И так, я направляюсь в дом-музей болдинской усадьбы.
У входной двери беззаботно разлеглась местная жительница, симпатичная кошечка, которая демонстративно игнорировала собравшуюся публику.
Простояв очередь, наша группа попала, наконец, в прихожую, где пришлось обуть видавшие виды бахилы, т.к. пол старинный, его необходимо сохранять.
Музейная экспозиция оказалась небольшой, как и сам дом. Мебели не много, но она подлинная.
Усадьба отца при жизни Пушкина управлялась из Москвы, поэтому здесь не было необходимости в шикарной обстановке, для временного проживания интерьер вполне подходил.
Дом пустовал годами, и при приезде поэт оказывался его единственным обитателем.
Когда прошла предыдущая экскурсионная группа мы попали в зальце , центральное парадное помещение дома. Это просторная комната с большими окнами и застекленной дверью, ведущей на веранду. Убранство зальца типично для деревенских помещичьих домов того времени. На стенах – фамильные портреты отца Сергея Львовича и дяди Василия Львовича. В зальце хранятся копии документов по родословной Пушкиных.
Следующей комнатой в анфиладе оказался кабинет. Сохранился рисунок, сделанный им с натуры, запечатлевший уголок этого кабинета, по которому и восстановили обстановку. Пушкин жил в Болдине уединенно, это была комната, где он работал и отдыхал. Из окон кабинета хорошо видна лиственница, которую он сам посадил.
Далее идут комнаты, посвященные творчеству поэта в Болдино в 1830 и 1833 годах, а также выставка «В Болдине после Пушкина», рассказывающая о жизни усадьбы во второй половине XIX века.
В середине XIX века в болдинской усадьбе появились постоянные жильцы. Здесь поселилась вдова младшего брата поэта Елизавета Александровна с детьми. Внуки и правнуки Льва Сергеевича жили в Болдине до начала XX века.
В 1911 г. П.А. Столыпин подписал решение о приобретении в собственность государства «принадлежавшего дворянам Пушкиным родового имения при селе Болдине».
В 1918 г., когда кругом в России грабили и уничтожали помещичьи имения, крестьяне Болдина приняли мудрое решение на сельском сходе: сохранить пушкинскую усадьбу. Приговор схода гласил: «И на месте сим желательно увековечить память великого поэта А. С. Пушкина».
И спасибо им за это, теперь мы можем посетить усадьбу и прикоснуться к её истории.
Экскурсия была не долгой, я покидаю усадьбу и еду во Львовку, имение старшего сына Пушкина, Александра.
Начало заметки читайте в материале Путешествие в Болдинскую осень. Усадьба