Пакистан. Ч - 22. Долина Хунза. Форт Алтит
Фатимиды
Долина Хунза является одним из оплотов исмаилизма в Пакистане. Кто такие исмаилиты? Как и почему образовалось их религиозное течение? Об этом можно узнать здесь:
Горная страна Памир и северный Афганистан. Ч - 1
В гостях у исмаилитов-мусталитов.
Об этом особом направлении ислама я уже писал и тем не менее напомню.
Сунниты считают, что Пророк дал людям Коран, который нужно изучать, как и сунны, сборник хадисов о жизни Пророка. Человек всё это должен изучать и по этим правилам жить.
В свою очередь, шииты полагают, что божественные истины Корана до своей паствы доносить должен только имам. Мир не может существовать без имама, который по существу является представителем Аллаха на земле. Люди нуждаются в постоянном Божественном руководстве, осуществлять которое должны потомки Али и дочери Пророка Фатимы.
В последующем от шиитов откололись исмаилиты, несогласные с назначением одного из имамов. Они развили своё религиозное направление, которое от суннитских ортодоксальных доктрин отличается самым коренным образом.
Любые ортодоксы скорее будут мириться с отрицанием своего учения, нежели с его нестандартным толкованием. Подтверждением этого правила является то, что сунниты не любят исмаилитов. Сунниты считают, что исмаилиты созданы для подрыва основ ислама. На протяжении веков они стремились уничтожить исмаилитов.
Сравним исмаилитскую доктрину с шахматами. Король (имам) главная фигура, но ходить он может лишь на одну клетку. Ему в помощь дано множество фигур, где наибольшими полномочиями наделён ферзь (визирь). Но если короля съели — партия закончена. Поэтому короля нужно оберегать и выстраивать для него защиту.
Примерно по такому принципу периодически жили исмаилиты. За их имамами шла настоящая охота. Короли-имамы прятались, и их провозглашали "имамами времени". Но так как община нуждалась в лидере, различные визири управляли от имени имама. Визири объявляли адептам, что они тайно общаются с имамами, и посему нужно слушать все их указания.
Однако было и есть такое, когда имам не прятался, открыто управляя своей общиной. В этом случае имам брал на себя функции визиря, и ходил он не как король на одну клеточку — имам становился ферзём. В истории был период, когда у исмаилитов существовало мощное государство.
Думаю, многие туристы, посещавшие Тунис, ездили в 2-х дневный тур в Сахару. На второй день ближе к вечеру по программе идёт посещение Кайруана. Город известен своей мечетью Укба (Великая мечеть Кайруана).
Позиции шиитов в этом регионе были достаточно слабыми. Однако исмаилитские проповедники сумели призвать к восстанию городскую бедноту Кайруана и бедуинские племена, указывая им на несправедливости правления Аглабидов, устранить которые должен был прямой потомок Мухаммеда имам Абдаллах ал-Махди.
Зийадаталлах III — последний правитель Аглабидов, узнав о восстании, спешно покинул город. После его бегства жители Кайруана несколько дней грабили его дворец. Заметим, что имам Абдаллах ал-Махди сам в восстании не участвовал. Имам был скрыт. Революцию готовил и после почти целый год управлял Кайруаном один из его доверенных помощников.
Потомок Пророка имам ал-Махди вышел из сокрытия вместе с появлением новых монет. Это произошло примерно через год после свержения Аглабидов. Так был образован Фатимидский халифат. С 909 по 972 гг. Кайруан являлся его столицей, но далее главным городом халифата стал Каир.
Фатимиды — династия мусульманских халифов, создавших в Северной Африке Фатимидский халифат, который просуществовал с 909 по 1171 г. Фатимиды были исмаилитами. Они считали себя потомками Али ибн Абу Талиба и дочери пророка Мухаммеда Фатимы (отсюда название).
Фатимидов сменили Айюбиды, основателем династии которых стал легендарный полководец Салах-ад-Дин. 10 сентября 1171 г. он прочёл в Каире хутба (проповедь), упомянув аббасидского халифа. Это символизировало возвращение Египта к суннитскому исламу. После падения Фатимидского халифата центр исмаилитов переместился из Египта в Сирию, а затем в Персию.
