О великих воинах, шотландских горцах я впервые узнал еще в далеком 1986 году после просмотра первого фильма трилогии «Горец». В то время Шотландия для меня была очень далекой, загадочной и одновременно манящей страной из серии «где я не буду никогда».
Но вот спустя практически три десятилетия нам все-таки удалось посетить эту волшебную землю. Землю изумрудных гор спящих в облаках, где спрятались эльфы, феи и настоящие великаны.
Мы отправимся в седую старину, чтобы познакомится с одним легендарным героем кельтских мифов – Финном Маккулом. Нет ни одного места в Ирландии и Шотландии, которое не хранило бы память о вожде фейнов, отряда в 9 тысяч воинов, что еще раз свидетельствует о близости культур этих двух стран.
Кто ж такие фейны? Это поколение великих воинов, которое по легенде возникло, в результате женитьбы полсотни самых сильных мужчин с полусотней таких же сильных женщин, чтобы дать отпор скандинавам – захватчикам.
Читая легенды о Финне, кровь стынет в жилах. Чего только стоит легенда о Конене. Нет, не том Конане, которого придумал Роберт Говард, а о великане Конене, псаре Финна – самом свирепом воине, у которого один только волос обладал силой взрослого мужчины. Этого Конена стригли налысо, чтобы избежать всяческих неприятностей.
Очень суровые легенды, с обязательным умерщвлением кого-нибудь, вырыванием глаз, сожжением заживо, обезглавливанием и схождением с ума и утоплением.
Чтобы не быть голословным, я приведу концовочки некоторых легенд.
Легенда о Конене : «Сталь сверкнула в воздухе, низверглась со свистом и отделила голову Конена от тела одним точным ударом. И хотя ляжка Финна была защищена трижды семью покровами, кровь брызнула из его жил и потекла по вереску. Воины поняли, что Гарб помешался, и сказали ему, что все Воинство фейнов опустилось на дно моря. Тогда Гарб, громко взывая к Финну, побежал к берегу, бросился в воду и утонул».
Легенда о Дирмеде : «А когда Грэн узнала, что Дирмед скончался, и она осталась одна, дух ее сломился, и она тоже умерла с горя, … а в ногах Грэн лежали ее белые собаки. Как только умерла их хозяйка, и они тоже остались одни, обе они издохли».
Легенда о мече Финна Маккула : «А Финн подскочил, схватил меч обеими руками и острым клинком перерубил кузнецу хребет и ребра. Потом наступил ногой на его тело, вытащил меч и ушел из кузницы к своим людям».
Легенда о Зеленом острове : «Финн отпустил Энгаса, но когда тот вышел из дома, великан догнал его, схватил за плечо и вырвал у него правый глаз …».
А каково?
Однако вечные сражения не сделали из фейнов безжалостных убийц. В свободное от войн время они охотились, женились, не могли простить предательства, горевали и радовались.
После победы над скандинавами, фейны исчезли. Одни говорят, что все они погибли в Великом сражении, другие утверждают, что все они вместе с Финном живут на Зеленом острове, на самом краю света.
Этот остров называется Илен-на-Хойг или Остров Вечной Юности. Там растут волшебные яблоки, и течет «живая вода».
Великаны сидят на берегу моря, и охраняют остров от времени, потому как ступившему на берег острова человеку возвращается юность. Исчезает седина и болезни, морщины разглаживаются, а тело выпрямляется. Ему снова 20 лет и он находится в Стране Исполнения Желаний. В Стране Света.
Очень похоже на рай, не правда ли?
А мы с вами давайте переместимся на 1000 лет вперед и немного познакомимся с еще одной легендарной личностью этих краев – Дунканом Маклаудом. Бессмертным воином. Согласно преданию, Дункан Маклауд родился в 1592 году в шотландской деревне Гленфиннан, у северного края озера Лох-Шил.
Клан Маклаудов реально существовал в горной Шотландии под дивизом «Будь стойкий», а наш герой хоть и вымышленный, но очень стойкий и благородный. В 30 лет, смертельно раненный в сражении, Дункан умирает на глазах у своего отца.
Однако вскоре воскресает без единых ран и становится бессмертным. Вот эти самые горы и помнят все легенды и мифы, и с радостью вам все расскажут, стоит только их об этом попросить.
Сколько еще тайн они нам откроют, когда мы устав от мирских забот, придем к этим застывшим великанам и с благодарностью послушаем их вечную песнь.