Вот уже пятое столетие город растёт от места своего основания не более-менее равномерно во все стороны, а в основном на север — северо-восток — восток, в междуречье Волги и Самары. Его геометрический центр сейчас уже сместился далеко за городскую черту второй половины 19-го века, которую обозначали улицы Полевая Поперечная (нынешняя Полевая) и Полевая Продольная (М. Агибалова), а вот "центр" общественный и культурный в основном в этих рамках и остался. Но он не просто перерос свои прежние границы, т.е. ул. Красноармейскую (Алексеевскую), когда-то отделявшую его от окраины, а уже много десятилетий развивается путем радикального реформирования этой бывшей окраины. Причём в последние годы этот процесс набирает новые обороты, а прежний центр теперь уже стал скорее "историческим центром".
Новым ориентиром с середины 1970-х стала Площадь Славы с её монументом из нержавеющей стали.
13-метровую фигуру рабочего с абстрактными крыльями в руках в народе любовно прозвали "Паниковским", а пьедестал у неё аж 40-метровый. Изначально этот монумент посвящался решающему вкладу авиапрома города в укрепление военной авиации страны в годы войны: в 1942-1945 здесь было выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2(10) и 3 тысяч истребителей МиГ-3.
Но сейчас воспринимается скорее как обобщенный символ авиакосмической отрасли Самары, с тех самых времён и по нынешние. Ведь на её счету, среди прочего, и более тысячи Ту-154, долгое время бывших основой гражданской авиации страны, и впервые сделавших этот вид транспорта действительно массовым. А семейство РН среднего класса "СОЮЗ" продолжает совершенствоваться и демонстрировать высочайшие индексы надёжности. Тысячи успешных запусков, начало и главный стержень всей мировой пилотируемой космонавтики...
Всё-таки оформление площади в целом сделано с упором именно на тематику ВОВ, и Вечный Огонь, и соседсвтвующие с ним информационные панели на гранитовых монолитах...
На втором плане здесь уже виден и новый Храм Великомученика Георгия Победоносца (2000)
Он невелик размерами, построен в русско-византийском стиле и привлекает гармоничностью своих форм.
За храмом сквер тянется ещё дальше в северном направлении, вплоть до улицы Маяковского (бывшей Торговой).
А за её спуском, спрятавшимся здесь уже ниже ровня лужаек стоит характерное здание цирка, с "поповской" крышей. Это относительно недавняя раскраска, а само сооружение стало потом в СССР типовым, по самарскому проекту подобные возвели ещё в нескольких городах-миллионниках. Вдоль того же косогора за цирком вытянулось вдаль ещё и здание Дворца Спорта, тоже с хорошими видами на Волгу от его стен и из окон западной стороны.
В целом, эта прибрежная полоса бывшей окраины, вплоть до Полевой и немного дальше на север, и до Галактионовской (Троицкой) на восток, была достойно оприходована ещё к концу 70-х.
А вот это новый памятник Петру и Февронии, он был установлен недалеко от Храма Св. Георгия в честь Вероссийского дня семьи, любви и верности — 8 июля 2011-го. Получился хороший подарок к нашему 30-летию, мы пришли туда его отметить три дня спустя — это уже традиционное место остановки свадебных кортежей для фотосессиями с видами на Волгу.
Смотровая площадка Площади Славы действительно заслуживает посещения, панорамы запоминающиеся — излучина реки просматривается вплоть до Жигулёвских Ворот.
Рядом с ней, в тылу у "Паниковского" — вот это обширное пространство, на котором нередко проводятся фотовыставки и другие мероприятия.
Справа от него находится здание Администрации Самарской Губернии, а здание Губернской Думы смотрит на эту площадку слева, но только торцом, его фасад выходит на улицу Молодогвардейскую (Соборную).
Цепочка зелёных площадей уходит вглубь города ещё на два квартала — до ул. Самарской. Именно там, между Самарской и Галактионовской (на уровне этой многоэтажки слева) находится Самарская (бывшая Приходская / Торговая / Воскресенская) Площадь, с которой и начиналась реконструкция этого сектора. Было это в начале 60-х, когда по периметру был построен комплекс солидных административных и жилых зданий с престижными магазинами на первых этажах, а действовавший на ней более сотни лет Воскресенский рынок уступил место новому скверу. Ну а Воскресенскую церковь (1864), как и четверть сотни других самарских церквей, коммунисты успели разрушить ещё к 1930-му году.
