У южной оконечности острова Сахалин между мысами Анива и Крильон раскинулись воды залива Анива. На берегу Анивской бухты Лососей расположился портовый город Корсаков — самое старинное поселение области. Пост Муравьёвский, пост Корсаковский, Отомари — всё это названия Корсакова. Шесть лет город Отомари был столицей губернаторства Карафуто, а в советский период город Корсаков стал одним из четырех незамерзающих портов Сахалинской области.
По данным на 2014 год число жителей города составляет 32860 человек.
Вот так 1890 году этот город описывал Антон Чехов в свой книге «Остров Сахалин»: «Мы обогнули Крильон и вошли в залив Аниву 12 сентября перед полуднем; виден весь берег от одного мыса до другого, хотя залив имеет в диаметре около 80—90 верст… Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; … Лежит он в пади, которая и теперь носит японское название Хахка-Томари, и с моря видна только одна его главная улица, и кажется издали, что мостовая и два ряда домов круто спускаются вниз по берегу; но это только в перспективе, на самом же деле подъём не так крут…»
Этот городок и сейчас, думаю, не глобально изменился. Такой же небольшой, только дома стали другими. Приятный, спокойный.
Это место на Приморском бульваре называют горой Грусти (Слез).
После окончания войны здесь со всего Сахалина собрались корейцы, вывезенные на остров (а это почти 40 тысяч). Во время японской оккупации их использовали как рабов, на самых тяжелых участках.
«Но напрасно они много дней всматривались в морскую даль, ожидая пароходов, которые могли бы вернуть их домой. Большинство из корейцев, которые когда-то покинули родину, как им казалось, на несколько месяцев, остались на чужбине на целые десятилетия. Многие умерли, так и не увидев родных. А для некоторых разделенных семей трагедия продолжается до сих пор…» гласит статья посвященная открытию памятка.
Мемориальная композиция в виде призрачного корабля, уходящего в небо вместе с несбывшимися надеждами.
Я когда разговаривала с одной местной жительницей, зашел разговор и о корейцах, так вот она поделилась своими наблюдениями: на острове их много до сих пор, но они по-прежнему отличаются от корейцев живущих в обоих Кореях и приезжающих сюда как гости или туристы. Местных можно всегда узнать по взгляду. У них в глазах живет какая-то не проходящая вселенская печаль…
В два часа объявили посадку на теплоход. Мы прошли таможенный контроль, предъявили пропуска и в итоге заняли свои каюты.
Плыли мы около суток.
И вот, 6 сентября 2014 года наш теплоход «Игорь Фархутдинов» прибыл в порт острова Кунашир.
Судно «Игорь Фархутдинов» (первое название — "Нева", с 1996 "Адмирал Лазарев", c 2003, после гибели губернатора Игоря Фархутдинова носит его имя)— пассажирское судно усиленного ледового класса. Валовая вместимость по 4575 регистровых тонн, пассажировместимость по 150 человек, мощность главных двигателей по 3200 кВт, автономность плавания в любых климатических зонах до 2000 морских миль (это более 3700 км). Работает на линии «Корсаков — Курильские острова (Кунашир, Шикотан, Итуруп) — Корсаков».
Вот на этом ледоколе мы и прибыли.
Такая махина не может подойти к скромному причалу, поэтому чтобы он не разгромил пристань, нас подвел к ней буксир.
Мы стояли на палубе и наблюдали процесс швартовки. Погода, надо сказать, не вдохновляла. А куда деваться?!
Высадились. Загрузили чемоданы в машину, встречающую нас порту, и отправились на своё основное место жительства на острове.
Эх, дороги…
И сразу надо отметить, что территория здесь пограничная. Порядки военные. В городе Южно-Курильск можно находится почти всем, а вот ходить по острову, куда вздумается не всегда получиться. (В этом вы и далее сможете убедиться.)
Выданный нам пропуск бы самый ценный документ, попросить его вместе с паспортом могли в любое время.
Остановились мы на базе-лечебнице «Горячий пляж» в месте с одноименным названием.
Это название имеет серьезные основания, а связано это с многочисленными выходами парогидротерм, которые имеются на прибрежных участках и в приливной зоне у подошвы вулкана Менделеева. Это щелочные, хлорно-натриевые источники с температурой воды 60-100 градусов по Цельсию.
Айнское название — «Сесеки», что в переводе тоже означает «горячий, жаркий».
Это место в буквальном смысле кипит, куда ни ступи. Можно провести даже эксперимент (что и было сделано): встать на берегу на приливной волне и постоять так несколько минут...
Волна счала нахлынет, ногам хорошо прохладно, а потом уходящая вода унесет часть гальки из под ног, и становится нестерпимо горячо, просто подпрыгиваешь от того что ошпарился.
А затем снова придет ледяная вода из Тихого океана…
И таких вот выходов там неисчислимое количество.
Где идет подогрев почвы, где вода течет прямо ручьями. Всё это по причине очень близкого расположения магматических пород вулкана Менделеева, который очень активен, и некоторые ученые даже опасаются, что он может взорваться. А пока термальные воды используются для лечения, отопления домов жителей, а раньше, ещё и для теплиц, где выращивали фрукты и овощи.
На рассвете...
Первая прогулка по острову на «Чертов палец».
Это Кекур – так зовут в Сибири подобные камни. Согласно словарю В.И. Даля (1863-1866гг) это «камень столбом, на берегу или над водою, у берега; скалистый одинец (монолит), Гурий – складывается нарочно, Кекур – от природы».
Наш является магматическим базальтом, вот вырос же?!
А напротив него, «Чертовы ворота».
Вообще интересная реакция людей на чудеса природы. Если что-то встречается невероятно большое и неизвестно как образовавшееся (с точки зрения обывателя) то оно непременно будет «чертовым».
Хотя по сути своей, ничего плохого или страшного в этих образованиях нет.
Здесь мы немного погуляли. И по берегу и так.
Прибрежная волна выбрасывает много интересного из океана. Здесь и горы водорослей, и крабы неудачники, целый ассортимент моллюсков, множество балберов – это такие поплавки крепящиеся на сети. У серьезных рыболовецких судов они именные. По ним мы читали, какие суда ходили вблизи курильской гряды. Здесь были и датские и японские, вот только наших, ни разу не встречали подписанными.
(Продолжение следует)