Пакистан.Ч -23. От Фатимидов до Большой игры великих империй
Бей своих, чтобы чужие боялись
Золотой век исламской науки пришёлся на период середины VIII по середину XIII века. Как известно, далее наступил спад. Почему? Конечно этому поспособствовали Крестовые походы и вторжение монголов. Но ведь известно, что спад в исламе наступил и в тех регионах, куда ни первые, ни вторые не дошли? Многие страны ислама имели университеты, где обучались студенты, и тем не менее новые яркие мыслители и учёные в какой-то момент вдруг перестали появляться? Лично мне положение дел представляется следующим образом.
В экономике есть такой закон – производство не может расширяться до бесконечности. В какой-то момент наступает та фаза, выходить за которую проблематично. Проще говоря, начнётся внешнее противодействие.
Сравним это с Древним миром и со средневековьем. Различные религии расширяли своё пространство за счёт язычников. Позже они вступил в борьбу между собой.
Конечно подобное весьма условно, и тем не менее после того как не удаётся расширить производство, при наличии внешнего противодействия его нужно внутри себя реформировать. Если говорить про религии, то из-за опасности угрозы внешней часто начиналась внутренняя «закрутка гаек» и подгонка к единому знаменателю. И в христианстве, и в исламе имел место быть процесс религиозной диктатуры.
В науке многое рождается методом проб и ошибок, когда учёные отходят чуть в сторону от привычных догматов. Свободная мысль развивается лучше, нежели мысль зажатая множеством ограничений.
Такие великие люди как: Ибн Сина, Рудаки, Омар Хайям — подвергались преследованиям со стороны исламских фанатиков. Многим исламским учёным, поэтам и мыслителям приходилось скрывать свои убеждения. Подобная «шифровка» со временем ударила и по науке, и по культуре.
Если в начале средневековья Восток в культурном и в научном плане опережал Запад, то далее последний вырвался вперёд. Одна из причин тому — Восток свою внутреннюю зачистку провёл более основательно.
Опасаясь преследования, исмаилитские имамы, они же суфийские шейхи (пиры), скрытно руководили своей паствой, разбросанной по всему Востоку. Напомню, шииты всех разновидностей имеют право применять принцип «такийа». Человек может переходить в другую веру, выдавая себя хоть за суннита, хоть за христианина – главное, чтобы в душе он оставался верен своей общине.
Относительное облегчение исмаилитские сообщества почувствовали, когда на персидский трон взошла династия Сефевидов. Это произошло в самом начале XVI века. Сефевиды, вышедшие из суфийской среды, были шиитами. Соответственно, шиизм на территории Персии стал государственной религией.
XVIII век для исмаилитских имамов стал периодом возвращения из многовекового небытия. Более того, они самым активным образом участвовали в политической жизни Персии.
Обо всём об этом я уже упоминал в этой заметке Горная страна Памир и северный Афганистан. Ч - 1 и в этой В гостях у исмаилитов-мусталитов. Напомню, как образовались сами шииты По древней Месопотамии Ч 20 Шииты
Здесь же, стараясь не повторяться, хочу рассказать о духовном лидере исмаилитов-низаритов Его Высочестве Ага-Хане IV и о его предшественниках.
Ага-Хан и его миссия
В 1866 г. раскольники исмаилиты подали в суд на имама, требуя от него отказаться от получения закята и распоряжения средствами общины. (((Напомню, исмаилиты-мусталиты Ага-Хана своим имамом не признают. Их имам из сокрытия ещё не вышел.)))
Процесс состоялся в Бомбее. Он вызвал большой резонанс не только в исмаилитском обществе но и во всём мире. Слушания продолжались 25 дней, и предметом спора стала сама история.
Рассмотрев представленные имамом документы, суд постановил, что исмаилиты являются исламской шиитской сектой, а их духовный глава — прямой потомок аламутских имамов. Это решение положило конец различным интригам, утвердив авторитет Ага-Хана.
Ага-Хана I скончался в 1881 году. Его имамат продолжался 64 года. Титул перешёл к его сыну. К сожалению Ага-Хана II руководил общиной всего 4 года.
Простудившись на охоте, 47 имам умер в 1885 г.После этого титул унаследовал его восьмилетний сын, которого звали — Султан Мухаммед Шах. Он возглавлял общину исмаилитов-низаритов аж целых 72 года. Мир за эти годы изменился самым коренным образом.
Ага-Хан III скончался в 1957 г. Согласно его воле, местом погребения был избран островок на Ниле в черте города Асуана.