Фатимиды правили 262 года. За это время арабская литература пополнилась множеством литературных и научных трактатов. Фатимиды подчинили себе все страны Северной Африки, Сицилию, Шам (Левант) и часть побережья Красного моря.
В конце фатимидского правления их халифат сузился до границ Египта. Однако за столь длительное время они не смогли навязать свою веру подчинённым народам. Не правда ли странно?
По-большому счёту, ничего удивительного тут нет. Суннитские богословы часто любят повторять — в исламе нет принуждения. История этого не подтверждает. А вот исмаилитская династия Фатимидов, хотя и расширяла владения, но при этом была веротерпима к религиозным и идейным различиям.
(((В каждом правиле есть свои исключения. Если Фатимиды старались соблюсти баланс между своими подданными, то во времена воцарения халифа Аль-Хакима (правил с 996-1021 гг.) паритет был резко нарушен в пользу христиан, занявших основные административные посты.
Стоит отметить, что когда Хаким взошёл на престол, ему было всего 11 лет и 5 месяцев. Соответственно, христианская группировка этим воспользовалась, нарушив вековой баланс. Любое действие рождает противодействие. Далее с 1008 по 1015 г. в халифате произошли гонения на христиан и на их союзников суннитов — что было вполне логично.
Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако иерусалимские документы показывают, что произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам.
Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов, для агитации в Европе к началу Крестовых походов. Вот так начинаются войны!!! )))
Фатимиды были людьми высокообразованными, чего при всём желании не могли привить большинству своих подданных.
Чтобы познать истину рядовому исмаилиту нужно было пройти несколько степеней посвящения, на каждой из которых открывалось более глубокое знание. Соответственно торговцам, пастухам и земледельцам их учение было непонятно.
Свершая доброе деянье,
Не жди добра в ответ.
Сведёт такое ожиданье
Добро твоё на нет.
Исследователи неоднократно подчёркивали, что шиизм (и в частности исмаилизм) укрепились в тех местах, где до этого люди исповедовали культ, при котором нужен был жрец. В свою очередь, аравийские арабы и африканские берберы жили более свободно, и никакой жрец-имам им не требовался.
Так как же так получилось, что исмаилиты правили на таких больших территориях, но далее их религиозное учение сумело выжить лишь по краям исламского мира?
Началась эпоха крестовых походов, которая повлекла за собой череду бесконечных войн, где кто-то против кого-то обязательно воевал. После падения Фатимидского халифата сунниты (и шииты) развернули на исмаилитов настоящую охоту. Последние отступили в горы, создав на севере Персии цепь неприступных замков, главным из которых являлся Аламут. Отстаивая веру, исмаилиты прибегли к методам террора. Аламутский период исмаилитов продолжался 166 лет. Но создании полноценного государства речь уже не шла.В ноябре 1256 г. Аламут сдался монголам, которые не проявив милости, уничтожили в Северной Персии практически всех исмаилитов. Оставшиеся совершали такия, выдавая себя за суфиев. За несколько веков община исмаилитов от удара монголов так и не оправилась.
И всё-таки они сохранились!
Думаю, многие видели, как в Великую Субботу в Москву из Иерусалима привозят Благодатный огонь. Прямо в аэропорту верующие зажигают от него свои лампадки, и разъезжаются кто-куда. Божественное пламя наполняет собой множество храмов и домов. Где-то лампадка будет гореть в течении года, а где-то сохранить божественный огонь не смогут.
Именно таким носителем "идейного огня" оказался исмаилитский проповедник Насир Хосров — зажжённое им "пламя" горит до сих пор.
Насир Хосров
Собираясь на Памир в 2007 г. мне захотелось посетить ещё и Афганистан. Дабы получить визу, пришлось идти на собеседование в посольство. На тот момент на Востоке воцарилось затишье, но визу в Москве давали с неохотой.
На вопрос, зачем мне нужен Афганистан? Я ответил, что хочу посетить остон Насира Хосрова. Я выложил сотруднику посольства массу информации про исмаилитов. Многое из услышанного он ранее не знал. Соответственно, документы приняли и визу чуть позже мне дали.
По моим стопам пошла моя попутчица. Преподаватель университета написала шпаргалку — Насир Хосров. В Афганистан мы с ней попали Горная страна Памир и северный Афганистан. Ч - 4
До поездки я читал про Насира Хосрова, но при этом в полной мере не осознавал значения этой исторической фигуры для народов Памира и Гиндукуша.
