Предыдущая заметка Храмы Ангкора. Сием Рип. Дальние храмы
Следующим днем нашей программы были храмы Большого Круга.
Вновь платим стандартные 16$ за тук тук. Протяженность 26 км.
Решили сделать ход конем. Чтобы как можно меньше сталкиваться с другими туристами едем не по часовой стрелке, как все, а против.
И все равно туристов оказалось многовато.
Вообще, в дальних храмах вчера туристов было мало.
На Большом Круге сегодня побольше. И очень много, толпы пакетных туристов из соседнего Тайланда на Малом Круге.
Итак, Большой Круг против часовой стрелки:
Сра Сранг, Пре Руп, Ост Мебон, Та Сом, Ник Пин, Пре Кхан, Северные ворота Ангкор Тома.
Сра Сранг — водохранилище, расположенное к востоку от Бантеай Кдей.
Сра Сранг
был сооружён в середине 10 века Кавиндрариматханом, архитектором Раджендравармана II, как часть буддийского храма ныне не существующего.
Это так называемые "королевские купальни".
Позднее при Джаявармане 7 водоём был перестроен и приобрёл нынешние вид и размер (350 х 700 м).
Края резервуара были обрамлены песчаником, а на западной стороне Сра Сранга был построен причал.
Причал состоит из латеритовой террасы, на которой располагался павильон из дерева или другого тленного материала, и крестообразной платформы с тремя спусками к воде, обрамлённых нагами.
Терраса и платформа соединены лестницей, охраняемой с двух сторон львами.
Сра Сранг — популярное место встречи восхода.
Восход мы пропустили, но в лучах утреннего солнца все равно красиво..
Эти девочки кхмерки реставраторы, выполняют грубую работу.
Далее следуем во второй храм Бантей Кдей, расположенный неподалеку от Сра Сранг.
Он известен среди других храмов своим архитектурным беспорядком.
Начало строительства этого храма относят к 12 веку, но в последующее время храм неоднократно перестраивался и надстраивался, из-за чего в его архитектуре присутствуют детали разных стилей и эпох и доподлинно так и не утановлено, когда и кем точно он построен. Название храма переводится как "Цитадель келий", хотя оно было присвоено преждевременно и в данный момент не оправдано.
Археологи во время раскопок и восстановления этого храма неоднократно делали предположения, какому божеству посвящен этот храм — Шиве, Вишну, Брахме?
Но ни одно из предположений не получило подтверждения.
Со всех сторон храм окружает ров с водой за которым установлена наружная ограда храма.
За ней, во внутреннем периметре, за чередой торговых палаток и всевозможных предложений от местных жителей, расположена терраса центрального входа.
Она окружена охранниками львами и нагами.
За террасой входа следует второе ограждение, за которое можно попасть пройдя через центральную гопуру.
В отличие от других храмов, Бантей Кдей был построен из очень хрупкого песчаника, поэтому разрушения в нем практически необратимы.
Из-за такого просчета древних строителей, храм практически не реставрируется, лишь кое-где вставлены опорные балки, предотвращающие падение перекрытий.
Традиционно в Камбодже при строительстве храма используется архитектура храма-горы, возвышая все строение к центру, олицетворяющая священную гору Меру в космологии буддизма.
Но Бантей Кдей построен одноуровневым, и о Меру здесь напоминают лишь повышающаяся этажность отдельных центральных строений.
Барельефы храма практически не сохранились, в некоторых местах можно увидеть витиеватый орнамент или апсар.
Неправда ли прекрасное исскуство?
И каждая новая апсара не похожа не предшествующую
Витиеватый каменный орнамент
Следы разрушения видны везде
В центре храма расположены галереи, перекрытия которых тоже практически не сохранились.
Подобная конструкция храма делает его похожим по стилю с Ангкор Ватом.
Часть галерей была восстановлена, от других же остались лишь колонны, направленные в небо.
Деревья здесь медленно, но верно побеждают хрупкий песчаник.
В отличие от храма Та Пром, где реставраторы оставили деревья мирно сосуществовать с камнями.
Печальный, разрущающийся храм.
На выходе из Бантей Кдей.
Третьим храмом стал Пре Руп.
Комплекс Пре Руп находится на развилке дорог Большого и Малого круга Ангкора. Храм построен в 961 году.