Некоторые исследователи считают, что Ага-Хан III с самого начала попал в сферу влияния британцев, после чего набрав политический вес, проводил в жизнь политику Лондона. Возможно это и так. Однако тут нужно понимать, что для руководителя маленького царства-государства правильный выбор союзников во все времена являлся задачей первостепенной.
В 1898 г. в ходе своей первой поездки в Лондон Ага-Хан III был принят королевой Викторией. Далее молодой имам объехал всю Европу, включая Россию. Вернувшись в Индию, имам сделался одной из главных фигур, участвующих в определении будущего страны. В 1906 г. мусульмане избрали Ага-Хана первым президентом Мусульманской лиги (через 7 лет из-за политических разногласий с большинством мусульман Ага-Хан лигу покинул).
Если кратко, то политическая деятельность 48 имама исмаилитов обозначена следующим образом:
В годы Первой мировой войны оказал значительную помощь Великобритании и её союзникам.
1930—1932 — возглавлял индийскую делегацию на конференции «Круглого стола» в Лондоне
1932, 1934—1937 возглавлял делегацию Индии в Лиге Наций.
С 1934 года — член Тайного совета Великобритании.
1937—1938 — был председателем Лиги Наций.
Занимая пост президента Лиги Наций, Ага-Хан III являлся на тот момент в мире наиболее высокопоставленным мусульманином.
Во времена его имамата исмаилиты-низариты превратились из людей строго следующих преданиям и обычаям, в религиозный союз живущий по единым правилам. Ага-Хан III для управления общинами создал административные советы. Был установлен единый порядок обрядов.
В своё время у исмаилитов была интересная традиция. Отмечая юбилей имама, мюриды его взвешивали. Подобное проходило на стадионе при большом скоплении публики. На одной стороне весов восседал массивный господин в тюрбане и в парчовом халате — на другой стороне, дабы уравновесить весы, мюриды клали золото.
Если в Золотой юбилей (50-летие имама в 1935 году) исмаилитами всего мира было собрано почти 250 фунтов золота, то через 10 лет, когда отмечали Алмазный юбилей, в качестве противовеса использовали такое же количество бриллиантов и промышленных алмазов общей стоимостью 660 тысяч фунтов стерлингов.
На подобных церемониях всегда присутствовали журналисты, после чего мировые СМИ пестрели фотографиями. Церемония преподносилась как пополнение несметных богатств Ага-Хана. На деле собранные средства направлялись на реализацию проектов развития. Впоследствии эти средства стали основой Фонда Ага-Хана.
(((Если говорить про сам обычай, то он уходит в глубину индийских тысячелетий, повторяя древнюю церемонию Тула-видхи. Монархи, вступая на престол, взвешивались золотом из своей казны. В последующем оно раздавалось бедным в качестве проявления королевской щедрости. Бедняки молили богов, чтобы новый махараджа был в теле. В свою очередь, после подобной церемонии, здоровье и жизненные силы взвешиваемого правителя пополнялись новой энергией.)))
В 1950 г. состоялось последнее взвешивание имама. Ага-Хан III получил от мюридов 95 кг. золота. Однако понимая смехотворность подобной традиции, Его Высочество объявил, что это было последним взвешиванием имама.
Если говорить про период Ага-Хан III, то тут никак нельзя обойти стороной Памир.
Возобновление Большой игры
Начало прошлого века ознаменовалось усилением борьбы за национальное освобождение. Со временем это нашло отражение в литературе и в кинематографе.
В одном старом советском фильме показано, как угнетённый индиец борется с колонизаторами англичанами. В последующем он переходит через горы, встречает отряд красных и воюет вместе с ними (как-то так...).
Горцы Гиндукуша от индийцев отличаются самым коренным образом.
Однако на советских картах долина Хунза обозначалась Индией. Советские кинематографисты в этих местах никогда не были. Так и появился идеологически правильный сценарий.Более близок к реальности был Георгий Тушкан. В его романе "Джура" показано становление советской власти на Восточном Памире. Отрезанные от внешнего мира киргизы вдруг узнают, что существуют другие народы, большие города и электричество. Поверив красным, главный герой Джура воюет с басмачами и с их английскими хозяевами. Басмачи постоянно упоминают Ага-Хана, но какова его роль, автор не объясняет.
Стоит отметить, что после установления на Памире советской власти, в регионе возобновилась Большая игра. Как известно, англичане действительно курировали басмачей. А что же делали советские чекисты? Неужели они не вели какой-то контр игры?