Насир Хосров (1004 — 1088 гг.) — таджикско-персидский поэт, философ и религиозный деятель. Насир жил почти 1000 лет назад, но даже в наше время его цитаты и афоризмы вполне актуальны.
Себя ты хочешь оградить
От осуждений лишних, —
Глаза изволь и сам закрыть
На недостатки ближних.
О детстве и юности проповедника мы имеем весьма смутное представление. С достоверностью можно сказать лишь то, что ещё совсем молодым он переехал из Кабадиана в Балх (ныне Афганистан) — вторую столицу султаната. Насир был принят султаном в своё окружение. Ему была назначена должность финансового чиновника. Параллельно с этим, Насир писал стихи.
Не суди о чем не знаешь, правило простое: промолчать гораздо лучше, чем сказать пустое.
Точно неизвестно, когда и в какой момент Насир Хосров стал исмаилитом. Являясь высокообразованным человеком, к своим 42 годам он имел за спиной семь хаджей в Мекку, плюс путешествие в северную Индию. В поиске новых истин, Хосров отправился в Египет.
В Каире он попросил своего знакомого организовать встречу с высшим духовным лицом исмаилитов имамом Мустансиром.
Подобного пришлось ждать два месяца. Но когда их беседа состоялась, халиф сразу принял Насира к себе на службу, а как имам благословил на проповедническую деятельность.
((( Халиф и имам Маад аль-Мустансир Биллах — период его правления халифатом составил 58 лет. Имам объявил своим преемником не старшего сына — Низара, а младшего — аль-Мустали. Это привело к очередному расколу имаилитов на низаритов и мусталитов.))) В гостях у исмаилитов-мусталитов.
И ты хорошенько запомни, откуда берётся вражда:
От праздной неумной насмешки, которая братству чужда.
По возвращении в Балх Насир Хосров был обвинён в ереси. Толпа фанатиков едва не разгромила его жилище. Проповеднику пришлось бежать в Бадахшан, где его миссионерская деятельность обросла легендами. По началу язычники встретили Насира с недоверием. Однако сила его молитвы была столь велика, что "горы поклонялись ему".
Многие кишлаки Западного Памира хранят свою легенду о том, как к ним приходил Насир Хосров. Его проповеди содержали идеи рационализма и справедливости. Хосров восхвалял честную трудовую жизнь. Погибнут все: купец и ткач, слуга, визирь и шах,
Когда у пахаря зерно иссякнет в закромах.
Без сомнений в Бадахшан наведывалось множество проповедников, но по прошествии 1000 лет в памяти остался лишь Хосров. Насиру приписывается множество чудес. Если где-то в кишлаке имеется старое дерево — его обязательно посадил Насир. А если где-то из скалы выходит источник, то его ударом посоха вывел на поверхность именно Насир Хосров. Подобное произошло в связи с его поэзией. До нас дошли многие из его стихов.
Прекрасен рот. Но в логовище рта
Беда для человека заперта.
Язык его таит и зло, и грех.
Молчанье – вот сокровище для всех!
Последние годы жизни Насир жил на территории нынешнего Афганистана в пещере возле кишлака Йомгане. Там же он и похоронен.
Посетить остон столь культового для исмаилитов проповедника мне не удалось. От памирцев и от афганцев я слышал, что остон Насира устроен в пещере. Верующие приходят туда с надеждой. Люди пишут записки с просьбой ко Всевышнему. В пещере имеется некий вертикальный лаз. Он ограждён железной решёткой. В прошлом святой Насир вылетал через эту узкую щель на встречу с Богом. Люди подходят к решётке спиной, просовывают руки со своими записками. Их мольбы и просьбы ветром уносит вверх прямо на небеса.
По стопам Насира Хосрова миссионерскую деятельность в тех краях продолжил Шах Хомуш. Для этого он специально прибыл туда из Исфахана, где проходил обучение как исмаилитский даи. Позже Шах Хомуш основал на Памире светскую династию, которая правила несколько столетий.
Закрепившись на Западном Памире, учение исмаилитов начало распространяться уже по всему Памиру и Гиндукушу. Исмаилитские проповедники действовали не огнём и мечом, а лишь методом убеждения.
