Вацлавскую площадь стороной не обойти. Как ни старайся избежать единственного места в Праге, где жизнь бурлит и в три часа ночи, непременно обнаружишь себя стоящим в ее центре, среди шумной толпы людей, под вывесками бесчисленных ресторанов и магазинов. Потому что Вацлавак, как именуют ее пражане, — центр Праги, Прага — центр Европы, поэтому Вацлавская площадь — центр Европы. Пражский Град, Малу-Страну и Старе-Место чехи давно отдали на разграбление туристам, а Нове-Место, Винограды и Жижков оставили себе. На Вацлавской площади жители и гости города встречаются, чтобы через минуту опять разойтись: пражане по своим пивным, туристы — по своим достопримечательностям.
В 1921 году знаменитый пражский шансонье Карел Гашлер написал шутливую песенку о том, как Святой Вацлав отправил жалобу в пражскую мэрию: «Дорогая мэрия, с болью сообщаю тебе, что я уже не могу больше находится на Вацлавской площади. Нести службу на Вацлаваке — дело совсем нелегкое, и даже моя кобыла уже почти спятила. Вечно здесь что-то происходит, вечно здесь полно людей, вечно кто-то за что-то агитирует». Дело в том, что с Вацлавской площадью связаны многие события, имевшие огромное влияние на историю Чешского государства и все наиболее значимые даты новой и новейшей истории Чехии оставили в этом месте свой след.
Во время государственно-политических потрясений и перемен в жизни Чехии именно на Вацлавской площади проходили и проходят митинги, демонстрации и массовые сходки пражан. В 1848 году с состоявшейся тут национальной мессы началось антигабсбургское восстание, а уже в 1918 году народ торжествовал здесь освобождение от гнета Австрийской империи и установление независимости Чехословацкой республики.
По Вацлавской площади в 1939 году маршировали колонны гитлеровцев, здесь началась одна из самых кровавых битв пражского восстания 1945 года — битва за здание чешского Радио, по завершению которой на площади было объявлено об окончании Второй мировой войны. После Февральского переворота 1948 года и прихода к власти Коммунистической партии Чехословакии, Клемент Готвальд во время 70-тысячного митинга коммунистов провозгласил установление власти трудящихся.
Во время Пражской весны 1968 года именно на Вацлавской площади жители Праги пытались остановить советские танки, расстреливавшие здание Национального музея. У этого здания 16 января 1969 года произошло самосожжение студента Карлова университета Яна Палаха в знак протеста против оккупации Чехословакии советскими войсками, а 25 февраля в пассаже дома № 39 на Вацлавской площади таким же образом и по тем же мотивам покончил с собой другой студент — Ян Зайиц.
В 1969 году тут произошли массовые беспорядки после победы хоккейной сборной Чехословакии над сборной СССР. Многотысячные демонстрации, разогнанные полицией, происходили в 1988 году в честь 70-летия независимости Чехословакии и в 1989 году к 20-летию самосожжения Палаха. Во время Бархатной революции на Вацлавскую площадь вышло более 200 тысяч человек, требовавших у коммунистов отдать власть. Здесь ликовал Гагарин, кланялся далай-лама и американский президент звонил в колокол свободы.
А много веков назад здесь был пруд с мельницей, и проходила грунтовая дорога, которая вела к воротам Святого Гавела городской стены средневековой Праги. Однажды астрологи предсказали, что Мала-Страна города будет уничтожена пожаром, а Старе-Место – наводнением. И тогда у чешского короля Карла IV появилось решение расширить Прагу, заложить между Вышеградом и Старым Городом новую территориальную единицу – Новый Город. По плану 1348 года в Нове-Место было три открытых рынка — Сенной (нынешняя Сеноважная площадь), Скотский (современная Карлова площадь) и Конский рынок (располагался на месте Вацлавской площади), на которых торговали жизненно важными в средневековье товарами: фуражом, скотом и лошадями.
Конский рынок был длиной 22 провазца (provazec — средневековая мера длины в 30,7 м) с воротами Гавела на северо-западной конце и Конскими воротами на юго-восточном конце. Рядом с Конскими воротами протекал ручей, где поили и мыли лошадей — главный предмет купли-продажи Конского рынка. Сейчас на месте ручья высится Национальный музей.
В ярмарочные дни на Конский рынок пригоняли огромное количество породистых верховых лошадей, возовых и обычных крестьянских. Их счет шел на сотни. Кроме лошадей приводили в изобилии скот, привозили зерно, муку, мясо, масло, мыло, воск, шерстяные и бумажные ткани, сукно, кожи, посуду, серебряные украшения, предметы роскоши, железо и оружие, разнообразные деревянные поделки. Рынок был окружен лавками солода и пива, а также домами мелких ремесленников и имел репутацию места, где «торгуют всем, чем только можно».
Для развлечения публики приезжали уличные певцы, шуты и канатоходцы, труппы актеров и музыкантов, завозились большие партии пива и иноземных вин, которые по большей части таковыми не являлись. На Конский рынок как мухи на мед слетались различного рода проходимцы, карманники, шулера и «веселые» девицы. На торговой площади происходили казни, для чего в обоих концах рынка ставились виселицы и плахи.