В 1917 г. о смене власти памирцы каждый раз узнавали с опозданием. Памир был изолирован, и гражданская война его почти не затронула. Идеи пришлых агитаторов здесь не понимали. Уловив неприязнь новой власти к англичанам и к пауку-кровопийце Ага-Хану, горцев куда больше мировой революции волновал вопрос — будут ли их пиры по прежнему доставлять послания от имама.
Литератор Борис Лапин, посетивший Памир в первые годы советской власти, отметил трещину поколений. Старые горцы оставались верными мюридами, тогда как для молодёжи Ага-Хан авторитет начал терять. Лапин писал: "Всё, что делается на Памире, немедленно находит своё отражение за рубежом. И рассказы о действиях урусов — "чиновников государства", услышанные в Хороге, через семь дней повторяются в горной Индии и записываются в Гилгите и в Мастудже, где сидят английские политические агенты".
В 1922 г. НКВД вскрыло заговор пиров. Прежние духовные руководители исмаилитов были посажены и расстреляны. Соответственно, их место заняли новые наставники.
Советская власть в 20-х годах не скрывала, что её целью является мировая революция. Поддержка подпольных организаций, боровшихся против англичан, Москвой особо не скрывалось.
16 октября 1929 года 3-й Всетаджикский съезд Советов принял декларацию о преобразовании Таджикской АССР в Таджикскую ССР, и 5 декабря 1929 года ЦИК СССР утвердил это решение; союзных республик стало 7.
Таким образом рядом с английскими колониальными владениями для таджиков была создана своя республика!
В большинстве своём памирцы новую власть приняли. И вот тут представьте — если на протяжении всей границы СССР действовал строгий режим, то здесь на Памире пиры исмаилитов свободно доставляли закят Ага-Хану в Бомбей, и возвращались обратно с посланиями.
Насколько я знаю, Ага-Хан свою паству против советской власти никогда не настраивал. Наоборот, он наставлял их подружиться с новыми властями. В свою очередь, трудно представить, что пиры не сотрудничали с ОГПУ, а затем с НКВД. Относительно свободный пропускной режим позволял вести идеологическую обработку на территории Индии и Афганистана. А теперь представьте ситуацию: на одной стороне границы создавались колхозы, строились дороги, народу был спущен план первой пятилетки, а на другой стороне — имама взвешивали?!
Таджикский участок границы чекисты полностью перекрыли лишь в 1936 г. После этого связь памирских исмаилитов со своим имамом прервалась. Надолго!
По свидетельству историка Л.Н.Харюкова в 1939-1940 гг. НКВД выявило 400 агентов враждебных спецслужб, действовавших на советско-афганской границе. В настоящем трудно говорить о степени вины этих людей, 130 из которых были объявлены английскими агентами.
Ага-хан IV
Нынешний 49 имам исмаилитов-назаритов родился 13.12.1936 г. в Женеве. Его раннее детство прошло в Найроби. Затем в течение девяти он лет учился в Швейцарии. В 1957 г. после смерти Ага-Хан III было оглашено его завещание. По воле 48 имама имамат передавался не сыну, а внуку Кариму, 20-летнему студенту Гарвардского университета. Это оказалось сенсацией. Однако, через какое-то время отец Карима погиб в автомобильной катастрофе. Возможно Ага-Хан III трагедию предчувствовал, или просто посчитал, что репутация сына, любимца светской хроники, не вполне соответствует облику религиозного лидера.
Можно только гадать, как студенты Гарварда восприняли подобное назначение своего однокашника. Однокурсники звали Карима — Кеу (от латинской буквы его имени), а преподаватели именовали его "мистер Хан". Карим жил вместе с другим студентами в общежитии. По воспоминаниям друзей, обстановка его комнаты была более чем спартанской, и штор на окне никогда не было.
Изменение социального статуса никак не повлияло на привычки Карима Ага-Хана. Он по-прежнему много занимался спортом, носил пиджак и гарвардский галстук. Это было логично, ибо принц Карим воспитывался в европейской среде. И тем не менее после обретения столь высокого статуса учёбу на год пришлось прервать.
Знакомясь со своими мюридами, Ага-Хан IV объехал почти все те места, где они жили. В сентябре 1958 г. молодой имам вновь появился в студенческой аудитории, с прежним рвением набросившись на учёбу. В ту осень команда Гарварда одержала победу на одном из футбольных турниров. Произошло это благодаря тому, что игравший на острие атаки Его Высочество принц Ага-хан IV забил два мяча!
Титул Его Высочество был дарован Ага-Хану IV в 1957 году Ее Величеством Королевой Великобритании, а в 1959 году Его Императорское Величество шах Ирана даровал ему титул Его Королевское Высочество.
