Тридцатую неделю мы провели в одном из самых предвкушаемых городов США.
Из гостиницы на другом берегу великой, но коричневой Миссисипи добираемся до города на пароме. Со стороны Новый Орлеан выглядит пугающе заурядно.
2. Что тягач на фривее, то буксир на реке — незаменимые рабочие лошадки толкают баржи с углем, нефтью, строительными материалами и другими грузами на протяжении 3,000 километров от устья в Мексиканском заливе до самого Сент-Пола в Миннесоте.
3. Океанские корабли поднимаются по реке на двести с лишним миль до столицы штата Батон-Руж.
4. К началу двадцатого века пароходство на Миссисипи практически умерло, но после Второй мировой река вернула себе часть перевозок, в основном грузовых и стала важной транспортной магистралью.
5. Речной вокзал выглядит страшненько и к нам закрадывается опасение, что Новый Орлеан окажется вторым Атлантик-Сити.
6. Вот и полусгнивший фонтан, а вон и бомжи на граните, все какое-то старое, затертое и заплеванное.
7. Заброшенное, облупленное здание в центре, за ним какое-то дурацкое казино. Ой-ой-ой. Только красивые фонарь да бутка мороженщика еще поддерживают слабую надежду, что это частное явление.
8. На набережной монумент в честь иммигрантов, «отважных мужчин и женщин, оставивших свою родину в поисках свободы, возможностей и лучшей жизни в чужой стране». Моей маме нужно такой поставить.
9. Несколько старинных колесных пароходиков — все, что осталось от былой славы речного пароходства Миссисипи. К 1910 году, когда автомобильные дороги отобрали у реки грузы и пассажиров, в портах осталось доживать свой век 559 пароходов.
10. Джексон Сквер перед собором Св. Луиса кишит туристами, лошадки распространяют резкий запах, саксофонист в тюрбане лабает смуз-джаз, художники торгуют своими работами. Весело, но туристично-заезжено, нам уже неинтересно.
11. На фоне банановой рощи гадалки навязывают судьбу неуверенным, читалки читают линии на ладонях сомневающихся и рассказывают сказки желающим быть обманутыми сказочники.
12. Бомжи попрошайничают, но прилагая хоть какое-то усилие. Помнится, в Чикаго они просто сидели у тротуаров и позванивали стаканами с мелочью, мол «давай-давай, делись, лох». Здесь есть хотя бы видимость творческой деятельности.
13. Всемирно знаменитая кафешка Ду Монд открылась в 1862 году, работает круглосуточно и закрывается только на Рождество или когда очередной ураган проходит слишком близко. Сюда должен зайти каждый уважающий себя посетитель Нового Орлеана и отведать Аu Lait — кофе, смешанное пополам с молоком — и пончики, щедро посыпанные сахарной пудрой. Так щедро, что эта пудра покрывает все столы, стулья, перила и полы.
14. Отведали. Кофе — ок, пончики средней паршивости, но это нам так, у нас мамы хорошо готовили и мы знаем, где взять и как сделать хороший кофе, а другим нравится. У малой свой завтрак, без всяких кофеев и напудренных пончиков.
15. Ну так где же хваленый интересный Французский район? А вот он, таких фасадов больше нет нигде.
16. А если зайти поглубже? У-у-у... Это именно то, что мы ожидали и на что надеялись.
17. Распахнутые «французские двери», ободранные, залапанные стены, много пешеходов и мало машин — это наше все.
18. Кто-то спросит: а что же вы не возмущаетесь обшарпанностью и грязью, как это делали в Атлантик-Сити или Нью-Йорке, но даже хвалите этот хаос? На этот справедливый вопрос я отвечу моей же аналогией. Пришли мы в гости, сели за стол, а хозяева подали гнутые вилки и черные от копоти тарелки — приятно нам будет? Нет, вот так же неприятно от грязи и разрухи в Атлантик-Сити, в Нью-Йорке или Сан-Франциско. А теперь представим, что мы на привале в походе и нам подали печеную на костре рыбу и оттуда же картошку, но тоже с погнутыми вилками и черными тарелками в придачу. Пофиг нам будет на гнутость и копоть? Вот и в Новом Орлеане пофиг, потому что здесь так много красоты, что ободранность и грязь вообще ничего не меняют и ни на что не влияют. А иногда даже и украшают.