Название храма переводится — "повернуть тело".
Странное название храма происходит от обряда кремации, когда тело последовательно переворачивают в погребальном костре.
Храм Пре Руп является храмом-горой.
Пре Руп состоит из двух поясов ограждений с четырьмя гопурами и трёхуровневой пирамиды, которая служит основанием пяти башен.
Мы естественно поднялись на верх.
Это и правда очень уникальный храм.
Хочется пройтись везде и заглянуть в скрытые места.
Лестница, ведущая наверх. Также на одном из уступов пирамиды расположено 12 малых святилищ.
Изящная трехъярусная пирамида поднимается на высоту более десяти метров.
Длина каждой её стороны у основания и на вершине составляет, соответственно, около 50 и 35 метров.
Главное святилище приподнято на богато профилированном двойном цоколе, высота которого составляет более четырёх метров.
Святилище не слишком просторно внутри.
Все пять святилищ открыты на восток, а с трёх других сторон имеют ложные двери из песчаника, украшенные прекрасными барельефами на боковых вертикальных полосах.
Четвертый храм Восточный Мебон.
Прекрасный храм Мебон представляет собой пирамиду из понижающихся террас, на которых расположено множество отдельных архитектурных элементов, самым впечатляющим из которых являются пять башен, венчающих вершину храма.
Восточный Мебон расположен к северу от храма Пре Руп.
Вход в храм и выход из него осуществляются через восточный вход.
Храм был построен во второй половине 10 века (952 год) в период правления императора Раджендравармана 2 в честь древнеиндийского бога Шивы.
Восточный Мебон был возведен в знак памяти о родителях императора в том же архитектурном стиле, что и храм-гора Пре Руп.
Мебон расположен на небольшом островке посередине Восточного Барая, который является большим водоемом (размер — 2x7 км) и питается из реки Сиемреап.
До храма можно было добраться только на лодке.
Сегодня Барай, некогда являвшийся источником для орошения, представляет собой равнину с рисовыми посевами.
Нам лишь остается представлять, как величественно выглядел храм, расположившийся посередине огромного озера.
Восточный Мебон представляет собой храм с пятью башнями (четыре башни по углам и одна в центре), расположенными на верхнем из трех уровней.
Башни символизируют пять пиков мифической горы Меру.
Во внешней окружной стене имеется латеритовая площадка в виде террасы, с каждой из четырех сторон которой сидят по два льва.
В середине каждой из четырех сторон стены расположена башня в форме креста, служащая входом.
С четырех сторон от храма по слону.
Так мы его и назвали про себя "храм со слонами".
Вот так устороен сток воды в сезон дождей.
Это не следы от пуль. С помощью этих отверстий пытались удержать штукатурку.
Результат, как видите, плачевный.
А эта гипсовая лепнина новодел.
Внутри храма как и во многих других.
Прощаемся с Восточным Мебоном и едем в Та Сом.
Та Сом.
Это еще один храм из многочисленного наследия Джаявармана 7.
Храм буддийский, построен в конце 12 века.
Вход с головой Будды, как в Байоне.
Храм и скульптуры очень разрушены джунглями и временем и его буквально собирают по кускам.
План храма очень прост, — центральное святилище, окруженное тремя оградами.
Каждая ограда прорезана входными воротами (гопурами), с их башен на все стороны света взирают четырехликие Авалокитешвары.
Восстановительные работы в храме пока толком не проводились.
Обрушившиеся блоки так и лежат вдоль развалин, дожидаясь, видимо, своей очереди на реставрацию.
Храм только расчистили от джунглей и укрепили некоторые строения.
Однако, что-то уже сделано и собранные композиции лежат на земле.
Но те строения, которые сохранились, радуют обилием витиеватой резьбы и удивительными барельефами.
Посмотрите на эти точеные фигурки, они все разные.
Причудливое кхмерское исскуство.
Деревянные перекладины держат камни.
А здесь мы как-будто в Та Пром с Ларой Крофт попали.
Фикус очень фотогеничный.
Дети, вместо похода в школу зарабатывают деньги.
Образаование в Камбодже бесплатно, но не всем родителям по карману форма и учебники.
Вот и проходят здесь дети школу жизни.
Снова при выходе голова Будды.
