзаками. Довезли нас на противоположную от места старта сторону вулкана Горелый. В этот день настроя на большой переход не было. Дорога была хорошей, шлось нормально, но к обеду появились первые мозоли. В 13.00 решили перекусить. Насобирали дров, но костер разжечь не смогли из-за сырых дров и сильного ветра. Был вариант поставить палатку и сготовить на горелке, но решили время не тратить. Перекусили: кусочек сала с сухарем и две конфетки на организм. Погода не очень. Все небо затянуто облаками, но вулканы видны. Дует ледяной ветер. Наконец спустились в лес.
Девять с половиной часов ходьбы – сил уже нет. Срезав, через лес, петлю дороги, добрались, наконец, до домика на теплом источнике. Сготовили на горелке ужин, выпили кем-то оставленного баночного пива, попили чай с голубикой, перемешанной сахаром. Появились силы. Источник оказался теплее, чем хотелось. Пять лет назад над ним росла накренившаяся береза, и было очень симпатично. Сейчас от нее остался только пенек. В этот день мы так сильно устали, что хотелось завтра плохую погоду, чтобы устроить дневку для отдыха.
в. Опала
Второй день. 03.10.2004.
Ночью шел дождь. Утром голубое небо с быстро бегущими тучами. Решили после обеда выходить. Упаковали вещи. Оделись, вышли на порог и видим: идет сильный дождь с ветром, и все затянуто. Вернулись в дом отдыха «Верхнее-опалинские источники». Остаток дня ели, пили, спали, купались и читали местные журналы.
Третий день. 04.10.2004.
На 7.00 будильник. Проснулись: идет дождь и дует сильный ветер, все затянуто. Решили спать дальше. Через полчаса ветер с дождем утихли, и мы начали потихоньку собираться. В 9.00 вышли. Прошли километра четыре вниз по дороге. Нас догнала пара каких-то автомобилей-вездеходов, которые ехали черт знает куда, кого-то вытаскивать. За три с половиной часа поднялись на перевал Звериный. Решили добежать до воды и сготовить обед. До воды добежали в полвосьмого вечера. Мы шли по самому большому притоку реки Асача, который был абсолютно сухой. За день прошли километров тридцать.
К Ходутке
Четвертый день. 05.10.2004.
Ночью периодически шел дождь. На утро прояснилось. Не спеша собрались. Вышли в 10.00. Выискивали проходы между речками и кедровым стлаником. Проходимость нормальная. Сильно устали на перевале из долины реки Асача в долину реки Ходутка. Спустившись с перевала и пройдя километра три, устроили обед. Артем сказал, что через пять километром мы будем на источниках. На источники мы пришли через пять часов.
Река Ходутка в этих местах разливается на множество протоков, которые превращаются в болотистые озера и топкие болота. Не зная точно места перехода, мы преодолевали их пять часов. Когда весь этот хаос был преодолен, и до источника оставался километр, путь нам преградила болотистая речушка, найти нормального перехода через которую мы не смогли, и пришлось преодолевать ее почти по пояс, набрав воды в сапоги. Дошли, наконец, до источника Ходутка. Поговорили со смотрителем приюта. Когда он узнал, что мы идем в Озерновский, он закряхтел и заохал. Жалко ему стало парней – молодые еще.
Пятый день. 06.10.2004.
Ночью какая-то мышь начала шумно наводить ревизию в наших пакетах. Пришлось вставать и прятать все подальше. Утром все затянуло свинцовыми тучами, и пошел небольшой дождь. Несколько часов терзались: идти или не идти. Идти не хотелось, все мышцы болели. Решили остаться и денек отдохнуть, доесть продукты, накопившиеся с прошлых дней, отпарить больные тела в горячих источниках. Целый день ели, пили, купались и спали.
Шестой день. 07.10.2004.
Утро. Моросит дождь. Все затянуто. Но отступать некуда. В двухстах метрах ниже слияния теплого ручья с р. Ходуткой перешли её. Прошли мимо пустующего домика егеря. Проходимость отличная. Тундра, редколесье. Попадается множество грибов. От досады, что их так много и никому они тут не нужны, пинаем их, проходя мимо, или бьем палкой. После обеда спустились в пойменный лес к небольшой речушке, в которой стоят небольшие стайки кижуча. Все вокруг вытоптано и видны остатки недоеденной рыбы. Стало не по себе в этом неуютном лесу. Прибавив слегка ходу, поспешили выбраться на тундру с редколесьем. Дошли до реки Западная Ходутка, но перейти не смогли. Я набрал в сапог воды. Пошли вдоль реки вверх. В начале восьмого наткнулись на оборудованное костровище и решили остановиться на ночлег.