19. Концентрация исполнителей высочайшего уровня на квадратный километр просто зашкаливает. В Сиэтле или Гонолулу нужно было специально куда-то ехать или идти, платить за вход, садиться и наслаждаться крутым джемом. Здесь все так же круто, только в каждой двери, не нравится джаз, пройди двадцать шагов и слушай рок, еще десять — там кантри или блюз.
20. Играют даже в «столовых», ресторанчиках, не претендующих на изысканность блюд или интерьеров.
21. Бывает так, что встречаешь что-то новое или малораспространенное и с того момента твоя жизнь озадачена одним вопросом: почему этого нет больше нигде, а если есть, то редко? После Орлеана я теперь в каждой кафешке буду мучиться одним и тем же вопросом: почему у вас не французские, от пола до потолка, двери? Зачем сидеть в духоте или ледяном холоде (летом), когда можно распахнуть двери и быть на улице?
22. Из распахнутых дверей магазинчиков пахнет то чердаком, то бабушкиным шифоньером, то сыростью — район старенький, 1718 года рождения.
23. Древний возраст района подчеркивается порослью на стенах. Кандидат на реконструкцию.
24. Широкий ассортимент ситро — еще одно невиданное явление для Америки.
25. А на улице невероятная красотища. Знали ведь французы, как нужно строить город для людей — и тех, что живут в домах, и тех, что рядом с этими домами проходят. Архитектурный Эрмитаж.
26. Пацанва режет пополам алюминиевые банки, растаптывает их, протыкает гвоздиком и становится на гвоздик толстой подошвой кроссовка. А потом выпаливает степ, приглашая прохожих вознаградить в коробку.
27. Как и следовало ожидать, на старинных улицах Vieux Carrе множество творческих людей зарабатывают себе на хлебушко. Поэт пишет стихи на заданную тему.
28. Музыканты, похожие на матросов, молодцевато играют орлеанский джаз, а рыжий ангел ходит по улицам с гитарой. Может еще и играет, но у меня он неуверенно попросил денег именно за то, что я сфотографировал его походку. Получив отказ, он дружелюбно сказал: «Спасибо за урок». Я уже было обрадовался, но падший ангел продолжил: «Теперь я буду смелее требовать деньги, ведь это хороший способ зарабатывать на жизнь».
29. Лучше бы взял пример с дедульки, который застыл в позе переходящего дорогу денди по пути на избирательный участок. Я специально понаблюдал — дядька в такой неудобной позиции не шевелится вообще и довольно долго.
30. Велорикши в Новом Орлеане в почете. Особенно вечером, когда подпитый народ готов вернуться в гостиницу, но на шагать уже нет способностей, а прятаться от свежего, теплого вечера в такси — желания.
31. На главной улице французского района — Бурбон Стрит — запредельно красиво. Ближе к вечеру народ начинает сходить с тротуаров на проезжую часть, и при том, что официально улица не перекрыта, автомобилисты уже не рискуют на нее заезжать.
32. Невеста всех с балкона любит.
33. В старый город мы еще вернемся, а что происходит вокруг? Канал-стрит разделяет Новый Орлеан пополам: справа Французский район, слева — Даун-таун. Туда мы и отправимся.
34. Разве может быть что-то лучше, чем отреставрированные старинные трамвайчики? Тихие, с мелодичным звоном и широко открывающимися окнами?
35. Толпы пешеходов рассасываются через сто метров от центральной улицы.
36. Утянув к себе всех туристов, старый город превратил деловой центр в город-призрак, как это бывает почти во всех небольших центрах Америки.
