Кронштадт — морской страж С-Петербурга. Он своими бастионами, фортами и куртинами защищал бывшую столицу бывшей Российской империи от нападения с моря, с запада. И, разумеется, на западе острова Котлин сеть фортов и укреплений наиболее густая. В начале мая, пока еще не выросла трава по пояс (а местами и по шею), отправимся на Котлинскую косу, уходящую в просторы Финского залива узкой и длинной стрелой. Наиболее опасен для высадки вражеского десанта был южный берег этой косы (местные жители так его и называют: ЮБК — южный берег Котлина. Вдоль этого берега проходит глубоководный фарватер на С-Петербург. Сейчас по нему двигается основной трафик судов в порт С-Петербурга. По северному, более извилистому и мелководному фарватеру могут пройти лишь небольшие суда и баржи. И в ту пору, когда Кронштадт был морским стражем сердца Российской империи, южный фарватер был защищен гораздо лучше северного.
На ЮБК мы не увидим тропических садов и парков и беломраморных дворцов, какие можно увидеть на другом ЮБК — на тысячи верст южнее острова Котлин и суровых казематов батарей грозной морской крепости. Но, как и на далеком южном побережье Крыма, здесь есть великолепные пляжи, правда омываемые не теплыми, ласковыми волнами Черного моря, а суровыми серо-стальными даже в солнечный день прохладными водами Балтики. И почти на пляже, за небольшим земляным бруствером прячутся от наблюдателя с моря ныне заброшенные, но внушающие почтение своей мощью бетонно-земляные батареи Котлинской косы.
Итак, начнем сначала...
Город Кронштадт занимает восточную, широкую часть острова Котлин. В западной части находится множество фортификационных сооружений, парочка полузаброшенных предприятий, несколько воинских частей и местное кладбище, куда жители Кронштадта и их родственники отправляются, когда приходит время, на вечное пристанище. На самом западе Котлинской косы находится форт Кронштадтский риф и заказник по охране некоторых видов птиц, ряда болотных растений и черной ольхи, которая, кстати, является эндемиком этих мест.
Мы же начнем свой путь прямо от кольцевой автодороги, окружающей весь С-Петербург и с помпой сданной в эксплуатацию в 2011 г. В Москве то ли три, то ли четыре автомобильных кольца. Но мы — провинция, нам и одного хватит.
Будем соблюдать ПДД и пройдем по надземному пешеходному переходу рядом с одним из многочисленных фортов Кронштадта Неизвестный Кронштадт. На главной линии огня Движение по автомагистрали очень оживленное, и переходить ее вне перехода не следует даже ночью.
Спустимся на песчаный берег залива и двинемся прямо по пляжу. Через пару сотен метров увидим полуразрушенные бетонные орудийные дворики.
Здесь во второй половине XIX века после поражения России в Крымской войне была сооружена одна из номерных дерево-земляных батарей в рамках усиления обороны Кронштадта. Появление в прямой видимости от царского дворца в Петергофе английских кораблей и пара выстрелов из их орудий по Сестрорецку в 1854-1855 г.г. произвели на царское правительство неизгладимое впечатление и, как уверяют современники, стали причиной таких переживаний государя-императора Николая Павловича, что очень ускорили отбытие Его Величества в царство вечности, а горечь поражения пришлось расхлебывать сыну и наследнику — новому императору Александру Николаевичу. Батарея в начале Котлинской косы получила имя героя обороны Севастополя Э.Тотлебена (не стоит путать с фортом Тотлебен, построенным значительно позже на искусственном острове напротив мыса Дубки) В системе номерных батарей Кронштадта, возведенных в 60-е годы XIX века, она получила номер 10. В годы Второй Мировой войны в этих двориках стояли зенитные пушки ПВО и обстреливали немецкие самолеты, летящие бомбить Ленинград.
Следуем дальше по берегу залива. На земляном бруствере растут кусты, а за ними — совершенно незаметные с моря боевые казематы батареи "Демидов"
В самом конце XIX в, когда дерево-земляные номерные батареи устарели и начали разваливаться, все укрепления Кронштадта были отстроены из высокопрочного бетона с обваловкой землей. Масштабная перестройка длилась с 1894 г по 1915 г. Именно в эти годы сооружено то, что мы видим сейчас на фортах и батареях Кронштадта. В отличие от примитивных сооружений прошлого, бетонные батареи выдерживали прямое попадание мощных фугасных бомб и снарядов — самого грозного оружия того времени. Боевые казематы имели все достижения цивилизации: отопление, вентиляцию, водопровод. Конкретно батарея "Демидов" питалась энергией от дизельной установки, находившейся в специальном павильоне.
По мрачным казематам, которые совсем недавно покинули военные (здесь располагались склады ВМФ), можно ходить бесконечно.
youtube.com/watch?v=g_9hxNSbd… За возможным противником бдительно наблюдал в темное время суток шахтный прожектор системы Сименс-Шуккерт с подъемным механизмом и диаметром зеркала до 2 м
Так как военные ушли отсюда недавно, на батарее "Демидов" во множестве сохранились металлические гермодвери, заслонки на окнах и довольно интересные ходы вентиляции, не встречаемые мной на других укреплениях Кронштадта. В орудийных двориках батареи стояли скорострельные 6-дюймовые пушки Кане,
а теперь на бетонных основаниях под орудия обыватели Кронштадта и даже С-Петербурга устраивают пикники в погожие выходные дни.