Княжество Хунза приняло исмаилизм одним из последних.
Подобное произошло в середине 17-ого века. И тем не менее Насира Хосрова здесь чтут не меньше чем на Памире.
Форт Балтит
Если турист добрался-таки до Хунзы — форт Балтит для посещения обязателен.
Чуть позже, когда я к этому месту привык, мне стало казаться, что Балтит охраняет вход в какой-то другой непонятный и таинственный мир, и пока стоит форт — долина Хунза и её жители находятся под защитой. Из Гилгита до Каримабада мы добрались ближе к вечеру. Разместившись в Отель Serena в Каримабаде, мы оставили знакомство с фортом на следующий день.
Я проснулся на рассвете. До завтрака оставалось более часа. По всей видимости, меня на голодный желудок опьянил горный воздух, в следствии чего я решил заполнить время прогулкой до форта.
Заблудиться в Каримабаде довольно сложно. Единственная дорога поднимающаяся вверх обросла лавками, отелями и сувенирными магазинами. С каждым шагом на долину открывались всё более и более интересные виды на долину. Солнце своими лучами уже ласкало противоположный склон, тогда как дома и единственную улицу Каримабада, словно пасынка, небесное светило обогреть не спешило. В некоторых случаях местная архитектура весьма любопытна. Горцы, пытаясь увеличить площадь, стараются сделать это за счёт балконов. В какой-то момент в просвете домов показался форт. С этого ракурса он выглядел менее эффектно. Не зная, его можно было принять за гостиницу либо за большой дом. Чтобы попасть на его территорию, нужно купить билет. В моём же случае, музейные работники на своём месте ещё не появились. А так как меня раздирало любопытство, я зашёл на территорию. Нет, в сам форт я естественно не попал. Я просто походил рядом, пытаясь насладиться видами долины и окружающих гор. Мне почему-то подумалось, что именно в такой красивой и благодатной долине должны были жить герои фантастического рассказа Г.Уэллса "Страна слепых". Добравшись до отеля, я позавтракал и через полчаса вернулся сюда уже вместе со своей туристической группой.
Форт Балтит представляет собой 10-12 метровое сооружение прямоугольной формы. Снизу на голой стене нет ни бойниц, ни просто окон. На верхней части фасада имеется балкон, нелепо упирающийся в землю за счёт длинных деревянных опор. Думаю, что это уже шедевры спокойного 20-ого века.
Ещё раз пройдясь возле крепости, я вновь оценил идею средневековых инженеров и её исполнение. В отсутствии пушек и огнестрельного оружия, Балтит был неприступен. Прошлое Балтита покрыто тайной, тогда как в настоящем один из охранников, отрастив шикарные бакенбарды, стал знаменит наверно более самого форта. Дождавшись местного экскурсовода, через узкую дверь заходим внутрь. На первом этаже располагались склады с боеприпасами, оружием, продуктами и одеждой. Бывшие склады пусты, но некий антураж того времени в них присутствует. По замысловатым скрипучим лестницам поднимаемся на второй этаж.
Балтит был полностью разобран и вновь в такой же последовательности собран. Деньги на реставрацию выделил духовный лидер исмаилитов Его Высочество Ага-Хан. В 1996 г. Балтит открылся как музей.
Работы по реставрации крепости, проведенные в 1990 году, показали, что основные структуры крепости (оборонительные сооружения и каменная башня), были построены в VIII веке н. э. Изначально Балтит не был столь большим. В последующем он расширился за счёт добавления второго и третьего этажа. Правильнее сказать, что правители постоянно что-то здесь пристраивали и достраивали.
В настоящем, учитывая что форт построен в зоне повышенной сейсмической активности, его стены реставраторы дополнительно укрепили подпорками из древесины.
Реконструкция до сих пор не закончена. Любопытно видеть, как рабочие используя специальную дощечку, носят на спине кирпичи. Зал, где мне довелось с ними встретиться, назывался гостиной или летней столовой. Эмир Хунзы принимал здесь гостей. На стенах зала красуются музыкальные инструменты и даже ложки. Если верить местному гиду, в семье эмира их вешали на стену именно так. Здесь же под стеклом китайские бумажные деньги, которые ходили в Хунзе. (((Стоит отметить, что в сувенирных лавках я видел дореволюционные российские банкноты. Следовательно, в Хунзе они ходили. В любом случае в музее они не представлены.))) Балтит форт являлся резиденцией местных эмиров вплоть до 1945 года. Возможно, что именно в этих залах, в обход кашмирского махараджи, местный правитель принял решение о присоединении к Пакистану.