37. И если в рабочее время здесь еще бродят деловые люди, то в выходные кроме парочки студентов, пожилого бородача, да редких туристов в центре больше никого нет.
38. Часть центра постарше напоминает Бостон: симпатичные здания, скверики, тенистые тротуары, все чисто и аккуратно.
39. Пальмы среди небоскребов, пышные клумбы, теплый, влажный воздух — в этом месте вспомнился Гонолулу.
40. Но стоит пройти еще пару кварталов, и город резко заканчивается пустырями-паркингами, заброшенными зданиями и замусоренным безлюдьем.
41. Мультфильм «Up» («Вверх») не придуман на ровном месте. В Новом Орлеане тоже есть свой Карл Фредриксен.
42. А также здесь есть свой рассадник бомжей, официально именуемый «Армией Спасения», «Добрым Самарянином» или еще каким псевдо-благостным названием. На самом деле все эти шарашки приносят больше вреда чем пользы: людей, которые в 99% случаев стали бомжами из-за алкогольной или наркотической зависимости, не нужно поощрять оставаться алкоголиками и наркоманами, подкармливая, одевая и предоставляя ночлег в обмен на дурацкую проповедь служителя культа, ничего не понимающего в том, о чем он проповедует.
43. А что в жилых районах Нового Орлеана? Это смотря в каких. В тех, что соседствуют с культурной частью города, все вполне хорошо. Под мостами не видно бомжей.
44. Пожарные по старой доброй традиции натирают свои «инджины» до выставочного блеска.
45. Частные строения равняются на прелестные здания французского района. Как же, наверное, приятно жить в оранжевом с голубой отделкой домике.
46. Почти у всех домов имеются наружные ставни и у большинства они закрыты, видимо, от солнца. Деревья украшены бусами со времен великого февральского праздника Марди Гра.
47. Многие дома были построены или переделаны под многоквартирные с общим внутренним двориком.
48. В живописном дворике очень уютно, еще бы немного прибраться.
49. Вид с балкончика на дорогу. Я бы с него никогда не уходил.
50. Никогда мы не видели ничего подобного в США и вряд ли еще где-то увидим. Потрясающе красиво.
51. Еще одной улице предстоит стать шумной и веселой: трамвайчики по новеньким рельсам привезут сюда из центра все, что нужно для развития и процветания.
52. Старинные, строгие особняки почти все или покомнатно сдаются, или продаются. Вряд ли обеспеченные люди захотят жить в этих преимущественно молодых, полу-хиппиевских районах, а у самой молодежи нет таких денег, чтобы позволить себе жить в огромном доме.
53. Им вот что нужно — небольшой, в правильных цветах домишко, да компания повеселее.
54. На Эспланада Авеню тоже можно много чего поразглядывать, но, желательно, строго с фронта.
55. Ну не могут в таких домах жить хмурые, угрюмые люди, сосредоточенные на карьере и деньгах. Так и хочется заехать к ним в соседи.
56. Красиво, да. Но мы-то знаем, как там у них все цветет и плесневеет в непрожариваемых солнышком тенистых уголках. Но это если хозяева неприлежные — есть достаточно средств защиты от сырости и плесени.
57. Народ победнее тоже живет цветисто, но блекло. И снова та же история: почти всегда там, где начинается гетто, заканчиваются деревья. Что они с ними делают, печку топят, что ли...
58. Далеко от центра города есть свои островки культуры, с хорошими кафешками. Со стороны, правда, и не скажешь.
59. Да и внутри не ахти. А эта «дели» (забегаловка, заточенная на сандвичах) считается одной из лучших во всем Новом Орлеане. Stein's Market & Deli называется.
60. Мы, правда, по ошибке сперва зашли в соседнюю дверь, о чем нисколечко не пожалели. Так выглядит кафе, где готовят по высшему классу.
61. Еще когда мы ждали свой заказ, я посмотрел на эти оригинальные старинные лампы и сразу понял, что будет вкусно. Такое внимание к деталям интерьера не может не повлиять на то, как в этих интерьерах готовят пищу.