Вход к в. Ксуач
Седьмой день. 08.10.2004.
Ночью - сильный дождь. Такой сильный, что даже мне приснилось, как нас смыло в речку. Мы лежали и думали, как нам завтра идти по такому дождю в горы, хоть и небольшие (до 900м), но в октябре там будет пурга. К утру дождь кончился и над нами появился кусочек голубого неба. Перешли реку Западная Ходутка и вдоль реки Теплая пошли вверх на в.Ксудач. Ксудач, 1079 м., - невысокий вулкан, но большой по площади.
Спуск с Ксудача
Кратер Ксудача в диаметре около 8 км и в внутри расположены два озера.
Пообедали возле выхода на борт каньона р.Теплая. Во время обеда нас слегка обдало дождем с градом. Подъем на Ксудач совершали вдоль каньона.
После входа в кратер уперлись в небольшие сбросы, которые стали обходить выше, траверсируя склон. Когда спустились со склона вниз, увидели, что можно было спускаться напрямую к выходу речки из озера, там нет сбросов. Обошли при очень сильном ветре озеро Штюбеля справа и спустились к озеру Ключевому.
В озере небольшие симпатичные лагунки, напоминающие пляжи на Канарских островах, только разница в том, что здесь вокруг заснеженные горы и нос замерзает. Но мы все же искупались в озере.
Придя к озеру, мы начали искать горячие источники. Ими оказалась береговая линия длиной в полкилометра, вдоль которой текут небольшие родники с горячей водой. Мы нашли самый горячий родник и в озере возле берега сделали небольшую запруду. После того, как поставили палатку (в метре от воды) и поели, пошли купаться. Это надо было видеть со стороны: ночь, горное озеро, вокруг заснеженные горы, два голых мужика с криками копают котелками яму на краю озера. Кричат из-за того, что ноги обжигает кипяток, а тело обдувает ледяной ветер. Наконец удалось погрузиться в воду на пару минут, потом опять борьба с кипятком, бьющим из родника, ледяной водой, затекающей из озера, и песком, который быстро занимает выкопанные нами ямы
Восьмой день. 09.10.2004.
Ночью поднялся сильный ветер. Артем, боясь, что на его край палатки нахлестнет волна, откатился на середину палатки. Берег, на который мы поставили палатку, оказался теплым, и у нас получились полы с подогревом. Песок прогревался примерно до 20 градусов. Утром сходили в пемзовый каньон, до которого идти три километра в одну сторону. Ночью на песчаный берег выкинуло 5 рыбин длиной сантиметров по 15. Порода лососевая, но маленькая, хотя особи взрослые. Мы из них сварили на обед уху. Без картошки и лаврушки уха получилась так себе. (Вот дожились, уже стали есть падаль). После обеда отправились на выход из Ксудача. Сильный ветер, снег. За 2,5 часа вышли на перевал из Ксудача (900м). На перевале снега по щиколотку. С перевала свалили в ручей Швецова. В начале проходимость хорошая, затем не очень. Ручей сильно петляет, много шеломайника, много приходится прыгать вверх-вниз. До тундровых полей, которые обозначены на карте, не дошли метров 300. Целый день нас осыпал град, который таял на листьях и из-за которого у нас все вещи мокрые. Погода уже 8 дней одна и также: летят тучи, иногда видно голубое небо, и каждый день хоть чуть-чуть идет дождь.
Девятый день. 10.10.2004.
Ночью нас слегка присыпал снег. То, что на карте обозначено как тундровые поля, на самом деле оказалось кедровым стлаником. Дошли до реки Южный Ксудач, и по левому берегу начали спуск. В какой-то момент нас к реке прижал ольховый стланик, и мы решили срезать сопочку через верх. Это, скорее всего, было ошибкой т.к. влезли в дебри ольхового стланика и потеряли часа полтора на преодоление его. Кроме стланика досаждали канавы глубиной от 4 до10м, которые выматывали сильнее стланика.
Еще одну проблему подкинул завалившийся шеломайник, который здесь растет почти повсюду: каждый стебель, упав, создает петлю, которую приходится рвать, делая шаг. Из-за этого на каждый шаг тратится в три раза больше сил.