Внутри форта переходя из зала в зал совершенно не знаешь, что может ждать тебя дальше. Думаю, среди этого лабиринта существуют тайные комнаты. В одном из помещений воссоздан интерьер кухни. Мягко падающий свет освещает каменные жернова, древние котлы и горшки. Последние не смогли убежать от местной Федоры. Сбоку на стеллаже, так и не узнав про Комет и про Ариэль, чернеют их собратья: горшки, кубышки и вёдра. Будучи на Памире, я видел в домах особый потолок. Он сложен из перекрёстных балок, и по центру оставлен открытый квадрат. Усиленный потолок и верхнее окно горцы проектировали на тот случай, если дом засыплет, чтобы можно было через верх из него выбраться. Ну а повседневной жизни по солнечному лучу, можно определять время.
В какой-то момент увлёкшись фотографированием и изучением деталей, я потерял гида и свою группу. Я подумал, что мои товарищи пошли вверх, и потому решил вслед за ними подняться на крышу. С третьего этажа туда ведут сразу несколько выходов, причём самых разнообразных. Если планировка внутреннего пространства непонятна и хаотична, то подобное также повторяется на крыше. Правильнее сказать, что крыша имеет несколько уровней, где надстроены какие-то домики и одна башенка. Последняя прикрывает от дождя открытый потолок. А вот в каком зале? не скажу. Зато ни с чем не спутаешь беседку. Она являлась любимым местом отдыха эмира. Рядом на стене рога горного козла. Горцы Памира и Гиндукуша часто украшают подобным образом свои дома. Это является остатком древнего языческого культа. Ну а тот вид, который открывается сверху на заснеженного гиганта Ракопошу, на суровые горы и на зелёную долину, конечно впечатляет! В этом случае бессильны слова!!!
Я не нашёл здесь своих товарищей, но прогулялся по крыше с удовольствием. Возвращаюсь на третий этаж и как раз вовремя. Местный гид начал рассказывать о самом интересном.
Большая игра: народы, люди и судьбы
На стене одной из комнат три фотографии. Крайний слева британский офицер Фрэнсис Янгхазбенд. После состоявшейся в 1886 г. экспедиции полковник Локхарта его можно назвать вторым англичанином посетившим Хунзу.
Фрэнсис Янгхазбенд британский офицер разведчик, изучавший Памир, Гиндукуш и Тибет. В 1903 г. отряд под командованием Янгхазбенда штурмом возьмёт Лхасу. По пути англичане применят всю мощь автоматического оружия против кремневых тибетских ружей. Та операция до сих пор воспринимается неоднозначно.
Крайний справа Маннер Смит. В 1891 г. будучи 27-летним лейтенантом, Смит со своим отрядом рассеет сопротивление бурушасков и захватит Хунзу.
В центре офицер Российской империи Б.Л.Громбчевский.
Если англичане своих героев чтут, то россиянам о Громбчевском практически ничего не известно. Ко он такой? Чем прославился русский офицер в далёкой и неизвестной Хунзе?По меткому выражению З.Бжизинского, Россия почти 300 лет расширяла свою территорию на одну Голландию в год. Российская и Британская империи, подобно мощным плитам, двигались на встречу друг с другом. Памир стал последней территорией, над которой был поднят Российский флаг. Российские офицеры и путешественники, посещавшие Памир, дружно советовали правительству, сделать ставку на горных таджиков. Их вера и их культурные традиции были близки и понятны русскому человеку. Исмаилиты стали проводниками российской политики в регионе. Но при этом Памир традиционно зависел от Афганистана, и посему тут всё складывалось очень непросто.
В 1883 году англичане дали "добро" афганскому эмиру Абдур Рахман-хану на захват Вахана, Шугнана и Рошана. Одновременно Лондон науськивал китайцев занять Восточный Памир.