62. Пианинку разобрали, превратили в люстру и повесили на входе.
63. А кишочки-молоточки над барной стойкой. Безупречно стильное оформление интерьеров, натуральный желтый свет от ламп накаливания, серьезная вытяжка, забирающая ненужный дым из под потолка и какофонию запахов из под носа клиентов, хорошая музыка, ласкающая ухо, чистота, в том числе в туалетах и, не в обиду дамам, мужская команда на кухне — все это обычно приводит к тому, что в кафе будет очень вкусно.
64. Так и вышло. Десятка по нашему рейтингу, плюс самые вкусные донатсы, которые мы вообще когда-то пробовали. Рекомендуем: District Donuts Sliders Brew.
65. Вечером возвращаемся в «Район» (так коротко его называют местные).
66. В отличие от многих городов Америки, Новый Орлеан к вечеру только оживает. Пожилая бабулька, по-видимому местная знаменитость, привезла тележку с аппаратурой и устроила уличную дискотеку.
67. Будто бы здесь мало музыки. Ради интереса заходим во все подряд двери послушать, как где играют. Играют очень, очень круто, это я как музыкант говорю. Эти ребята, к примеру, дают концерт сопоставимый по уровню с концертом, скажем, команды «Эсперанто» Агутина. Только у них тут не концерт, а так, «муза в кабаке».
68. Мужики постарше колбасят по-молодежному, но по почерку чувствуется класс и уровень.
69. В тихом дворике своя атмосфера: контрабас, труба, шляпы, культурная публика, фонтанчик журчит. Джаз. И снова ощущение, что нужно кому-то за это платить, потому что мы же на концерте. Нет, это не концерт, а кафе, просто мы в Новом Орлеане, где музыка является не украшением жизни, но самой жизнью.
70. Влияние кубинского соседа: сигары здесь любят крутить и курить.
71. Неужели правда все обрезки в мусорку пойдут?
72. На Бурбон Стрит, тем временем, все пьянее, шумнее и веселее. Народ с балконов бросает дешевые цветные четки, похожие на бусы, проходящим внизу, парни девушкам, девушки парням. Цветным мусором уже усеяна вся дорога.
73. Не настолько, конечно, как после праздника Марди Гра, но достаточно, чтобы занять дворников.
74. Посреди всего этого шума и гама, перекрыв дорогу крестом с бегущей строкой со смиренными лицами стоят «христиане», которые пришли в самую клоаку, в сердце Содома и Гоморры, чтобы проповедовать о вечных мучениях в аду беспечно прожигающим свои жизни гулякам «Района». Высший пилотаж религиозного понта и лицемерия, где бегущей строкой на кресте вместо «отвратитесь от греха!» должен идти примерно такой текст: «Мы самые крутые в нашей церкви, потому что можем пожертвовать свое время и не стесняемся и не боимся пойти к грешникам и рассказать им, как у них все плохо, а у нас все хорошо. Но это мы вам так говорим вслух, что у нас все хорошо, потому что не можем же мы честно сказать, как у нас самих все на самом деле плохо, потому что тогда нет смысла идти к грешникам, а нужно заниматься своими грехами (а мы не знаем, как). Да и что о нас тогда подумают другие члены церкви, у которых, между нами говоря, тоже все плохо, хоть они в этом тоже не признаются? А так как мы в нашей церкви не можем друг другу честно сказать, что все у нас плохо, поэтому делаем вид, что все хорошо, а вот у грешников на этой улице точно все плохо, ха-ха». Что-то в этом роде.
75. Грешник(ца), у которого(ой) все, как бы, плохо.
76. Уставшие, но голодные, мы находим приличный ресторанчик, где в соседней комнате черная команда выдает добротный R&B и отдыхаем, допразднывая мой день рождения (десять дней отмечали).
77. А еще мы побывали на одном из многочисленных музыкальных фестивалей Музыкального Города — Байю Бугало.
