Стокгольм не только один из самых красивых, но и один из самых загадочных городов Европы. С ним связано множество преданий и легенд, многие из которых основываются на реальных событиях происходивших много веков назад, тесно переплетающихся между собой, связывающих быль, религию, сказания.
В мифах народов Скандинавии, в частности Швеции, разобраться сложно, слишком много в них действующих лиц — здесь и божества, добрые и злые духи, загадочные существа, героями древнего скандинавского фольклора являлись звери и птицы, деревья и рыбы, силы природы, таинственные существа, которые находились в каких-то взаимоотношениях.
Больше всех, конечно, известен бог скандинавов Один, который, согласно мифам, не входил вначале в круг верховных богов. Он был мудрым предводителем героев, воином, поэтом, жрецом, целителем. Даже в Средневековье, когда большинство жителей Швеции приняли христианство, об Одине в этой стране не забывали. А известный путешественник и антрополог Тур Хейердал и вовсе считал, что Один был реальной исторической личностью. В давние времена у многих народов реальные люди за их подвиги и поступки возводились в ранг богов. Их наделяли волшебными возможностями. Об этом и говорится в легенде, что Один жил и совершал свои подвиги на землях между Каспием и Черноморьем и только по просьбе своего отца Бора отправился в северные земли со своими сыновьями и своим народом — асами. По пути сыновья оставались в странах, которые они проходили и там становились правителями, а Один шёл дальше и достиг страны, что зовется ныне Швецией...
В мифах говорится, что местные жители встречали Одина и его спутников с миром, и принимали их за богов.
Согласно легенде, Один и его соратники были поражены таинственной и первозданной красотой края, его многочисленными островами. Вот на одном из них и задумал он построить город, равный по величию и красоте, покинутому ими Асгарду, их столице.
Один в итоге сделал свой выбор. Приглянулся ему прекрасный уголок суши, расположенный при слиянии озера Меларен в бухту Балтийского моря. Здесь и решено было возводить город. Он вонзил глубоко в землю серебряное копье и провозгласил:
"Здесь наша новая обитель!.. Отсюда начинаем возведение наших чертогов!.."
Стокгольм расположен на 14 островах, а по легенде их было 15, вот на нём и началось строительство, но, к сожалению, нам его увидеть не удастся, его поглотило море, в час смерти правителя.
фото из интернета
Но исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, где же начинался Стокгольм. Одни считают, что это Старый город. Он расположен на острове Стадсхольмен и на двух
примыкающих к нему островках, Риддархольмен и Хельгеандсхольмен.
В преданиях говорится, что сам Один дал название некоторым островам, вглядываясь в изготовленный им янтарный шар, который давал подсказку небес. С помощью него он открывал прошлое и будущее земель, где возникнет столица шведов, судьбу еще не существующего города. Видения и подсказывали ему названия. Эти названия он держал в секрете, записывал их руническими знаками на серебряном щите. Согласно преданию, из заглавных букв наименований всех балтийских островов можно было составить магическое заклинание, неминуемое проклятие, словесный приворот, вызвать потусторонние силы и заставить их выполнять любые поручения.
В одном из первых путеводителей Стокгольма упоминается легенда связанная с будущей столицей. " На том месте, где возвышаются теперь древнейшие здания Стокгольма, в первые века по Р.Х. стояли только рыбачьи хижины — то была земля бедная и неизвестная... Двенадцатый потомок Иглингов, Агн, только что воротился из набега на Финляндию, где опустошил несколько округов, и привез Скиальфу, дочь убитого им князя.
Он пристал к берегам (озера) Меларен и захотел жениться на той княжне, которую поверг в нищету и сиротство. Девушка не противилась и приняла обручальное кольцо, но в душе чувствовала только ненависть и жажду мщения...
В назначенный для бракосочетания день Агн собрал своих сподвижников и отпраздновал счастливое событие таким неумеренным употреблением меда, что зашатался и упал в беспамятстве. Скиальфа воспользовалась этим, освободила пленных своих земляков, напала на врагов, отрезала канаты судов и отправилась в Финляндию. Место этой драмы долго называлось Агновым.
Шведы стали посещать его из любопытства. Оно показалось им приятным и удобным, и мало-помалу жилища и поселки покрыли берега..."
фото из интернета
Неизвестный шведский поэт в конце XIX века писал: "Я чувствую среди старинных Домов и улочек Стокгольма Взгляд Одина. Вождь асов
Спускается к нам, смертным, И в глубокомысленном ночном молчании Обходит город.
Где бы ни находился его чертог, Один не оставляет Стокгольма..."
О мистической его связи со шведской столицей сохранилось множество преданий и поверий. В них Один заявлял, что станет покровительствовать будущему городу, который назовут Стокгольмом.