Окончив Гарвард имам получил степень бакалавра искусств. Он подарил университету 50 тыс. долларов на стипендии для студентов мусульман. А вот от прежнего плана продолжить учёбу в Сарбоне Его Высочеству пришлось отказаться.
В 1960 г. имам совершил поездку на север Пакистана. В отличие от первых ознакомительных визитов она носила деловой характер. Ага-Хан IV первым из исмаилитских имамов посетил горное княжество Хунза. Нормальной дороги в эти края тогда не существовало. Часть пути имаму пришлось идти пешком.
В Каримабаде Ага-Хан объявил о первом крупном проекте развития — строительстве двухкомнатных квартир для 800 семей, обитавших в глинобитных хижинах. В последующем многое из того что построено в Хунзе, появилось при помощи Ага-Хана. От Его первого визита местные жители ведут отчёт новой эры, так как именно после этого в Хунзе стали появляться объекты здравоохранения, медицинские учреждения и школы. Реализовались проекты водоснабжения и лесонасаждения. Исмаилитские посёлки на севере Пакистана всегда можно определить по рвущимся в небо тополям. Его Высочество поспособствовал посадке молодых деревьев. Нам же теперь трудно представить, что местные люди ранее не догадывались о пользе выросшего рядом дерева.
Стремление исмаилитов к прогрессу не всегда находило понимание у соседей. В 1962 г. в Бирме к власти пришли генералы-националисты. Они решили выслать из страны исмаилитов. Несколько недель имам провёл без отдыха, хлопоча о своих мюридах. В результате Ага-Хан добился того, что все изгнанники обрели новую родину в Европе и в Северной Америке.
Через два года ситуация повторилась на Занзибаре, где чёрные националисты захватили власть. Любопытно, что султан Маската и Омана запретил исмаилитам арабского происхождения возвращаться на историческую родину (очень показательный момент!). После трудных переговоров беженцев приняла Великобритания.
В 1972 г. уже диктатор Иди Амин предложил покинуть его страну исмаилитам. Благодаря личным связям с премьер-министром Канады П.Э.Трюдо угандийские мюриды Ага-Хана обрели канадское и британское гражданство.
В настоящем трудно посчитать количество исмаилитов в Западном мире. По некоторым данным в Канаде их проживает 75 тыс, в Англии 25 тыс. (в основном в Лондоне).
Одним словом, под какой бы властью не жили исмаилиты-низариты — своего духовного лидера они боготворят. В Афганистане я видел портреты Ага-Хана в сервантах, рядом с фотографиями родственников.
Здесь же в Хунзе его фото вывешивают как в домах, так и в торговых лавках.Причём люди делают это от души — никто их к этому не принуждает! Какая бы ни была над ними мирская власть — духовный отец их не бросит и всегда поможет.
Влияние Ага-Хана в современном мире трудно переоценить. Напомню, исмаилизм ответвление шиизма. Наши чеченцы — сунниты. И тем не менее в 1995 г. Карим Ага-Хан оказал посредничество в переговорах Москвы и Чечни.
Принц является создателем и спонсором многочисленных благотворительных проектов, осуществляемых во многих странах, в том числе в государствах постсоветской Центральной Азии.
В 1960-е годы Ага-Хан первым занялся обустройством Изумрудного побережья Сардинии, которое со временем превратилось в одну из самых фешенебельных курортных зон мира.
Все известные бизнес-проекты Ага-Хана сложно подсчитать. Я же отмечу, что гостиничная цепь отелей Serena принадлежит его дочери. Отель Serena в Каримабаде
30 апреля 2002 года состоялась встреча принца Карима Ага-хана IV с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
Впрочем, с Джоном Кеннеди в своё время он также встречался. Сколько после этого поменялось президентов США? Имам же по прежнему на своём посту.
По оценкам журналистов, Карим Ага-Хан IV один из самых богатых людей планеты. В некоторых случаях о деятельности Ага-Хана можно прочитать какие-то непонятные намёки на что-то нехорошее. Конкретно никто никаких фактов не приводит, но тон статей таков, что читателя стараются подвести к определённому мнению. Тут нужно понимать, что врагов-завистников у имама тоже хватает. Борьба суннитов и шиитов не закончена. Просто она переведена в другую плоскость.
Журналисты любят изучать детали жизни богатых и знаменитых. Первый раз Карим Ага-Хан женился в 1969 году. Его первая жена — Салима Ага-хан, ур. Сара Фрэнсис Крокер-Пул. На свадьбе присутствовали: принц Бернард Нидерландский, иранская принцесса Ашраф, принц Виктор Иммануил, наследник югославского престола принц Александр, семья французских Ротшильдов, Чарли Чаплин и прочие знаменитости.
