Из цикла "Об Израиле с любовью".
От своей поездки в Назарет я не ожидала ничего особенного — так себе, рядовая экскурсия. Неожиданности начались еще в пути. Мы приближались к Назарету, когда до слуха долетело слово — Армагеддон.
Мне, так и не дочитавшей до конца Библию, всегда хотелось узнать, что ЭТО такое и где ОНО находится.
Я буквально влипла в окно, но автобус летел и никому не было дела, что здесь нужно остановиться хотя бы на пару минут. Ох, уж эти графики — расписания...
Снимок сделан из окна автобуса.
На нем — долина Армагеддон, место предназначенное Иоаном Богословом для заключительной битвы сынов Добра и Зла.Сегодня это плодородная долина, покрытая черноземом. а в прошлом была местом решающих сражений и, видимо. отсюда возникла христианская традиция почитать Армагеддон как место последней битвы перед концом света.
В ожидании конца света на рубеже 2000 г. в долину слетелись тысячи фото и просто журналистов в ожидании сенцационного материала о нашем с вами конце. Возникает вопрос — кто бы все это читал и смотрел?
Незметно "подлетаем" к Назарету, едем по его улицам
и по небольшой улочке поднимаемся к Храму Благовещения.На этом месте, согласно Евангелия, Ангел, спустившись на землю, сообщил Марии благую весть о непорочном зачатии, здесь родился, провел детские и юношеские годы Иисус Христос.
Над гротом, где проживала Мария с праведником Иосифом и возле него в разное время строились церкви. Но время разрушило их и только с 1955 г. начинается строительство ныне существующего Храма, освященного в 1962 г.
Архитектор при строительстве решил сразу две задачи: превратил в главную святыню место Грота Святого Семейства и соорудил место для несения службы, решив проблему в двухуровневом строительстве храма.
Верхний этаж — это просторная базилика,
освещаемая большим количеством абстрактных витражей, на которых изображены библейские сюжеты.Базилика разделена на две части,
а массивными бетонными столбами на три нефа. Мозаичное панно во всю стену олицетворяет собою объединение человечества в любви и радости под покровительством Вселенской Церкви.Наличие большого количества мозаичных панно просто поражает. Одна из стен Храма увешана большими панно с изображениями Девы Марии с Христом на руках. Это подарки разных стран.
Их семнадцать, причем каждая страна придала изображению свои национальные черты и все панно выглядят очень оригинально.В центре базилики находится купол в форме лилии
и точно под ним расположено большое отверстие, через которое можно спуститься на нижний ярус. Здесь нахоится не бутафорский, а настоящий Грот Святого Семейства, с горницей Девы Марии.Перед жилищем расположен алтарь и место для проведения служб.
Рядом с Гротом находятся раскопки более ранних церквей: византийской и периода крестоносцев.
На выходе из базилики на гранитной террасе стоит баптистерий из зеленого стекла, который Храму подарила Германия.
Раскопки древнего Назарета расположены здесь же, на территории Храма.
Все раскопки находятся в замороженном состоянии. Нам лишь слегка приоткрыли завесу исторических времен.С правой стороны от входа на территорию Храма тянется длинная галерея.
На ее стене висят пятьдесят изображений Девы Марии, где не встретишь ни одного повторяющегося. Эти изображения — подарки католиков со всего мира.Вот так, с мира по "ниточке" и появилось неповторимое оформление Храма.
Я покидала его и понимала, что за спиной осталось нечто могучее,
очень современное, бережно соединенное с прошлым. Осознавая, что решись вопрос по строительству и оформлению по — другому, это была бы рядовая экскурсия.