Каждый перекрёсток Рима, как маленький клад, каждый шаг по городу — новая страница из занимательной книги многовековой истории. Вот и маленькая круглая площадь Св.Бернарда в районе Квиринал буквально переполнена достопримечательностями. Прежде всего, здесь находятся две церкви, построенные на развалинах терм Диоклетиана: это Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano) и Сан-Бернардо-алле-Терме(San Bernardo alle Terme). И если барочный фасад Санта-Сусанны достаточно типичен для итальянских церквей, то Сан-Бернардо, построенная в 1600 году, сохранила форму древнеримского Сферистериума (Sphaeristerium) — зала для игры в мяч.
Чуть поодаль, на пересечении улиц Витторио Эммануэль Орландо и ХХ Сентября, невозможно не заметить ещё одно необычное сооружение. То, что по незнанию легко принять за роскошный фасад здания или античную римскую триумфальную арку, на самом деле является фонтаном Аква Феличе, который известен также, как Фонтан Моисея.
К 1585 году, когда панскую тиару получил Сикст V, из античных акведуков, снабжавших Рим водой, в рабочем состоянии оставался лишь один — Аква Верджине. За питьевой водой жители города ходили к единственному источнику. Желая поднять свой престиж, папа Сикст V, урожденный Феличе Перетти, обязался восстановить другие акведуки, и один из них — Аква Алессандрина — переименовал в Аква Феличе в честь себя, любимого.
Работы были завершены к 1587 году, после чего архитектор Доменико Фонтана построил фонтан, увенчанный папским фамильным гербом и мемориальной надписью во славу папы Сикста V.
Внутри арок были установлены скульптуры, изображающие персонажей Ветхого Завета, доминирующей среди которых стала величественная статуя Моисея в центральной арке. Слева от него изображен Аарон, а справа – Иешуа.
Появление фонтана послужило на пользу всем: с одной стороны, Римский папа показал, как он заботится о жителях Рима, с другой стороны, благодаря источнику питьевой воды район Квиринала чрезвычайно оживился и довольно быстро превратился в процветающий городской район. И конечно, не в последнюю очередь здесь начали строиться церкви.
Церковь Санта Мария делла Виттория (SantaMariadellaVittoria) была возведена в 1605 году непосредственно рядом с фонтаном Аква Феличе по инициативе Босых Кармелиток.
Орден Босых Кармелиток возник в XVI в. после реформы кармелитского ордена, проведённой святой Терезой Авильской, она же открыла в родном городе, испанском Авиле, первый монастырь Босых Кармелиток, а затем в течение нескольких лет основала ещё 17 монастырей по всей Испании.
Биография святой Терезы довольно интересна, она не походит на описания персонажей из "жития святых", ибо эта женщина была незаурядной исторической личностью. Тереса Санчес Сепеда д’Авила-и-Аумада родилась в Каталонии в 1515 году и происходила из знатной, богатой семьи. Отец Тересы, благородный дворянин Алонсо Санчес де Сепеда, был потомком марранов.
Ещё в юности у девушки проявился писательский талант. Увлечённая историями о мучениках, проповедовавших христианство в Европе и благородных рыцарях, сражавшихся в Святой земле за Гроб Господень, Тереса даже написала рыцарский роман.
Будучи очень набожной и впечатлительной с самого детства, Тереса мечтала, как сама отправится проповедовать Христа в мусульманские земли, но повзрослев, укрепилась в мысли принять монашеский обет. Однако, между двумя путями святости — мученичеством и монашеством, действием и созерцанием — воля ее будет колебаться всю последующую жизнь.
Трудно поверить, что такая умная, красивая и богатая девушка, у которой не было отбоя от блистательных знатных женихов, предпочла, вопреки воле отца, тайно бежать в монастырь. К 50 годам, став мудрой и зрелой монахиней, Тереса вновь взялась за перо, посвятив вторую половину жизни созданию новых монастырей и написанию книг. Что важно, Тереса писала не на общепринятой в те времена латыни, а пользовалась простонародным, старо-кастильским языком. Фактически, она вошла в историю, как первая в Испании женщина-писатель и первая женщина-богослов в истории Католической церкви. В 1622 году Тереса была причислена к лику святых папой Григорием XV.
убранство церкви Санта Мария делла ВитторияКниги Святой Терезы отличаются богатым духовным наполнением и ощутимым мистическим уклоном. Однако, с писательским опытом монахини не все было гладко: некоторые духовники считали, что книги внушены Тересе "самим диаволом", а сама она бесноватая. Одной из рукописей "Жизни" пришлось отправиться в огонь, другая по доносу в ереси почти 12 лет находилась в Суде Инквизиции.
По утверждениям святой, имевшей богатый мистический опыт, ей были явления Христа и Ангела. Причём, история с ангелом вызвала в своё время весьма неоднозначное отношение мужчин — католиков, писателей, психологов и ещё, похоже, одного очень талантливого архитектора.
В 1640 году по заказу кардинала Федерико Карнаро великий мастер Бернини украсил одну из капелл церкви Санта Мария делла Виттория композицией "Экстаз святой Терезы". И хотя эта скульптурная группа была создана в период, когда Бернини единственный раз в жизни потерял расположение Ватикана, именно она стала одним из лучших и, определённо, самым скандальным произведением мастера.
Основой для создания этой скульптуры стал рассказ Терезы о явлении ей во сне прекрасного херувима "в плотском обличье". Херувим пронзил чрево монахини золотой стрелой с огненным концом, заставив испытать момент мистического озарения и "сладостную муку".
Вот об этой самой "муке" продолжаются споры не одно столетие — земную или небесную любовь воспел Бернини в своём творении, что на самом деле испытала во сне святая Тереза? Из книг её понятно, что почти всю свою жизнь она провела в некотором раздвоении, борясь между землей и небом, не в силах примирить в себе ум и чувства.
"Экстаз Святой Терезы" — изящная скульптура небольшого размера, кажется легкой, живой и почти подвижной, словно театральная сценка. Из-за этого эффекта убранство капеллы Каронаро часто называют "необычайно театрализованным". Святая Тереза спит на облаке, на лице её блаженство, а в руке ангела сверкает стрела, и одежды его как будто колышутся от ветра.
Создается впечатление раздвинутого занавеса и сцены, на которой происходит волшебное действие, а так же ощущение, что фигуры ангела и Терезы невесомо парят в воздухе. Этот эффект, созданный гением Бернини, достигнут освещением и сочетанием белого мрамора в обрамлении более темного, цветного. А блеск искусственных золотых лучей, осеняющих композицию усилен за счёт естественного света, проникающего из церковного окна.