Знакомство с милыми апулийскими городками проходит, почти у всех, по одной схеме: приезд, обход исторического центра и отъезд в следующий город. Здесь не ищут, как правило, серьёзных достопримечательностей и музеев, здесь просто гуляют и проникаются атмосферой южной Италии, осматривая по два-три городка за день с перерывом на обед в какой-нибудь приглянувшейся остерии.
Не живи мы совсем рядом с Монополи, мы бы тоже, скорее всего, ограничились прогулкой внутри его "читта-сторико", но поскольку каждый наш день начинался с приезда на ж/д станцию, именно этот город довелось узнать поближе.
Кроме исторической части мы прошлись вдоль современных кварталов Монополи до берега моря, туда, где выстроены многоэтажные здания с красивыми балконами.
Побродили и вдоль улиц прошлого века, где, случается, среди самых обычных домов вдруг увидишь белокаменный особняк, и только по сохнущему на верёвках белью можно догадаться, что это тоже жилой дом.
Местных жителей в утреннее и дневное время на улицах было немного, зато после захода солнца начиналось настоящее столпотворение, казалось, в Монополи никто не сидит вечером дома у телевизора. Открывались все лавки и магазины, кафе и остерии, а главная площадь города становилась более многолюдной, чем в воскресный день. А народ такой улыбчивый, радостный, словно на празднике. И ещё умилило их отношение к животным.
В Монополи повсюду, в каждом квартале, не только в исторической части, мы непременно натыкались на какую-нибудь церковь. Итальянские города вообще отличаются изрядным количеством храмов, но почему-то в Апулии именно Монополи называют "городом ста церквей".
Тому, кто здесь побывал, обязательно станет известна легенда о покровительнице города Мадонне дела Мадия — Богоматери на плоту. Мироточивая икона, святыня и ценная реликвия, почитаемая всеми жителями города, много веков и даже в наши времена притягивает в Монополи верующих со всего света.
История обретения иконы относится к 1117 году, когда в Монополи подходило к концу возведение кафедрального собора. Работы никак не могли окончить из-за нехватки бревен для перекрытия купола, — городские финансы были скудны, а сделанных пожертвований не хватило. Один ризничий, искренне желавший скорейшего завершения строительства, принялся молить небеса о чуде.
В ночь на 16 декабря священнику явилась во сне Мадонна, и сообщила, что необходимые стройматериалы находятся в городском порту. Еле дождавшись утра, он побежал к с радостной вестью к епископу, но тот не принял ризничего всерьёз и отправил восвояси.
На следующую ночь сон повторился — Мадонна сообщала, что нужно идти в порт, где Она приготовила бревна для собора. Новый поход к епископу повлёк за собой лишь ругань и обвинение в пьянстве.
Когда же и третью ночь ризничему приснился все тот же сон, он отправился не к епископу, а прямиком в порт, где — о чудо! — увидел плот из бревен и икону.
Радостный ризничий известил весь город: под звон колоколов полусонные горожане устремились в гавань. Пришел и удивленный епископ, но плот с иконой два раза от него ускользал, словно упрекая за то, что епископ дважды не поверил. Только о раскаяние и молитвы собравшихся помогли вернуть плот к берегу. Икону торжественно доставили в собор, а бревен, из которых состоял плот, как раз хватило для завершения купольного перекрытия.
Собор, который строили в честь Св. Меркурия на развалинах древнего языческого храма, после свершившегося чуда, разумеется, посвятили Мадонне "на плоту", она же с тех пор является покровительницей Монополи.
Ее изображение в Монополи встречается повсюду — на площадях и во двориках, в нишах, любовно украшенных цветами, Мадонна смотрит на вас даже с крыши высокой колокольни.
А оригинал иконы уже много веков находится в кафедральном соборе Святой Марии Амальфитанской. Перестроенный в XVIII веке, собор необычайно красив, его фасад является образцом типичного аппулийского барокко, а интерьер декорирован цветным мрамором.
Chiesa Basilica Cattedrale e Santuario «Maria SS. Della Madia»Площадь перед собором выглядит очень величественно и одновременно уютно, благодаря необычному сооружению высотой 33 метра, примыкающему к собору слева от главного входа.
Это строение называется просто Стеной, или Фасадом. Его возвели в 1786 году, через 14 лет после завершения перестройки собора, с целью защиты церковного двора от ветров, дующих с гор и с моря. 10 статуй святых, установленных в нишах Стены-Фасада, придают площади особую торжественность.
из интернетаКонечно, даже за несколько прогулок по Монополи мы не могли увидеть все 100 его церквей, да и цели такой перед собой не ставили. Так что я расскажу здесь всего о нескольких, каждая из которых запомнилась по-своему. Церковь Св.Антония находится за чертой старого города, ближе к вокзалу. Построенное в 1600 году здание сильно пострадало от бомбардировок во время 2-ой мировой войны, крыша была пробита, уничтожена колокольня, и со стороны оно вообще мало напоминает храм.
От былой роскоши остался только фасад, который стоит вроде как сам по себе.
Реставрируют церковь Св.Антония пока только изнутри. Несколько самых богатых семей Монополи сделали внушительные пожертвования, и обустроили в церкви "собственные" приделы, в которых установили жертвенники, мраморные гробницы и украсили стены великолепными картинами.
На площади ХХ Сентября находится церковь Сан-Доменико, которая раньше являлась частью монастыря. В 16 веке Монополи был одним из первых городов Апулии, куда пришли монахи-доминиканцы. Свою церковь они построили здесь в 1580 году.
В церкви хранятся древние статуи Космы и Дамиана, а кроме того, сюда стоит зайти, чтобы посмотреть на великолепные алтари из туфа с лепниной, выполненные искусными мастерами из города Лечче.
Надеюсь, вы ещё не устали от прогулки? Мы ведь не успели побывать и в десятой части храмов Монополи ;-) Напоследок заглянем-ка в самую необычную из ста церквей — достаточно новую, 1978 года постройки, церковь Святого Сердца.
Она понравилась больше всех, возможно потому, что современные архитектурные решения мне интересны не меньше, чем старина средневековья и изящные украшения XVII века. Увидев из машины подобный изящный храм по дороге к пещерам Кастеллана Гротте, я долго выворачивала голову вслед.
церковь в Кастеллана ГроттеТем более радостно было случайно обнаружить такую же церковь в Монополи.
Наконец-то выпала возможность зайти вовнутрь и оценить современные решения церковного интерьера. Мне давно этого хотелось, особенно, если учесть, что к этому моменту мы несколько "наелись" всевозможными древностями.
В церкви Святого сердца никого, кроме нас, не было, так что чувствовали мы себя свободно, не боясь помешать чьей-нибудь молитве.
Интерьер, как и следовало ожидать, выглядел очень необычно, от архитектурных решений до оформления.
Вместо икон на стенах висели красочные панно и холщовые, похожие на детсадовские, аппликации.
Витражи для церкви изготовлены из тонкого стекла во Флоренции. И совершенно великолепен мозаичный алтарь, освещённый естественным светом так, словно само изображение Иисуса светится изнутри.