78. Здесь высококлассное пиво разливают прямо из трейлера. Вообще, жители Нового Орлеана и окрестностей избалованы кулинарным уровнем, по многим оценкам лучшим в США.
79. Луизианцы любят брать с собой собак на все мероприятия.
80. Для них даже обустроен отдельный тент.
81. Ребята на инвалидных колясках тусят наравне со всеми.
82. Кто как использует сэлфи-палку, а я для панорамных снимков.
83. Так выглядит фестиваль: на берегу реки построены четыре сцены на приличном расстоянии друг от друга, а на сценах три дня подряд по очереди играют команды.
84. А между сценами расположилось огромное количество палаток с едой, напитками, сувенирами и поделками.
85. Пьем пиво и коктейли, закусывая раками.
86. Со сцены в это время валит высокопрофессиональный кач. Умеют же черные петь.
87. Атмосфера дружеская, теплая, в воздухе витают запахи шашлыка, травки и сигар, всем хорошо от всего и ни намека на пьяную стычку или драку.
88. Новоорлеанские сигары оказались на хорошем уровне, местные коктейли тоже ничего. Хорошо сидим.
89. К вечеру при деле остается одна главная сцена. Мы уже привыкли к хорошему качеству исполнения и звука, но эта команда задирает планку еще выше.
90. Мужики просоленные, матерые. Вручную толпу не заводят, «поднимите руки, пойте с нами» и всем таким не страдают. Просто валят так, что руки сами подымаются, а глотка без всяких просьб орет «Why can't we be friends». ФирмА. А чему еще быть в Новом Орлеане с такой конкуренцией на музыкальной арене.
91. Напоследок поехали взглянуть на районы, особенно пострадавшие от урагана Катрина одиннадцать лет назад. Ну эти и без Катрины под мост заехали бы.
92. А вот в районах, близких к каналу, где прорвало дамбу, до сих пор стоят дома с заколоченными дверьми и окнами.
93. Некоторые постепенно разваливаются, от других остались только бетонные платформы-фундаменты, напомнившие мне Сэнкчуари в Фаллауте, после того, как я снес дома на строительные материалы.
94. Дороги в Луизиане плохи в принципе, но в бедных районах совсем никакие.
95. Здешние улицы сильно пострадали, но город постепенно восстановил их, причем, я подозреваю, в намного лучшее состояние, чем они были до урагана.
96. Многие дома выглядят так, будто их хозяева сказали себе: ну все равно строимся заново, на халяву и, скорее всего, в последний раз в жизни, так давай же сделаем что-нить этакое!
97. И сделали.
98. На этом наша экскурсия по Новому Орлеану подошла к концу.
99. Пришло время и Тане возвращаться в Сиэтл. В третий раз за наше путешествие она составила нам компанию. Спасибо, Тань!
Ну и вердикт. Город, что там говорить, удивителен. В первую очередь своим контрастом, смелостью, какой-то даже обезбашенностью. Исчезающей тонкой красотой французской эпохи. Эклектикой в архитектуре, музыке, культуре. Запахами, от вкусных, булочками и кофем из кафешек, до мокрой вони из помойки там же, от ароматов тропических цветов и хороших сигар до смрада бомжей и гнили из старых домов. Здесь может быть безумно интересно на одной улице и смертельно скучно на соседней. Хорошая музыка черных переплелась с их неприветливостью и высокомерием. Там, где красиво днем — безобразно ночью, а где хорошо ночью, днем уже и не вспомнить.
Лично нам здесь понравилось быть, но почему-то совсем не хотелось бы жить. Может сюда стоит переезжать молодым и глупым, а то и вовсе здесь нужно родиться. Как город для отдыха — он в первой тройке нашего списка, а как место, где мы хотели бы остаться — далеко за десяткой.
100. Вот, даже наша оценка получилась противоречивой. Наверное, так и должно быть, когда оценивается самобытный и пошлый, отвратительный и восхитительный Новый Орлеан.