К вечеру вымотались до изнеможения. Артем идет уже с расширенными зрачками, ни на что не обращая внимания: ни на больные ноги, ни на больную поясницу, и что интересно - не отстает. До источников не дошли километров 6. Упали на одной из полянок р.Восточной. Вечером выпили за отдых на природе и отрубились.
в. Ильинский
Десятый день. 11.10.2004
Каждый день повторяется один и тот же сценарий: подъем в 8- 00 завтрак из макарон или мюсли, сборы, в 9 30 выход. Бежим без передышки. Часа в 2 на скорую руку обед. Бежим без остановок дальше, в 19 30 ищем место для стоянки. Ужинаем. Падаем спать. На следующий день все повторяется с точностью до минуты. Как в фильме «День сурка». Сегодняшний день обещал быть другим, мы должны были пройти два горячих источника, обозначенных на карте. Мы шли и планировали, как обед проведем на одних источниках, а ужин на других. От реки Восточной по березовому лесу дошли до слияния рек Левый и Правый Унканович. В этом месте влезли в какое-то болото (не обозначенное на карте). Пришлось предпочесть ольховый стланик. Т.к., когда идешь по болоту, качается весь слой дерна вокруг тебя и чувствуется что под дерном глубоко. Дошли до местонахождения источника на реке левый Унканович.
Пошарили в округе, затем взяли JPS, линейку, карту-километровку и определили это место с точностью до 20м. Это оказался болотистый источник с абсолютно холодной водой. Мы долго материли топографов, которые решили так пошутить. Треть нашего маршрута была завязана на этот источник. Перешли к реке Правый Унканович. Интересная речка: бросишь камень в реку и смотришь, как он уплывает по течению в низ. Дело в том, что здесь много пемзы, которая валяется на берегу вместе с булыжниками. На каменистый берег наступать не всегда безопасно т.к. на самом деле это не берег, а скопившиеся в кучу пемзовые камушки, под которыми вода.
Довольно благополучно (по шеломайнику) дошли до ручья Вкусный. Мы предположили, что это медведи его так назвали. Не знаю, как на счет вкусного, но красивей речки я не видел. Высоченные борта образованы пемзовыми скалами причудливых форм.
Вторых источников также не оказалось, и мы пошли вверх, надеясь проскочить как можно выше. Но на этот раз нас задерживал не стланик, а красота этих мест. Мы шли, непрерывно фотографируя и разглядывая скалы. Таких скал я не видел раньше даже на фотографиях. На завтра очень хочется добраться до научной станции ТИНРО, но до неё около 18 км тяжелого пути.
Одиннадцатый день. 12.10.04.
Вышли пораньше, с настроем идти целый день без обеда, чтобы успеть дойти до станции ТИНРО. Пошли вверх по правому притоку реки Вкусная. Все время удивлялись красоте этого места. Очень крутые стенки каньона с причудливыми фигурами из пемзовых скал. В одном месте пришлось преодолевать завал из обрушившихся скал. Вскоре поднялись наверх, к истоку, и, преодолев минут за тридцать полосу ольхового стланика, вышли на плато, поросшее тундрой. После нескольких дней леса, шеломайника и плохой погоды, выйти на тундровое плато в отличную погоду для нас было большой радостью. Пройдя минут 40 по плато и насмотревшись на окрестные вулканы и горы, начали спускаться вниз, к реке Выченкия.
Спуск по р. Выченкия оказался самым трудным отрезком всего маршрута. Каких-то 5 км мы шли полдня. Очень крутые стенки, заросшие ольховым стлаником, так что большую часть пути приходилось идти прямо по реке, в которой очень скользкие камни. У Артема болит нога, непонятно от чего, вроде не ударял, и синяка нет, но идет с большим трудом, глотая горстями обезболивающие таблетки. Многие глубокие прижимы приходилось облазить по стланику.
На пути встретился водопад метров 10, который пришлось обходить, вылезая высоко на склон. Когда шли по реке, от нас в воде в разные стороны разбегались гольцы, размером около 30см. Они перемещались со скоростью молнии и даже запрыгивали на небольшие пороги.
Наконец вышли из сопок к прибрежному лесу Курильского озера. В этом лесу почти полностью отсутствовала трава: её всю вытоптали медведи. Мы приготовили ракетницы и, стараясь держаться поближе друг к другу, пошли к озеру. В это время медведи должны были уйти в горы за рябиной и шишками.