В те годы Памир для России являлся белым пятном — и тем не менее в условиях Большой игры его нужно было брать. Более того, многие княжества Россию сами об этом просили. Так, например, через доверенных исамилитов русская миссия в Фергане получила сведения, что правитель Канджута (Хунза) Сафдар-Али-хан просил прислать к нему кого-то для переговоров.
Летом 1888 г. в сопровождении нескольких казаков пробравшись через перевалы, через горные потоки, избежав стычек с разбойниками, в форт Балтит прибыл капитан Громбчевский. Его сопровождали проводники и не более десятка казаков. Сафдар-Али-хан очень тепло встретил русского офицера.
Эмир Канджута просил Громбчевского содействовать переходу княжества под протекторат России. После более чем столетнего господства в Индии британцы превратили процветающую страну в регион массовой нищеты, где разрыв между богатыми и бедными был просто кричащим. Если до прихода англичан уровень жизни индийца и европейца был примерно сопоставим, то к концу 19 века что либо сравнивать уже не приходилось. Особенно это очевидно было в самой колонии.
Если 8 тыс. британцев в корпусе индийской гражданской службы получали общее жалование 14 миллионов фунтов стерлингов, то 130 тыс. индийцев — 3 миллиона.
Конечно правитель Канджута подобными цифрами не владел. Но что представляет собой колониальная политика Англии, Сафдер-Али-хан прекрасно понимал. Вот как описывает это сам Громбчевский.
...Уезжая из Канджута, я оставлял хана серьезно больным. Тем не менее, он принял меня во дворце и в торжественной прощальной аудиенции, в присутствии сановников страны и послов из Гилгита, поручил мне довести до сведения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, что он просит принять его и страну в подданство России. Сафдер-Али-хан, показывая мне письмо к нему Вице-Короля Индии, между прочим, сказал: "Вот письмо, в котором он обещает сделать страну мою арсеналом и казнохранилищем Индии (т. е. переполнить оружием и деньгами). Я ненавижу англичан и прогнал посланцев. Я знаю, англичане будут мстить мне за это, но я не боюсь их, ибо прислонился к скале, на которой незыблемо стоит Великий Белый Царь". Дальше он просил снабдить его хотя бы двумя горными орудиями и сотнею берданок, обещая никогда не допустить в страну свою англичан. Речь свою правитель Канджута закончил словами: "я молюсь о здравии Белого Царя, моего Великого Покровителя" и, повернувшись к западу, сотворил молитву вместе со всеми присутствовавшими...
Обратным путём Громбчевский не пошёл. Решив как можно лучше изучить регион, он направился на юг. В этот момент рядом со своим отрядом находился британский офицер и разведчик Фрэнсис Янгхазбенд. Узнав, что русский был принят эмиром Канджута, англичанин изменив свои планы, срочно выдвинулся навстречу его отряду. Так состоялось первое знакомство Громбчевского и Янгхазбенда.
Понимая всю сложность ситуации, Громбчевский проявил себя как настоящий дипломат. Граница между двумя империями на тот момент разграничена не была, и тем не менее некое моральное преимущество оставалось за англичанами.
Янгхазбенд запретил русскому отряду дальнейшее продвижение на ют, указав обратно наиболее сложный маршрут через Тибет. Громбчевский с огромным трудом преодолел эту дорогу. По пути к Кашгару он потерял всех своих лошадей. Когда через 3 года на Памире офицеры вновь встретились. Громбчевский повёл себя более благородно и о том, что Янгхазбенд чуть было не отправил его отряд в могилу, российский офицер британцу ни словом ни действием не напомнил.
Вернувшись в расположение части, капитан Громбчевский направил в Петербург подробный доклад о результатах экспедиции. По всей видимости после поражения в Крымской войне Царь не желал вступать в новый конфликт с англичанами. Никаких дальнейших указаний по поводу Канджута Громбчевский не получил.
Зато британцы испугались не на шутку. Взятие Россией Канджута открывало ей прямой путь в Индию. Подобное являлось страшным сном британского правительства. Лондон решил, что нужно срочно опередить русских.
В декабре 1891 г. княжества Нагар и Хунза были захвачены британско-кашмирскими войсками. Правитель Нагара сохранил свой трон. Однако британцы и кашмирский раджа были очень злы на Сафдар-Али-хана, ибо Хунза оказала сопротивление.