В последние годы деревья на Самарской Площади разрослись настолько, что некогда монументальные здания просто утонули в зелени, а сама она оказалась тихим уголком рядом с более популярными площадями по соседству. А новым местом встреч стал сквер у 30-струйного фонтана, открытый на относительно узкая перемычка между Молодогвардейской и Галактионовской, в 1975-м году.
От Самарской Площади до Площади Куйбышева — два длинных продольных квартала, и посередине находится единственный излом прямоугольной сетки улиц Старого Города — по улице Ульяновской (Симбирской). Проиллюстрирую это фотографиями трёх памятных мне зданий.
Спецшкола №117 — классика самарской архитектуры с ее деревянными теремами над кирпичными первыми этажами. Она находится на углу Ульяновской и Галактионовской со стороны исторического центра, и все углы Ульяновской там ещё прямые.
А вот на другой её стороне...
Бывший 2-й корпус Авиаинститута на углу Самарской, в сторону "от Волги" — угол уже не прямой, а примерно на 30 градусов меньше — продольные улицы здесь отклоняются на восток, повторяя изгиб берега Волги.
Главное здание Инженерно-Строительного Института, на углу Молодогвардейской со стороны Волги — демонстрирует дополняющий до 180 град. развёрнутый угол.
Бывшие захудалые кварталы между этим перекрёстком и Площадью Куйбышева уже полностью преобразились.
Идём к площади мимо них по улице Молодогвардейской, напротив движения некогда выходивших оттуда колонн военных парадов и праздничных демонстраций.
И вот мы уже на самой обширной городской площади Европы.
Похоже, что тотальная реконструкция бывшей самарской окраины начиналась именно отсюда, причем ещё в середине 19-го века. В генеральном плане города от 1853 года предусматривалась создание огромной соборной площади с размерами 525 на 325 м. Кафедральный соборный храм Христа Спасителя строился с перебоями четверть века, в 1869-1894, и стал украшением города. Был хорош и размерами (вмещал 2,5 тыс. прихожан, колокольня впечатляющей высоты) и формой — он стал удачным воплощением неовизантийского стиля. После завершения строительства храма были расчищены и остатки территории вокруг него, и площадь приобрела свои нынешние очертания.
В 1930-е годы храм был разрушен, а на его фундаменте пытались построить пирамидальное здание с высоким шпилем — в стиле "советского ампира". Но грунты такой нагрузки не выдержали и проект пришлось "приземлить". В итоге получилось вот это здание нынешнего Театра Оперы и Балета, с залом на 1250 мест и с раскидистыми крыльями для библиотеки и музея.
В геометрическом центре площади был установлен солидный памятник В.В. Куйбышеву в солидных сапогах (1938 г., скульптор Манизер)
Бронзовый Куйбышв смотрит в сторону Волги, по нынешней улице Шостаковича — между домом Офицеров и бывшим Обкомом, под которым прячется "Бункер Сталина".
Рецепт создания такой просторной площади нехитрый — под неё высвободили 4 смежных квартала (2 на 2) в городской застройке. Результате получилось более 17 га, 8 из которых заасфальтировано, а 2,4 занято зданием театра.
Ещё 7 гектаров приходится на зелёные насаждения — все 4 сквера хороши и просторны.
В тылу у площади Куйбышева, ещё через 2 квартала вглубь от Волги, не так давно возник ещё один достойно оформленный зелёный оазис.
Он обязан своим появлением месту жительства и прописки В.И. Ульянова в 1889-1893, вот в этом строении на углу улиц Ленинская (Покровская) и Рабочая (Почтовая). Дом-музей там работает с 1940-го года, а небольшой памятник по соседству был установлен уже в перестроечные времена.
Почти весь квартал впереди музея стал теперь площадью, на которой главенствует это красивое и объемное здание. Оно строилось под конец советского периода для размешщения ещё одного Ленинского Мемориала, по образце того, что в Ульяновске. Но новые времена нашли ему более рациональное применение — сюда переехал из временно оккупированной католической церкви краеведческий музей, после чего его экспозиция существенно расширилась, при этом появились и просторные залы для временных выставок. Музей теперь носит имя Петра Алабина (1824-1896) — легендарного самарского губернатора, лидера неформального российского ополчения, вступившего в войну за освобождение Болгарии раньше формального начала очередной русско-турецкой.
Рядом с домом-музеем Ленина был создан небольшой заповедник с образцами застройки окраинных кварталов Старой Самары (оба нижних снимка и верхний слева). А все подобные строения по соседству с ним быстренько сносятся под натиском новой элитной застройки (как на верхнем снимке справа).
Карта этой прогулки:
В продолжении — ещё несколько витков по историческому центру, к югу от Красноармейской...