Вышли к озеру, на небольшой галечный пляж, и увидели метрах в трёхстах от нас медведя, высматривающего в воде рыбу. Он стоял на нашем пути. Мы решили подойти поближе и ракетницей спугнуть его в лес. Чем ближе мы подходили, тем меньше у нас было уверенности. Наконец мы решили втихаря обойти его по лесу. Зашли в лес и начали продираться сквозь кусты как два бульдозера. Далеко от берега мы отойти не могли из-за сопки. Мы решили, что медведь нас все равно услышит и лучше будет, если мы его спугнем и ему будет куда убежать (если он будет убегать). Вышли на берег. Медведь уже весь был в воде и выглядывал рыбу, засунув морду в воду. Я сделал выстрел. От грохота у меня заложило уши. По всему озеру взлетели чайки. Медведь высунул голову из воды и уставился на нас. Мы стояли и думали: от нас он побежит или к нам. Подумав секунд 5, медведь выскочил из озера и драпанул в кусты. На душе у нас стало легче, и мы пошли по прибрежной полосе в сторону станции.
Чтобы выйти к ТИНРО, нам необходимо было пройти по ольховому стланику около километра. До темноты оставался один час. Ночевать у озера среди медведей мы не хотели ни за что. Возле места, где нам нужно было пересекать кусты, был еще один медведь, разозленный чайками, которые воровали его рыбу. Он бегал по воде и пытался прибить их лапой. Мы не решились его пугать, и ушли в кусты раньше, чем нужно. В темноте прошли кусты и увидели несколько костров и услышали шум машин.
На спуске Артем упал и начал барахтаться, от усталости ему не хватало сил встать. Я у него спросил: «Добить?». Он сказал, что не надо, что последний километр он как-нибудь пройдет. Наконец мы дошли до мостика, и перешли по нему к станции. Там нашу радость омрачила целая куча плохих известий:
- шум машин, которые мы слышали, производил работающий генератор
- костры, которые мы видели – три фонаря, питающихся от этого генератора.
- к станции машины не ездят, и нас никто не сможет подвести.
- если мы пойдем пешком, то мы не сможем перейти речку Озерная вброд.
- билеты на самолет подорожали на одну треть, и нам может не хватить денег на перелет.
- билеты проданы на месяц вперед.
- морские суда в это время не выходят в море, и мы не сможем найти попутного судна в пос. Октябрьский, от которого мы могли бы доехать на автобусе.
- на станции действует кордон, охраняющий Южно-Камчатский заказник и штрафующий всех кто сюда пришел (до 1000руб), даже знакомых.
Двенадцатый день. 13.10.04.
Утро. Работник ТИНРО, у которого мы ночевали, посоветовал нам поскорей уходить, пока охрана заказника выходит на связь. Мы, быстро собрав вещи, убежали в сторону пос. Озерной. Артем из-за больной ноги шел медленно. По пути мы немного понаблюдали за медведем, который залез в воду по шею и жевал дохлую рыбу. Через три часа дошли до брода через р.Озерная. Несколько попыток переправиться оказались неудачными. Река выше пояса. Течение начинает снимать болотные сапоги, и из-за этого может сбить с ног. Но отступать некуда, надо как-то переходить.
Я спрятал фотоаппарат в несколько пакетов, и засунул поглубже в рюкзак, на тот случай, если отправлюсь в плавание по реке. Вырезали большой шест для упора в грунт. Дырявые сапоги Артема обрезали и сделали из них маленькие сапожки, для уменьшения парусности. Сняли с себя одежду, которую не хотелось замочить. Начали переправу. Я шел в обрезанных сапогах с шестом, а Артем, закрывшись мной от течения, шел рядом со мной и придерживал меня, чтоб не снесло. Переправились благополучно, хотя ощущения комфортными не назовешь: дует холодный октябрьский ветер и моросит дождь. Но мы нашли в этой переправе небольшой плюс: сполоснулись ниже пояса.
Чуть позже нас подобрал джип и довез до пос.Озерной. В аэропорту мы узнали, что билеты не дорожали, но проданы на 13 дней вперед. Нас пообещали взять на подсадку. Мы устроились в небольшой канаве возле аэропорта, не зная, сколько нам придется тут жить.
Тринадцатый день. 14.10.04
Улетели в город благополучно, не считая того, что самолет, выруливая на взлёт, застрял в грязи, и его пришлось вытаскивать «Уралом».