В центре Конского рынка стоял большой дом бургомистра, в том месте, где сегодня Вацлавскую площадь пересекает Индржижская улица с трамвайными рельсами. Из стены дома выступала металлическая жердь на уровне второго этажа, что бы ее было хорошо видно со всех сторон. На жерди висела старая железная корзина грубой работы, которую народ называл корзиной палача. Бурмистр имел право принимать решения о жизни и смерти, и тому, кого он приговаривал к смерти, палач сразу же срубал голову, которую потом клали в корзину и вывешивали другим в назидание. Голова висела до тех пор, пока ее не сменяла следующая.
В нескольких местах Конского рынка стояли металлические миски с зажженной смолой для освещения. В средневековой Праге действовал приказ, по которому ночной прохожий должен иметь при себе освещение — фонарь, факел, лучину. После сигнала колокольчиком бурмистра каждый должен ходить только с освещением. Если фонаря или факела не было, то путник считался подозрительным и штрафовался. Если был застигнут без света 3 раза, то попадал в тюрьму или изгонялся из города на один год.
В 1680 году рядом с домом бургомистра установили конную статую Святого Вацлава работы Яна Йиржи Бендла. Спустя 200 лет эта скульптура была признана слишком красивой, поэтичной и религиозной, поэтому перенесена в более соответствующее место — на Вышеград.
В 1848 году на волне чешского национального возрождения Конский рынок был переименован в Вацлавскую площадь: площади было дано имя небесного покровителя Чехии – Святого Вацлава. Сам рынок был закрыт в 1877 году, торговля переместилась в помещения стационарных каменных магазинов, центральное пространство освобождено, появились газовые (затем электрические) фонари, рядами посажены деревья, проложены маршруты конки, вскоре замененные электрическими трамваями. Развернулось масштабное строительство, причем был задействован целый калейдоскоп архитектурных стилей и направлений: ар-деко, конструктивизм, футуризм, ориентализм, модерн (пражская сецессия), чешский кубизм, барокко, необарокко, псевдорококо. Грязный Конный рынок превратился в презентабельную Вацлавскую площадь.
Вацлавская площадь скорее напоминает широкий бульвар: это сильно вытянутый четырехугольник длиной 750 м, шириной 63 м в верхней и 48 м в нижней части, общей площадью 45 тыс. м². На площади шесть десятков зданий с магазинами, банками, ресторанами, отелями и практически все они имеют пассажи — проходные дворы, соединяющие Вацлавак со многими оживленными улицами Праги.
Главная достопримечательность площади и своеобразный символ чешского государства — конная скульптура Святого Вацлава, установленная в 1912 году, итог 25-тилетней работы Йозефа Вацлава Мысльбека. Памятник выполнен из бронзы, весит пять с половиной тонн, высотой, включая копье, почти в семь с половиной метров. Центральной фигурой памятника является чешский князь Вацлав в шлеме воина и рыцарских доспехах. Но это не столько рыцарь, сколько витязь из славянского эпоса. Славянское начало очень ярко подчеркнуто и никому не придет в голову, что это Дон Кихот или немецкий рыцарь. Это чисто славянский образ.
Вокруг основания памятника стоят другие чешские святые: Людмила, Анежка, Прокопий и Войтех. На постаменте памятника выбиты слова Святовацлавского хорала, старочешского гимна XIII века: «Святой Вацлав, князь земли чешской, государь наш, не дай погибнуть нам и нашим потомкам».
За спиной у Вацлава стоит огромное и величественное здание Национального музея, построенное в 1890 году Йозефом Шульцем. Над зданием возвышается купол Пантеона — собрание бюстов великих людей Чехии. В музее хранится огромная библиотека, включающая 1,3 млн. книг и 8 тысяч рукописей. У входа — рампа с аллегорическими изображениями трех частей Чехии — Богемии, Моравии и Силезии, а также двух основных рек — Лабе и Влтавы. На фасаде — мраморные доски с фамилиями чешских деятелей науки и искусства, на башенках — аллегорические изображения разных наук. Все это выглядит так убедительно, что советские танкисты в 1968 году приняли музей за парламент и обстреляли — следы от пуль и осколков видны до сих пор.
На противоположном, северо-западном, конце Вацлавской площади расположился торговый и деловой центр города — так называемый «Золотой крест» — сама площадь и примыкающие к ней улицы 28 Октября (28 října) и На Пршикопе (Na Příkopě, на рву, отделявшем в средневековье Старый Город от Нового). Также это место носит название «Мустек» (Můstek, мостик над этим рвом).
Здания, окружающие Вацлавскую площадь, построены в конце XIX — начале XX веков, при этом были снесены практически все более ранние постройки. Здесь находятся обувной магазин знаменитой фабрики «Baťa», магазин чешской бижутерии «Jablonex», крупнейший в Чехии книжный магазин «Luxor», расположено множество красивых отелей: «Ambassador — Zlatá Husa», «Jalta», «Evropa». Много здесь и красивых зданий, называемых «дворцами» (palác): «Praha», «Fénix», «Lucerna», «Koruna».
Современный чешский писатель Владимир Нефф сказал так: «Пражский народ любит Вацлавскую площадь. Ни одна из улиц нашего города, ни один памятник, ни один костел, ни один уголок не прирос к его сердцу так сильно, как Вацлавская площадь. Сюда ходят работать, развлекаться, поболтать, изменяться, поесть, демонстрировать, внушать. На Вацлавской площади пражанин как дома, здесь соединяются все слои, все классы. Вацлавская площадь дает пражанину иллюзию, что он живет в столице мирового значения, на Вацлавской площади находится люкс, жизнь и пространство, ему нравится изогнутая линия ее местности, последовательность фонарей и витрин, скульптура покровителя, отели, дворцы и даже Музей».