Следующий храм Ник Пин.
Этот необычный храм, которому нет аналогов, был построен королём Джаяварманом 7 в конце 12 века в медицинских целях.
Его поставили на месте древнего священного фонтана, и он буквально сразу стал местом паломничества.
Со всех сторон стекались к Ник Пину больные, чтобы исцелиться и смыть грехи.
Искупавшись в его благотворящих водах, назад они возвращались уже здоровыми.
Путь в храм лежит через это живописное озеро.
Вот по этому мостику на остров к храму.
И мост закончился и уперся в забор, дальше не пройти.
Храм можно было смотреть только издалека.
В центре большого пруда на крошечном острове установлен храм-святилище.
Он похож на бутон лотоса, плавающий на воде.
Его основание выложено в виде лепестков лотоса, а многоярусные своды увенчаны его цветами.
Остров, на котором стоит святилище, огибают тела двух огромных змей нагов, их хвосты сплетаются в спираль, а головы стерегут вход святилища.
От них пошло название храма, Ник Пин означает “свернутые змеи”.
И еще, мы этого не видели, так как не имели возможности туда пройти, — говорят, что у святилища проявляется действие магнитного поля, там отказывает вся цифровая техника.
Путь назад, на "большую землю".
Предпоследняя достопримечательность сегодня — большой комплекс Пре Кхан (Священный меч).
Пре Кхан практически не уступает Та Пром своим размером. Пре Кхан был построен королем Джаяварманом 7 и до постройки Ангкор Тхома служил временной королевской резиденцией.
Долгое время этот величественный храм оставался потерянным среди джунглей, пока в 1937 году пилот Виктор Голубев не произвел аэрофотосъемку, благодаря которой к Преа Хану была отправлена экспедиция.
Заметной особенностью Пре Кхана, в отличие от построенных тем же Джаяварманом Та Прома или Бантей Кдей, является то, что вдоль каждой из проложенных через рвы дамб стоят балюстрады в виде богов и демонов, тянущих тело нага Васуки.
Ворота главной башни настолько велики, что там способны были разъехаться встречные повозки.
Песчаниковые панно пятиметровой высоты с изображениями Гаруд установлены с каждой стороны латеритовой стены по всему периметру стен на протяжении более 3000 метров и повторяется с регулярностью в 50 метров.
Комплекс одновременно являлся буддийским монастырем и школой.
Пре Кхан внешне похож на Tа Пром. Но в отличие от последнего посвящен не матери короля Джаявармана 7, а его отцу. Это заметно.
Тут все больше песнь для мужиков.Здесь я отнял у реставраторов кхмеров мачете и помог при помощи этого оружия в реставрации комплекса.
Порубил все кусты.
Центральная часть храма посвящена буддизму.
Северный и западный секторы посвящены брахманизму (Вишну(запад) и Шива (север)).
Главный вход северной гопуры второго пояса охраняют два рукотворных гиганта, к прискорбию, обезглавленных.
Южный сектор представляет собой место для поклонения предкам.
Восточный сектор представляет собой величественный вход в центральное святилище. А вообще этот храм похож на античный греческий. Колонны похожи.
Роскошный орнамент в камне.
Ну и конечно традиционные для храмов Ангкора деревья-мастадонты.
"Стекающие" по камням.
Разрущающие архитектуру.
А ещё когда мы ходили по этому храмовому комплексу нас чуть не оглушили странные звуки.
Как будто сирена или болгаркой строители работают.
Но никаких пожарных авто и строительства не наблюдалось.
Тут у меня закралось подозрение в природном происхождении звука.
Ну очень странное пение. Местные сказали что это птичка КАДУТ.
Никогда бы не поверил, что такие звуки может издавать живое существо.
Ну и в завершение при выходе из этого удивительного комплекса услышали пение туристки.
Она сама себе аккомпонировала.
Вот такой неожиданный концерт под занавес.
Туристы расселись на камнях и зачаровано слушали.
По окончании исполнения раздались аплодисменты.
А закончился этот суперсодержательный день фото северных ворот Ангкор Тома.
Ведь возвращались мы мимо Ангкор Тома, Байона и Ангкор Вада.
Эти удивительные храмы ждут нас в другой день......
Следующий материал Пном Кулен. Колыбель Камбоджи, место Силы