Второй женой имама в мае 1998 г. стала Инвар Ага-Хана. Вот тут любопытно! Урождённая немецкая баронесса Габриэла Тисен (1963 г.) в 1991 г. вышла замуж за претендента на Российский трон принца Карла Emich из Leiningen.
Этот брак лишил его звания наследника в доме Лейнингенов и де-юре места в линии наследования британской короны, так как невеста была католичкой.
Принц Карл Эмих Николаус Фридрих Герман цу Лейнинген — является внуком Великой княжны Марии Кирилловны старшей дочери российского великого князя Кирилла Владимировича, провозгласившего себя в 1924 году императором Кириллом I. Кирилл I двоюродный брат Николая II. Его покойный отец был четвероюродным братом королевы Елизаветы II.
Брак Инвары Ага-Хан и Карима Ага-Хан продлился 6 лет. Любопытно, что Габриэла в первом браке от католичества не отказалась, тогда как выходя замуж за Ага-Хана, приняла ислам и новое имя Бегум Инвар Ага Хана.
После скандального развода между Ага-ханом и Инварой Ага-Хан, апелляционный суд Франции вынес решение, обязывающее Ага-Хана выплатить компенсацию Инваре Ага-Хан в размере 60 миллионов евро.
Получается, какие-то женщины о принцах мечтают, а какие-то ими разбрасываются. В свою очередь ни один исламский монарх и уж тем более религиозный деятель не может жениться на западной женщине. Вспомним сколько критических замечаний в не самом религиозном Египте за связь с принцессой Дианой получил от соотечественников Доди Аль-Файед.
К исмаилитам это не относится. Их имам, подобно советскому сержанту, всегда прав. Религиозная составляющая в их жизни играет роль довольно низкую. Добавим, что Ага-Хан на султана из восточной сказки абсолютно не похож. 90% своего времени имам проводит в Швейцарии. Зато каждый его визит к мюридам является для них настоящим праздником.
В 1995 и 1998 гг. Ага-Хан посетил Горный Бадахшан. Никогда не забуду, как один памирский паренёк с восторгом рассказывал мне, как его представили Его Высочеству. Наставлений имам моему собеседнику не давал, но позволил поцеловать свою руку.
Из истории мы знаем, что на Западе произошёл процесс отделения церкви от государства, после чего появились демократические институты, которые изменили сознание людей и их культуру.
В исламе наблюдается процесс обратный. 50 лет назад никто даже представить себе не мог появления ИГИЛ. Ислам уже не просто влияет на политику, он ею управляет. Люди ислама всё больше и всё конкретней отходят от светского, выбирая религиозное.
И лишь исмаилиты, являясь частичкой исламского мира, подобно лейкоцитам, движутся в противоход потоку.
Исмаилитская община
Жизнь в горах коренным образом отличается от жизни на равнине. Свободной земли мало, поэтому горцы традиционно дорожат каждым ровным участком. Их огороды, как правило, намного бережней и аккуратней обработаны.
Если сравнивать Гилгит-Балтистан с Пенджабом, где буквально везде и всюду развёрнуто какое-то производство, первый на фоне второго заметно проигрывает.По множеству причин инвесторы всего мира не спешат строить в горных долинах заводы и фабрики. Однако людям этого не объяснишь. Такое положение дел горцам Каракорума и Гиндукуша видится не справедливым. Им кажется, что центральная власть их притесняет, и это подогревает сепаратизм. В долине Хунза положение дел с занятостью населения обстоит не самым лучшим образом.
Если в Пенджабе мы видели множество кирпичных заводов, то здесь подобное производство потерпело фиаско. Один местный предприниматель построил кирпичный заводик. Его рабочие быстро вычерпали слой почвы где содержалась глина. Другая земля для производства кирпичей оказалась непригодна. Жаль, но предприниматель свой заводик закрыл. Его высоченная минаретоподобная труба, уже несколько торчит не зажжённой свечкой.
Горные разработки дело выгодное, но вкладываться в подобное власти опять-таки не спешат. А там, где идёт какое-то шевеление — работают китайцы. И тем не менее исмаилиты в этих местах живут лучше своих соседей суннитов и просто шиитов.
Его Высочество построил для своей паствы школы и больницы. Для единоверцев лечение бесплатное. Человеку со стороны в помощи не откажут, но он будет платить.Исмаилитский мула по пять раз в день к намазу не призывает, точнее, он не поёт вообще. Мечетью может быть просто большой дом, без минаретов и громкоговорителей. Мужчины и женщины молятся совместно 2 раза в день, но поклонов, подобно суннитам, они не отбивают. Люди приходят, садятся, мула (мук) им что-то читает и рассказывает, причём не обязательно по Корану. Когда служба заканчивается, люди уходят, целуя муле руку.
