Как-то приехав из Петербурга, расчувствовавшись, я назвал его самым красивым городом Европы. Поостыв, подумал: может я погорячился с этим утверждением? Может повлияло то, что я в нем родился? Попробую обосновать свой вывод без эмоций и патриотизма. Когда заходит речь о красивости европейских городов, чаще всего упоминается Париж. Ах, Париж, ах Париж! «Жить и умереть в Париже», и все такое… Прекрасный город! Сам испытал бурю эмоций, выйдя из отеля на Аустерлицкий мост, с которого уже просматривался Нотр Дам де Пари и знакомая верхушка Эйфелевой башни. Ну, а если без ахов? Красота города оценивается по его содержимому. Так что есть привлекательного в Париже, чего нет в Петербурге?
1. Эйфелева башня. Символ Парижа. Да, бренд раскручен донельзя. Но, во-первых, это всего лишь радиотехническое сооружение, коих в мире тысячи, среди них и покрасивее есть. Современники плевались и требовали разобрать уродину. В Питере тоже есть телебашня, повыше Эйфелевой, и ночью, подсвеченная и мерцающая, она смотрится не хуже.
Однако Петербург славится другим взметнувшимся вверх сооружением: шпилем Петропавловского собора, аналога которого в Париже нет, как нет и никакой крепости.
А еще петербургский силуэт украшает еще более величественная Адмиралтейская Игла.
* * *
2. Собор Парижской Богоматери и Сакре-кёр.
Тоже раскручены невероятно. Хотя таких соборов в той же Франции — и не сосчитать. Да и в Париже найдутся у них конкуренты. Так ведь и в Петербурге соборы есть не менее красивые, и не менее величественные: Казанский, Смольный, Спас-на-Крови.
* * *
3. Музей д'Орсе. Лувр.
Не умаляя достоинств этих музеев, замечу, что Эрмитаж для широкой публики не менее богаче и не менее интересен
Грандиозен и Русский Музей.
* * *
4. Пантеон.
Практически копия Исаакиевского Собора, который и выше Пантеона и, благодаря расположению на открытом пространстве, смотрится куда эффектнее, чем Пантеон.
* * *
5. Славен Париж и своим оперным театром Гранд Опера.
Но и Мариинский театр не менее знаменит.
* * *
6. Триумфальная Арка.
Есть такая и в Петербурге – называется «Нарвские Ворота».
Между прочим, построена в честь победы над французами. Хотя и на парижской арке тоже написано что-то про Смоленск.
7. Елисейские Поля.
Наш Невский проспект, пожалуй, привлекательней будет.
Ну, а «поле» есть и в Питере – Марсово Поле.
* * *
8. Сена, воспетая поэтами и художниками, мосты через нее, кораблики, курсирующие по реке, влюбленные на набережной – да, оооочень романтично.
Однако Нева с Фонтанкой, Мойкой и многочисленными каналами, грандиозными разводными и каменными арочными мостами, стрелкой Васильевского острова своей красотой затмит все реки, протекающие в европейских столицах.
* * *
9. Площадь Согласия, Вандомская площадь с одноименной колонной.
И тут Петербург переплюнет Париж. Дворцовая площадь с Александрийским Столпом, Исаакиевская площадь, площадь Декабристов, и еще десяток примечательных в архитектурном плане площадей не менее красивы и знамениты.
* * *
10. Памятников (пеших, конных, сидячих, голых и в пиджаке) и в Париже, и в Петербурге – великое множество,
но Медный Всадник – единственный и неповторимый!
* * *
11. Архитектура Парижа прекрасна, спору нет. Но и архитектура Петербурга потрясает, а по количеству и пафосности дворцов и замков заметно превосходит французскую столицу. Википедия насчитала их около 40. Русские цари строили с размахом, без скупердяйства, и не только для себя, но и своих родственников и приближенных, щедро одаривали (особенно царицы) столичной жилплощадью своих фаворитов, министров. Французские короли такого себе не могли позволить. Хотя могу и ошибиться.
* * *
12. Да, еще у Парижа есть Версаль!
«Версаль!» — у нас это слово является синонимом изысканности, утонченности, пафосности. Так ведь подобных дворцово-парковых ансамблей вокруг Петербурга – несколько! Петергоф, Павловск, Царское Село, Ораниенбаум.
* * *
13. Все мы зачитывались романами Дюма, где Людовики, Карлы, Луи, королева Марго и прочие маркизы, графы и мадамы прогуливались по саду с труднопроизносимым названием Тюильри.
Есть и в Петербурге недалеко от Зимнего Дворца место выгула царственных особ — Летний Сад. Сюда приводили гулять Евгения Онегина и, добавлю, автора этого поста.
* * *
Сами собой приходят на ум строчки Пушкина из школьной программы:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»
Ай да Пушкин, ну и, действительно, сукин сын – так написать!
P.S. И вот какая еще мысль подумалась. Всё, что описал Александр Сергеевич, я видел в Петербурге и сегодня. В оригинале. Да, подмазано, подчищено, подсвечено, с евроремонтом внутри, но стены, архитектурные излишества – из пушкинских времен. Поразительно, но, несмотря на катаклизмы 20-го века, город уцелел. Ни революция, ни гражданская война, ни даже блокада, выкосившая половину населения города, не погубили эту красоту. Чудо? Утверждают, что Гитлер намеревался сровнять Ленинград с землей, но либо сил не хватило пробить ПВО, либо в то время у него были заботы посерьёзнее. В итоге основательному разрушению подверглись лишь пригороды Ленинграда (Петродворец, Стрельна, Пушкин, Ораниенбаум), где проходила линия фронта, но центр города остался практически цел. Прочитал показания академика Орбели на Нюрнбергском процессе fragments.spb.ru/nurnberg_2.h… — повреждения были, но фатальных разрушений городских достопримечательностей им не отмечено. И я, гуляя в детстве по городу, руин тоже не видел. Избежал Петербург участи Сталинграда, Смоленска, Дрездена, Ковентри, Нарвы. Как, впрочем, избежали и Париж с Прагой. Шёпотом: а может быть Гитлеру не велели разрушать эти города? Что там сторонники теории заговора об этом говорят?
P.S. Все фотографии кроме первых двух — не мои. Sont pris d'Internet. Je demande d'excuser, если что.