Пройдем еще метров 50 вдоль земляного бруствера, за которым тянется пляж, тщательно облизываемый морскими волнами, и вот перед нами очередное и весьма интересное сооружение.
Минная станция построена в 1905 г и являлась уникальной для того времени. Из нее можно вести управление всеми многочисленными минными преградами, которыми окружена крепость Кронштадт.
Бронеколпак, закрывающий наблюдательный пункт минной станции, сохранился лишь чудом.
Нижний каземат станции доступен и располагает потрепанной схемой минных заграждений Кронштадта непонятно, какого года, а вот в верхний каземат открыть тяжеленную дверь не удалось.
Следуем дальше на запад вдоль пляжа и земляного бруствера и попадаем на территорию Южной батареи.
Весьма солидное укрепление на восемь 9-дюймовых мортир держало под шквальным огнем южный фарватер Кронштадта.
Осмотрев батарею, на которой, как и на предыдущей батарее "Демидов", напротив казематов сооружены земляные валы, призванные гасить взрывную волну от случайно залетевшего при обстреле Кронштадта снаряда, углубимся совсем недалеко от берега в болотистый лес. В его зарослях прячется наблюдательный пункт и 1-я Мортирная батарея.
Построена она в 1902-1908 г.г. Восемь 11-дюймовых мортир поддерживали огнем батареи, расположенные прямо на побережье.
Нижние казематы занимали склады боеприпасов и укрытия для личного состава. Снаряды подавались в орудийные дворики механизированным путем (сохранились рельсы для вагонетки)
По флангам батареи расположены дополнительные пороховые погреба.
Взрывчатые вещества здесь хранились и совсем недавно, — вплоть до ухода отсюда военных.
Покидаем 1-ю Мортирную батарею и по живописной лесной дороге следуем к ее старшей сестре — аналогичной батарее, построенной в 1894-1899 г.г. и не имеющей механизированной подачи снарядов из нижних казематов в орудийный дворик.
Обе батареи слегка отодвинуты от побережья залива в лес и представляют собой как бы второй эшелон обороны южного берега Котлина — самого подходящего места для высадки вражеского десанта. Все батареи соединяла конная железная дорога, по которой подвозились снаряды. Сейчас от нее осталась лишь насыпь, заросшая непролазным кустарником.
Выходим снова на берег залива. На пляже валяется несколько фрагментов дальномерного павильона 2-й Мортирной батареи. Сложно представить, какой силы был взрыв от снаряда, если многотонное сооружение совершило перелет над лесом длинной метров 300 от боевой улицы 2-й батареи до пляжа.
Если продолжать путь на запад, то в зарослях деревьев можно увидеть сооружения форта Шанец. Но о нем речь в следующей заметке. Вдоль его грозных казематов повернем на север и выйдем на единственную на Котлинской косе асфальтовую дорогу, которая тянется на два с лишним километра по всей длинне косы. Пройдем по ней мимо убогих огородов жителей Кронштадта и ряда заброшенных и действующих воинских частей, минуем местное кладбище со скромным мемориалам в память о моряках, павших в годы Второй Мировой войны. Слева по ходу движения в густой зелени леса еле видны старинные кирпичные постройки заброшенной воинской части. В этом лесу находится люнет "Ден" (его мы благоразумно посетили в марте, когда не было зеленки — врага и друга сталкера, в зависимости от обстоятельств Неизвестный Кронштадт. По старинным укреплениям Напротив, с другой стороны шоссе находится еще один люнет — "Политковский". Там расположено какое-то предприятие, стоят машины, и доступ туда проблематичен. Наконец, выходим опять к нашей питерской кольцевой. Переходить ее будем по мосту существующей здесь развязки. Пройдем через аккуратный скверик с памятником торпедному катеру — невзрачному и довольно уязвимому трудяге минувшей войны и углубимся в заросли, полностью покрывающие невысокий земляной вал. Если этот вал "взять штурмом", т.е. зайти внутрь сооружения, с этой внутренней стороны можно увидеть склады боеприпасов постройки конца XIX — начала ХХ века. Это люнет "Литке"
На его территории после Крымской войны была сооружена одна из номерных дерево-земляных батарей (№ 3). Орудийные дворики на высоченном земляном валу относятся уже к более поздним модернизациям батареи. youtube.com/watch?v=pwbvZBuMo… Помещения складов внутри вала бывшей батареи №3
и ангары для хранения взрывчатки и торпед (в советское время здесь располагалась база торпедных катеров)
впечатляют своими размерами.
В 80-х годах ХХ в. рядом с базой начали строить жилой микрорайон для строителей комплекса по защите Ленинграда от наводнений. Если бы, не дай бог, в хранилищах базы произошла бы авария с боеприпасами, половина Кронштадта взлетела бы на воздух. Власти (тогда еще СССР) проявили тогда не свойственное им благоразумие и ликвидировали опасных соседей. С тех пор старинные помещения стоят заброшенными и служат местами игр местной детворы.
Мы завершили полный круг по Котлинской косе и вернулись практически туда, откуда начали свой путь. На южном берегу острова Котлина нет пальм, ресторанов и фонтанов, но прогулка по старинным укреплениям будет интересна тем, кто неравнодушен к истории фортификации и боевому прошлому нашего региона.