Один полицейский рассказал мне, что его отец был суннитом, а мать исмаилиткой. Подобное допускается.
Отец просился принять его в общину, тем более что жили все они в одном посёлке. Ему отказали.Одним словом, человек со стороны в общину не попадёт. Свои секреты исмаилиты хранить умеют. Об этом направлении ислама мы мало что не знаем. Но нельзя не отметить, что их женщины не забиты и не затюрканы, как в арабки. Женщины имеют равные права с мужчинами, и от фотоаппарата с ужасом они не бегают.Разговаривая что с мужчиной, что с женщиной, невольно поражаешься их уровню знаний об окружающем мире. Получается, мула, вместо молитв свою паству просвещает?
На Каракорумской трассе имеются исмаилитские дома, которые правильнее назвать гостиницами. На мой взгляд, они совершенно невыгодны. На мой вопрос, зачем Ага-Хан вкладывает сюда деньги? Мне ответили — чтобы народ не разбежался.
Складывая весь этот разорванный на несколько частей памиро-гиндукушский пазл, в голове у меня невольно крутился вопрос: будет ли в последующем кто-то из Ага-Ханов стараться создать единое государство?
На столь риторический вопрос вольно или ответил В.С.Черномырдин :"Мы смотрим на реалии мира из окон своих высокоэтажных домов, а Его Высочество смотрит на них с недоступной для человечества высоты."
Каримабад
Каримабад город относительно небольшой. Его население на 2010 г. составляло — 11 097 человек. С большой долей уверенности предполагаю, что Каримабадом город назван в честь Карима Ага-Хана.
В гостях у Нур
Труднодоступные места всегда обрастают легендами и откровенными фейками. Долина Хунза под это правило вполне подходит. В нашей туристической программке значилось следующее:
В этой труднодоступной горной местности северного Пакистана живут необычные люди. Средняя продолжительность их жизни — 120 лет.
Они почти никогда не болеют, выглядят молодо. Хунза купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей.
Режим питания у этого народа возведен в культ и строго соблюдается. По сообщениям ученых, изучавших жизнь этого племени, летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой, высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.
Абрикосы там самый почетный фрукт, и хунзакутская поговорка гласит: "Твоя жена не пойдет за тобой туда, где не плодоносят абрикосы".
Согласно местным поверьям, речная вода содержит следы золота, имеет особую структурированную форму и продлевает жизнь.
Нет, я истинное положение дел интуитивно понимал, но мои спутницы только и спрашивали гида: когда мы поедем в деревню долгожителей? По всей видимости им представлялись худые поджарые старцы в белых одеяниях, жующие курагу, и игриво по-детски выстреливающие косточкой.
В наш первый день пребывания в Хунзе женщины пошли в магазин, и познакомились там с местной девушкой. Последняя необыкновенно обрадовалась иностранцам, и пригласила всю нашу шоблу к себе в гости. Девушка сказала, что её бабушка тоже является долгожительницей — бабушке 99 лет.
Изначально отклоняться от маршрута мы не планировали, дабы не терять время. Однако, девушка несколько раз позвонила моим попутчицам, повторив предложение. Посовещавшись, мы решили-таки заехать.
В условленном месте девушка нас встретила. Стройная и светловолосая, хорошо говорившая по-английски, она на азиатку не походила. Мы познакомились — девушку звали Нур (у шиитов это обозначает — божественный свет). И далее мы направились к ней в гости.
Нижняя часть города словно стеной ограждена от дороги сросшимися лавками и магазинами. Проезжая мимо, нам (иностранцам) кажется, что всё тут везде одинаково. Но это не так — территория разграничена на общины. Каждая из таковых имеет с дороги свои ворота. В настоящем их правильнее назвать аркой, переделанной под магазин, либо под ресторан. Каждая община старалась выкопать и запрудить небольшой прудик, вокруг которого разрастались постройки. Воду в дома дают периодически, поэтому пруд для полива огородов до сих пор нужен. Дом Нур оказался как раз рядом с прудом.Снимаем на входе обувь. Заходим в дом, рассаживаясь вдоль стенок. Вручив хозяйке небольшие подарки, знакомимся с её бабушкой.