Но не только в легендах и мифах сохранился образ мудрого предводителя асов. Он не раз упоминается в "Истории Швеции", которая была издана в начале 19 века. И даже сегодня от любителей древних тайн можно услышать: "Один навсегда остался со Стокгольмом, которому предсказал возникновение, но никогда его не видел... По крайней мере в своей земной жизни..."
Согласно преданию, на Стадсхольмене, там, где сегодня расположен великолепный Рыцарский дом, викинги поклонялись Одину. Здесь совершались жертвоприношения. В дар богам приносились животные и люди. Считалось, что лишь кровью можно смыть преступления людей, умилостивить богов и снискать их милость. Обычно выбирали для этого рабов и злодеев, но при общем каком-нибудь бедствии приносили в жертву и самую благородную жизнь. Сейчас на острове ничто не напоминает о тех кровавых деяниях. Но говорят, что иногда в безлунные ночи тени людей, принесенных в жертву много веков назад, совершают печальный обход по Стадену.
Они возникают из воды у церкви Риддархольмсчюркан, проходят мимо Рыцарского дома
к зданию риксдага.
Оттуда тени прошлого направляются к Королевскому дворцу,
церкви Святого Николая и к Немецкой церкви.
Что они ищут в спящем городе? Возможно, что давняя обида или жажда мести движет их. Хотя ничего страшного в час "обхода теней" не случается. Только всё смолкает вокруг, а у людей пропадает желание разговаривать. И это длится до их возвращения к церкви. Если же кто-то нарушит эту тишину, то их ожидает наказание — немота, но голос можно вернуть, дождаться следующей безлунной ночи и следовать за тенями по всему острову, конечно же в полном молчании.
Ещё одна легенда связана с "бешеной гвардией викингов", так называли берсеркеров — самых сильных, ловких, выносливых и бесстрашных воинов. Они постоянно тренировались, владели всеми видами оружия, известного в Средневековье, но были страшны в бою и без него. Зимой и летом берсеркеры носили одежду из медвежьих шкур. Они преклонялись перед медведем, просили поделиться с ними силой, задабривали его, оставляя в лесах туши животных. Но в тоже время без колебания убивали косолапых и взрослых, и их детёнышей.
Так вот местом совершения их таинственных обрядов был Рыцарский остров, а именно его возвышенность.
У подножия священного холма берсеркеры устраивали сражения со взрослыми зверями. Боец выходил один против медведя, вооруженный только мечом и длинной палкой.
Здесь же проводились ритуальные убийства медвежат. Часть мяса забитых зверей поедали воины, другую часть оставляли на вершине холма для Одина.
Во время этих обрядов берсеркеры пили дурманящий отвар из ядовитых грибов. Считалось, что сам Один научил викингов готовить этот напиток. Они употребляли его и во время своих мистерий, и перед сражениями. "Мы отдаем на хранение нашему владыке и повелителю Одину осторожность, рассудок, опасения. А взамен вместе с волшебным отваром получаем небывалую силу, презрение к смерти, нечувствительность к боли..." — заявляли викинги.
Согласно преданию, берсеркеры считали, что после нескольких глотков "волшебного отвара" они превращаются на какое-то время в медведей. И лишь после сражения снова принимают человеческий облик.
Когда завершилась эра викингов, ушли в прошлое и берсеркеры. По преданию они не пожелали подчиняться и служить королям, удалились в глухие леса, где превратились в медведей, иногда вновь превращаясь в людей, по-прежнему варили свой "волшебный" напиток и совершали поклонение Одину. И на глаза оборотням лучше было не попадаться, живыми от них не уйти.
В 16 веке или 17 один стокгольмский алхимик решил воссоздать этот отвар. Он поселился на Риддархольмене. Днём он бродил по острову, вероятно собирал грибы и травы, а вечером запирался в своём доме и работал в лаборатории. Жители внимательно наблюдали за ним. Однажды они заметили как из трубы его дома повалил густой ярко-зеленый дым с неприятным запахом. Любопытные горожане вскоре ощутили головокружение, а затем — необъяснимую радость. Им захотелось петь, плясать, прыгать, беспричинно хохотать, кричать что-то несуразное, валяться в траве.
Были вызваны стражники порядка, но к их приходу дым рассеялся и люди пришли в себя. Ворвавшись в дом, они увидели, что тот пуст. Алхимик исчез. Дом его вскоре снесли, а знатоки стокгольмских тайн утверждают, что на том месте была возведена одна из королевских капелл.
А шведы ещё в начале 19 столетия говорили о разбуянившемся человеке: "Берсеркеры затуманили его разум."
В наше время секрет их напитка, по-видимому, разгадан...
Другое предание связано с островом Кунгсхольмен. На Королевском острове городские постройки появились лишь в 19 веке. Если спросить у любителей мистики причину этого, то они ответят: "Призраки не позволяли."
