Бетаррам — одна из самых необычных пещер среди тех, что мне доводилось видеть. Странности здесь начинаются прямо с места сбора посетителей и заканчиваются на выходе из грота. Сперва всех визитеров под ручки препровождают в автобусы, которые за минуту с небольшим домчат вас от паркинга до входа в пещеру. Внутри грота, пронизанного многочисленными тоннелями, которые дают неограниченные возможности обходных маневров, вас тем не менее прямиком выводят к небольшому озерцу. Здесь восторженного зрителя усаживают в ладьи и под «Неаполитанскую песню» перевозят на другой берег. Ну а напоследок, уже в довесок ко всем прелестям цивилизации, вас на поезде доставляют к свету и воздуху. В самом начале этого недлинного перегона у меня даже закралась мысль о хорошенькой проводнице, разносящей чай, кроссворды и сырое постельное белье, но о ней в Бетарраме к моему удивлению почему-то не озаботились.
И все это только ради того, чтобы написать в рекламной брошюре о трех видах транспортировки во время недлинной экскурсии.
— Молодцы! – скажете вы.
— 16 евро с носа, – парирую я.
— Вдвойне молодцы, – будете настаивать вы.
А вот тут, я пожалуй, с вами соглашусь.
Потому как в марте, не встретив следов людского пребывания в 90% посещаемых мест, в гроте Бетаррам мы обнаружили вполне себе суетливую, журчащую на всех наречиях мира толпу.
Мы приехали в пещеру сильно заранее и обнаружили на паркинге всего несколько автомобилей (основные силы подтянулись прямо перед экскурсией), но согласитесь, размеры стойбища впечатляют. Говорят, что в июле здесь SMART(у) некуда упасть, а очередь ожидания вожделенного автобуса может растянуться на 2-3 часа.
Владельцы пещеры начали свой немного жлобский, но вполне прибыльный бизнес уже довольно давно, и начали, нужно отметить, красиво. В самую сердцевину речушки Гав-де-По была вшпилена небольшая электростанция, которая уже в начале XX века принялась освещать пещеру всеми цветами радуги. (Вспомните ради сравнения «лампочку Ильича», о которой в свое время только мечтало практически все поголовье огромной, но до боли родной страны. А здесь свет был проведен в обыкновенную пещеру!)
Но на этом «пещерные люди» останавливаться вовсе не собирались. Абсолютной инновацией того времени был признан ход сына первого владельца грота, который сумел объединить свою страсть к лошадям и подземный бизнес. Все его парнокопытные носили имя Бетаррам. Своей статью, своим бегом и своей известностью они разносили имя пещеры по всей Франции и далеко за ее пределы. На всех скачках посетителям выдавалась рекламная брошюра, объясняющая происхождение имени скакуна, адрес его прописки и вкратце описывалось удивительное место, которое настоятельно рекомендовалось посетить во что бы то ни стало.
Когда доверчивый люд жадно заглотил наживку только начинающей свой нелегкий путь в мозг человека рекламы, по кошельку обывателя был нанесен следующий сокрушительный удар. Рассказ о пещере, обильно сдобренный фотографическими карточками (напоминаю мы все еще в начале XX века), был переведен на пять языков.
Дилетантам от спелеологии сообщалось, что если о сталактите правильно заботиться, своевременно сдабривать его кальцием и любовью, то в итоге даже у себя на подоконнике можно вырастить подобную махину…
Ну а самотек неизменно приведет к лишь к такому результату…
Шутки шутками, но отныне заглянувший на огонек турист мог не просто бездумно бродить в подземном царстве, но и понимать, что он видит, узнавать, чем сталактит отличается от племенного скакуна и осознавать, что глубоким, заботливо подкрашенным царапинам на стене уже около 300 тысяч лет.
Возможно для их нанесения и была приглашена некая когтистая модель из местного Дома Культуры, но гид уверял, что чуть ли не сам видел здесь настоящего пещерного медведя.
Следы матерого хищника отыскались сразу же после того, как грот стал популярен. На всякий случай в нем нашли еще и останки самого медведя, но историю с ними пришлось замять: слишком уж много людей побывали непосредственно на месте их обнаружения и косолапого там не встретили.
Да, Бог с ними, с медведями. Не ими гордится славная на всю Францию пещера. В конце концов в мире есть гроты, где останки пещерных хищников встречаются чаще, чем светофоры на Ленинском проспекте, так что в Бетарраме не стали сильно заморачиваться по поводу нераритетного раритета и занялись раскруткой того, чем были богаты. Помимо ряда очень живеньких залов со сталактитами и сталагмитами, весьма интересно выглядит потолок в одной из небольших каверн грота. Он как будто бы полностью состоит из губки, а грамотная подсветка делает его настоящим произведением искусства.
Еще одной пещерной забавой является безустанный в своей неиссякаемой энергии экскурсовод. Неизбалованные ухаживаниями русскоговорящие дамы почему-то нарекли своего кумира жгучим итальянцем, отчего сразу же повлюблялись в него во всю глубину своей широкой отечественной души. Он действительно жгуч, но заботливо обжигали его не в Вечном Городе и не в приморском Палермо, а под палящими лучами солнечного Марокко. Псевдо- Лучано чрезвычайно игрив с молоденькими мамзельками, подчеркнуто галантен с почтенными матронами и в доску свой парень с малолетними разбойниками. Во время прохождения на ладье миниатюрного озера он во всю глубину марокканских легких исполняет величественное «O Sole Mio», а пещерная акустика ненадолго превращает его в Лучано подлинного.
Тут, как легко догадаться, в воздух «летят чепчики», а «се равнину оглашая далече грядет долгожданное Ура». Правда алчная марокканская душа предпочитает восторги в евровом эквиваленте, чем слегка портит впечатление о своей романтической натуре. Но стоит ли рассуждать о пустяшном, коли «настоящий итальянский мачо», обласкал тебя незабвенной южной улыбкой, подал руку при переходе через ручей и восторженно сверкнул черными глазищами, оценивая достоинства твоей неизбалованной комплиментами фигуры. Одним словом Абдуллах или Гаданфар оказался явно на своем месте и звонкую монету гребет весьма объемной совковой лопатой.
Ну а самое смешное в пещере Бетаррам заключается в том, что в ней нет ничего особенного и выдающегося. Мне доводилось бродить в полном одиночестве по гротам вдвое и втрое богаче чем Бетаррам. Однако владельцы подземного царства умудрились за сто лет настолько раскрутить свое детище, создать ему такую неповторимую ауру и выставить в таком выгодном свете, что народ валит в него нескончаемой толпой.
Меня всегда восхищали люди, сумевшие сотворить из совокупности отходов жизнедеятельности сладкую конфетку, честь им за это и хвала, побольше звонких монеток в объемные карманы и неиссякающего людского потока.
Рейтинг 6/10
Saint-Pé-de-Bigorre Hautes-Pyrénées en région Midi-Pyrénées. Grottes de Bétharram.