Иногда ранней весной на дереве среди пустых веток можно видеть пожелтевший листик. Его собратья опали ещё осенью. Он же каким-то образом пережил вьюги и снегопады. Лист крутится от малейшего ветра, но не падает. Какая-то тонкая но крепкая ниточка по-прежнему соединяет его с родным деревом.
Высохшая бабушка заявленным 99 годам вполне соответствовала. Женщина плохо видела, и ещё хуже слышала. Сомневаюсь, что она адекватно воспринимала происходящее. И тем не менее, на судьбу жаловаться старушка не должна. По её нарядному национальному костюму мы сделали вывод, что внучка за ней ухаживает. Своим долголетием бабуля обязана детям и внукам. По словам Нур, у бабушки был муж, но он давно умер.
В этом же доме вместе с бабушкой жил ребёнок инвалид, по всей видимости переболевший полиомиелитом. Ещё совсем недавно детская смертность в этих местах была катастрофически высокой.
Тут уместно вспомнить фейк про долгожителей долины Хунза! Эту чушь в середине прошлого века запустил сторонник правильного питания американец Джером Ирвинг Родейл. Сомневаюсь, что он вообще посещал Хунзу.
Фейки бывают политические, которые специально запускают в народ (смотреть здесь Рапорт лейтенанта Склярова Голодомор Канал имени Москвы - шедевр Великой Советской эпохи ). Но бывает и так, что сказки рождаются сами собой, словно ребёнок у не женатых родителей.
Помню, в начале 90-х я прочёл в "Московском комсомольце" коротенькую заметку, что скоро в Москве откроется ресторан "Сон энтомолога". Посетителей там будут потчевать сушёными бабочками, копчёными червяками и другими деликатесами.
Прочитал и забыл. Но так получилось, что история имела продолжение. Точнее, через 12 лет я познакомился с человеком, который эту лабуду, сам того не желая, запустил. Дело обстояло следующим образом.
Мой друг профессор энтомолог, квартира которого была набита всевозможными сушёными коллекционными бабочками, отмечал день рождения. Два друга помогали ему приготовить на стол. Времена стояли голодные, поэтому кто-то из них тонко нарезанные кальмары решил варить в курином бульоне. Вдобавок к этому, сушёное мясо они перекрутили с рыбой, что-то там ещё добавили и посыпали экзотическими приправами.
Когда пришли гости, друзья решили их разыграть, пошутив, что те едят сушёных бабочек, солёных тараканов и другую экзотику. Гости восхищались, заедая водку столь вкусной экзотикой. Под конец вечера именинник решил всё расставить по своим местам — но ситуация назад уже не отыгралась. Подвыпившие гости шутки не поняли. Двое из них оказались журналистами. Они что-то там написали в своих изданиях, после чего московская пресса, словно взбесившись, эту утку подхватила.
Удивительно но одними газетными статьями дело не ограничилось. Моему другу, каким-то образом узнав его телефон, начали звонить различные люди, предлагая помощь в открытии ресторана, либо содействие по доставке в Москву тварей дрожащих.
Вся эта чехарда продолжалась около трёх месяцев. А ведь кто читал ту прессу, тот по-прежнему может думать, что сушёных бабочек добавляют в суп ... вместе с червяками....
Эта история мне невольно вспоминается, когда я читаю про пакистанских долгожителей. Впрочем, вернёмся гости к Нур.
Посмотреть на нас пришла одна из её родственниц. Какое-то время мы посидели, поговорили о жизни.
Изучая дом, я поднялся на чердак, посмотрел нехитрый быт этой семьи. Как далее выяснилось, к дому примыкает частная школа, и родители Нур отдали аж целых три комнаты в аренду. По-большому счёту всё было ясно и понятно. Мы поспешили распрощаться с хозяйкой. Однако, наш визит на этом не закончился. Нур объяснила, что это мы посмотрели её старый дом. Она нам его просто показала, тогда как приглашала она нас изначально в дом новый. В Гималаях существует традиция. Когда дети достигают зрелости, отец передаёт им все свои дела и сам переезжает в старый дом. Возможно в Хунзе практикуется нечто подобное.Садимся в машину, перемещаемся вверх по склону. Второй дом Нур располагался если и не в элитном районе, то уж во всяком случае в более престижном. Массивные ворота скрывали за собой двухэтажную бетонную домину. По-российским меркам дом был вполне обычен, здесь же он тянул на звание — особняк.
Мои спутницы вспомнили, что Нур вчера примеряла платье за 40 долларов. По местным меркам позволить себе такую покупку может лишь состоятельная женщина.
Минуя огородик, разуваемся на входе и заходим внутрь. Второй дом оказался более интересным, тогда как поход в гости, даёт наибольшее представление о культуре другого народа.