Как говорил мне гид Хасан из форта Алтит — если бы Россия дала нам хотя бы 10 винтовок, Хунза бы продержалась. Допотопные ружья не смогли противостоять артиллерии.
Стоит отметить, что Ага-Хан I и Ага-Хан II являлись проводниками британской политики в Индии. В 1885 г. на имамат в возрасте 8 лет заступил Ага-Хан III.
Через 10 лет благодаря усилиям дипломатов, две великие империи договорились о разграничении границы. Британия от России была отделена Ваханским коридором, который отошёл к Афганистану. Ага-Хан III к подобному отнёсся спокойно, призвав исмаилитов стать гражданами трёх государств.
На стене музея можно видеть множество старых фотографий. Они сделаны англичанами. Судя по фото, внешний вид жителей долины за прошедший век почти не изменился.
Тулупчик заячий, тулупчик заячий,
Тулупчик заячий, ещё ты цел,
К сожалению Хунзу-матушку он не обогрел.
До поездки мне приходилось читать, что Громбчевский подарил Сафдар-Али-хану свою саблю, которая должна была символизировать защиту княжества Россией. Музейный гид подобную информацию опроверг.
В настоящем вполне понятно, что у России практически не было шансов взять под своё подданство Хунзу. Умом это понимаешь, но сердцу не объяснишь. Жаль!
Думаю, стоит вкратце рассказать про Громбчевского. Его биография интересна и показательна!
Громбчевский Бронеслав Людвигович — родился в 1855 г., поляк по национальности. В 1875 г. окончил Варшавское пехотное юнкерское училище, получив звание прапорщика. Принимал участие в Алтайском походе М.Д.Скобелева, в последующем служил в Туркестане.
После проникновения в Хунзу совершил ещё несколько подобных экспедиций. В 1893 г. Громбчевский был назначен начальником Ошского уезда. Старый Памирский тракт построен при его непосредственном участии (правильнее сказать — под его руководством).
С 1906 по 1910 гг. генерал-лейтенант Громбчевский занимал должность астраханского губернатора, являясь при этом назначенным атаманом Астраханского казачьего войска. С 1906 по 1910 гг. Громбчевский занимал должность управляющего КВЖД. Во время гражданской войны служил в армии Деникина. После был направлен к Колчаку.
В 1920 г. Бронеслав Людвигович сумел вернуться в Варшаву, где занялся писательской деятельностью. Офицер, верой и правдой послуживший России, скончался в 1926 г. В 2015 г. были впервые изданы его книги на русском языке.
Наша экскурсия по форту закончена. Благодарим местного гида за рассказ и отправляемся на выход. У стен форта Балтит установлена старая английская пушка.
Британцы вплоть до 1945 г. держали здесь гарнизон. Однако в последующем каких-либо восстаний и баталий в Хунзе не случилось.В завершении темы хочется поговорить о разделённых народах.
Иногда в браке что-то не складывается. В этом случае человек вспоминает свою первую любовь. Дескать, с ней всё было бы по-другому...
Разделённые народы Памира и Гиндукуша к подобному сравнению вполне подходят. Уж больно по-разному сложилась их судьба.
В 1936 г. советские чекисты наглухо перекрыли границу. К концу эпохи СССР на Памире выросло несколько поколений, которые ничего не знали: ни о Хунзе, ни о своих братьях исмаилитах, ни об Ага-Хане.
Зато в Хунзе люди был прекрасно информированы о памирцах и об их жизни.
В настоящем на территории Таджикистана построены асфальтовые дороги, в кишлаки проведён свет, тогда как на афганской стороне, вдоль Пянджа петляет самое настоящее средневековье.
Ниже приведены статьи, которые я рекомендую для прочтения по данной тематике:
Не стали Россией. Часть 43. Северный Афганистан
Не стали Россией. Часть 32. Индия
Список использованной литературы:
Сергей Плеханов "РАСКРЫТАЯ ЛАДОНЬ Ага-Хан и его мюриды"
Фархад Дафтари "Краткая история исмаилизма Традиция мусульманской общины"
Т.С.Календаров "Путешествие в страну РУБИНОВЫХ ГОР"
Открытые информационные источники