Согласно легенде, в западной части острова находилось древнее захоронение воинов, тех кто умер не в море и не на поле сражения, а от старости. Такая смерть не была в почёте у викингов. Но старые воины нашли выход из этого положения, так как в поход они уже не могли пойти и предчувствуя скорую смерть, покидали свой дом тайком от родных и друзей. Добирались на остров Последнее Сражение, который спустя века будет назван Кунгсхольменом. Здесь свое имя ветераны сообщали только Одину. До ночи они отсиживались в лесу, молились, выпивали хмельного мёда или вспоминали свою жизнь. А с наступлением темноты выходили на ровное место и выкрикивали, что своё имя они уже отдали Одину и готовы к встрече с ним.
И с мечами они бросались друг на друга, только лицо прикрывали тканью, вдруг соперником окажется близкий человек и дрогнет его рука.
Смертельно раненные добирались до воды, завершить земной путь в море считалось доблестью. Тех, кто падал замертво на Последнем поле сражения, викинги, согласно традиции, сжигали.
Видимо поэтому столь значимая для Стокгольма ратуша и появилась только в 1923 году.
На острове Хельгеандсхольмен располагается здание Национального банка Швеции.
Так вот в том, что банк расположен именно здесь, любители тайн находят закономерность. Где же ему ещё быть, если по преданиям на этом острове более тысячи лет назад существовало хранилище серебряных запасов викингов, которые больше всего почитали этот драгоценный металл. Причём добывали они его не на рудниках, все серебро викингов являлось привозным. Основным источником его являлся мусульманский мир, а также существует множество находок привезённых из Поволжья.
Сокровища, найденные в наше время, составляют лишь малую долю всего того, что некогда было спрятано. Многое остается сокрытым в земле и, возможно, будет найдено в будущем.
На этом же острове находится и здание парламента — риксдаг, которое выглядит внушительно. Построено оно из тёмного, грубо обработанного гранита и состоит из двух частей, соединённых арками, между которыми расположен узкий внутренний двор.
А вот задний фасад риксдага, закругленный по периметру острова, собственно и является бывшим зданием банка, его присоединили при расширении парламента.
Перед главным фасадом расположен сквер Стрёмпартерен и скульптурное изображение обнажённого юноши – фантазия на тему стихотворения Эсайаса Тёгнера "Песня Солнцу".
А вот спустившись с террасы Стрёмпартере под мост, между Королевским дворцом и Оперой, можно увидеть вход в музей Средневековья. Самое интересное, что он подземный. И здесь тоже можно познакомиться с былью и легендами города.
Любопытные истории, но уже исторически обоснованные, связаны со зданием шведского МИДа на площади Густава Адольфа. Если прейти по мосту и взглянуть на него со стороны, то на уровне подвала можно увидеть полукруглые ворота, которые были предназначены для гондол!
Еще в начале 20 века существовала традиция, согласно которой послы иностранных государств прибывали в МИД на гондоле для последующего вручения своих верительных грамот.
Необыкновенное было зрелище. Разукрашенные гондолы с флагами у Риддархольмской набережной, на других толпы зрителей и вот ворота открываются, и гондола оказывается в гроте, а в этот момент снаружи раздаются салютные залпы.
Но в 1912 году посол Чехии и Моравии испугался салюта и упал в воду, плавал он не ахти как, пришлось его спасать, после этого от гондол решили отказаться. А жаль...
Мне же очень понравилась печальная и красивая легенда о создании Стокгольма, описанная в уникальной книге Сельма Лагерлёф "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона
с дикими гусями по Швеции."
Легенда гласит, что на месте шведской столицы, в незапамятные времена, молодой рыбак ранил гарпуном русалку, которую хотел взять в жёны, но она, узнав, что он обманул её, скрыв тайну её появления у него, бросилась в воду . "Рыболов остался стоять на берегу, ожидая, не покажется ли она вновь. Но тут он заметил, что вода вокруг вдруг как-то засветилась, стала прекрасна, как никогда. Вода сверкала и блестела, отливая то белым, то нежно-розовым, словно перламутровая изнанка морской раковины.
Когда же сверкающие волны ударились о берега, рыболову показалось, будто изменились и они. Берега начали цвести и благоухать. Над ними разлился мягкий свет, и они обрели невиданную красу.
И тут он понял, почему всё так получилось. Ведь тот, кто увидит русалок, считает их прекраснее всех на свете. А когда кровь русалки смешалась с водами озера и омыла берега, им передалась в наследство её русалочья красота. И отныне всякий, кто только увидит эти воды, эти берега, непременно полюбит их и вечно станет тянуться к ним в томительной тоске."
И это действительно так. Стокгольм манит к себе...
Использованы материалы книги В. Бурлака "Стокгольм".