На территории Гилгит-Балтистана можно видеть, как местные жители приделывают козлиные рога возле входа в дом. Здесь же в коридоре висела целая козлиная голова. Естественно с рогами.
Рядом среди множества фотографий я обратил внимание на одну групповую. Где-то среди однокашников стоял отец Нур. В студенческие годы он активно занимался спортом. Как далее выяснилось, сама девчонка учится в 12 классе, увлекается музыкой. Спорт в её жизни присутствует самым активным образом. Нур занимается футболом! Более того, она выступает за женскую юношескую сборную Пакистана. В спальне у Нур мы увидели завоёванные кубки. На кровати, прислонившись к стене, обнимали друг друга два плюшевых медвежонка. Над ними висел портрет принца Карима Ага-Хана. Ну кто в России вот так повесит в спальне портрет царя, президента, патриарха или генсека? Думаю, такого человека найти будет трудно. В личное пространство власть в России обычно не допускается.Исмаилиты в этом плане от нас кардинально отличаются. Ага-Хан — это не власть, не король и не президент. Ага-Хан — это вера!
Второй портрет Его Высочества я увидел на тумбочке. Его рамка с обеих сторон была украшена чётками. Мне подумалось, что девчонка в минуты уединения обращается к Ага-Хану за помощью, как христианин к иконе.
Я спросил Нур, видела ли она Его Высочество? Она ответила — да. Происходило это на стадионе. Когда Ага-Хан IV приезжает, он выступает перед мюридами, но отдельно Его Высочество ни с кем не разговаривает. В последствии мне это подтвердили другие информаторы.
Мы зашли в туалет. Он оказался совмещён с ванной. Санузел сверкал немецкой сантехникой и новым кафелем, однако, воду пару дней назад отключили. Подобное в Каримабаде происходит постоянно, и посему подготовленные люди всегда держат наполненное ведро.
Устеленный коврами пол зала имел два уровня, а его потолок был оформлен в исмаилитском стиле. По всей видимости, подобное дань традиции.
Далее нас пригласили ещё в один зал на чаепитие. Мои спутницы забросали Нур вопросами о личной жизни. Как выяснилось, у исмаилитов родители вторую половинку своему чаду не подбирают. Молодые люди знакомятся сами.
Насколько я понял, Нур вместе со сборной Пакистана была за границей. Ей хочется увидеть как можно больше, хочется пообщаться с иностранцами. Мы для неё оказались глотком свежего воздуха.
На прощанье мы поговорили о футболе. Оказалось, что Нур играет в защите. Я спросил, будут ли они в скором времени играть со сборной Ирана? Услышав да, я попросил — наколотить иранским бабам штучек 5-7 сухих мячей. Не люблю я эту страну! Нур пообещала, что Пакистан у Ирана обязательно выиграет!
Слава здравствующему имаму !
В тот вечер мы приехали на ужин в одну из гостиниц нижнего города. Увидев посетителей, на кухне началась паника, которую сменила тишина. Заказанные блюда готовились так долго, что я невольно подумал, а не наложил ли повар на себя руки. Впрочем, всё оказалось хорошо. Рис с курицей нам принесли.
Подъезжая к ресторану, я заметил на противоположном склоне две мерцающие точки. Я спросил об этом гида, но тот моё любопытство ничем не удовлетворил. После ужина я вышел на свежий воздух, невольно наблюдая за противоположной горой, где горел уже целый участок. Пламя приняло форму квадрата и за его границы не выходило. В чёрной сверкающая гора выглядела фантастически.
Стало понятно, что кто-то там что-то специально поджигает. Позже вниз полетела покрышка, набитая масляной стружкой. Светящаяся точка оставляла за собой огненный след, который, по специальным дорожкам расходился вправо и влево.
Когда противоположный склон почти на четверть засверкала огнём, в ночи прозвучала молитва. После до нас долетели весёлые песни. Оглянувшись на нашу сторону, я заметил, что город облепили какие-то зелёные, белые и жёлтые огоньки.
10 мая в долине Хунза день особый! Молодёжь поднимается по склонам гор, и выкладывает из керосиновых светильников лозунги "Zindabad Hazar Imam" (Слава здравствующему имаму), здравицы на урду в честь семейства Али и т.п.
10 мая 1960 г. долину Хунза впервые посетил имам Ага-Хан. Для исмаилитов это особый праздник!
При составлении статьи автор использовал:
Сергей Плеханов "РАСКРЫТАЯ ЛАДОНЬ Ага-Хан и его мюриды"
Открытые информационные источники.