Начало: Четыре дня в Осло. 1.Введение, оно же беглый обзор всех дней
Помимо Норвежского народного музея на Бюгдое находятся четыре морских музея — Музей кораблей викингов (Vikingskipshuset), Морской музей (Norsk Maritimt Museum), музей корабля "Фрам" (Frammuseet) и музей "Кон-Тики" (Kon-Tiki museet). Если ехать на Бюгдой автобусом № 30, сначала будет Народный музей, потом Музей кораблей викингов, а потом на одной площадке все остальные музеи. На Бюгдой можно попасть также на катере, идущем от причала возле ратуши, это займёт 10-15 минут. В этом случае вы первым делом увидите три последних музея, а до Музея кораблей викингов и Народного музея вам придётся всё-таки проехать на этом автобусе, ну или прогуляться до них пешком, если есть такое желание.
Я поехала туда на автобусе и поочерёдно собрала по его пути все музеи, а обратно вернулась на катере. Как показала практика, это было оптимальное решение.
Автобус № 30 едет долго, но это хорошо – можно долго смотреть по сторонам. Когда начинаются дома-коттеджи, утопаюшие в зелени, значит, это уже Бюгдой.
В Музее викингов стоят два больших корабля, датированных IX веком, и есть останки третьего, который на корабль уже мало похож, потому что от него осталось только днище. Эти корабли называли драккарами. Викинги триста лет плавали на драккарах по морям и были грозой всех ближних, а также и дальних стран. Есть прочное мнение, что они добирались и до Америки, хотя честь её открытия заслужили иные люди в иные времена. Доплыть – это одно, а открыть – совсем другое.
Не лишним будет заметить, что викинги — это не национальность, а профессия, если можно так назвать их занятие. В широких народных массах считается, что это предки современных норвежцев, то есть все остальные скандинавские народы тут вроде как не при чём. На самом деле викингами были кто угодно в те далёкие времена, когда в плавильном котле истории ещё не возникли отдельные национальности норвежцев, шведов, датчан и других прибалтийских народов, и никто их не разделял по месту проживания.
Без мачт и прочего оснащения корабли выглядят как большие лодки. Их раскопали в погребальных курганах, потому что у викингов было принято хоронить в кораблях. Вероятно, корабли сначала плавали по морям, по волнам, а когда становились негодными для плавания, их напоследок использовали для погребения. Правда, не очень понятно, как их тащили до сухопутных курганов, это задача нетривиальная. Их отреставрировали, и теперь они стоят под крышей в музее на радость всем, кто интересуется этой тематикой. Самый большой корабль, называемый Осебергским кораблём (Osebergskipet), имеет 22 метра в длину и 5 метров в ширину.
2. Так называемый Осебергский корабль (Osebergskipet). Он лучше всех сохранился из трёх представленных здесь драккаров.
Нос у него горделиво поднят и украшен резьбой, а самый конец свёрнут спиралью. Это придаёт кораблю изысканность и изящество. Я ничего не понимаю в судоходных качествах кораблей и не могу их оценить с этой точки зрения, но нос корабля подействовал на меня неотразимо. Суровые викинги были не чужды украшению своих кораблей, они кое-что понимали в прекрасном. В музее также выставлены разные предметы, найденные в этих курганах вместе с кораблями.
В этом музее вряд ли можно провести более получаса, разве что вы исключительный фанатик викингов и их кораблей. Через полчаса я уже из него ушла, тем более, что тут уже появились первые группы туристов под предводительством экскурсоводов. Автобус под номером 30 – универсальный транспорт. Я села на него возле музея, и он привез меня на небольшую площадку на берегу, где сосредоточились на виду друг у друга сразу три музея: Музей Кон-Тики, музей корабля "Фрам" и Морской музей. Это конечная остановка автобуса. Дальше ехать некуда, дальше начинается залив.
Когда-то в школьные годы я взяла в детской библиотеке книгу "Путешествие на "Кон-Тики", с интересом её прочитала и с той поры запомнила имя Тура Хейердала. Этот норвежский ученый и путешественник решил доказать, что острова Полинезии могли заселить жители Южной Америки, и для этого проплыл от её южной оконечности до Полинезии на плоте, который был сделан по образу и подобию тех плотов, на каких плавали индейцы Южной Америки в доколумбову эпоху. Их было шесть человек на этом плоту, а плот назвали "Кон-Тики".
И этот плот я вижу в музее! Это уму непостижимо! Когда читала книгу, даже вообразить не могла, что когда-то его увижу. Хотя плавание состоялось не так уж давно, в 1947 году, книга про "Кон-Тики" тоже была книгой про нечто недостижимое, совсем из другой жизни, как и рассказы про фьорды из учебника географии. С миром что-то случилось со времён моего детства, он словно стал меньше по размерам, всё в нём стало доступно.
Это действительно плот, и он даже не имеет бортиков по краям. Трудно представить, как можно на нем быть посреди океана! Маленький пятачок плота, а вокруг вода, вода, вода – буквально рядом! И в метре от тебя шныряют акулы! Как там у Горького? "Безумству храбрых поём мы песню!" Воистину самые большие безумства совершаются ради поиска научной истины, а вовсе не ради денег или славы! Тур Хейердал достойно продолжил традицию норвежских путешественников прежних времён.
Второй главный экспонат этого музея — папирусная лодка "Ра-II", спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта. Первая лодка "Ра" из-за конструктивных недостатков разрушилась во время плавания, которое пришлось прекратить. Второе плавание (в 1970 году) оказалось успешным. Хейердал проплыл на этой лодке от Марокко до островов Карибского моря, доказав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать на таких лодках трансатлантические переходы. В эту экспедицию он собрал интернациональный экипаж, от Советского Союза в ней в качестве врача участвовал Юрий Сенкевич. Он принимал участие и в последующих экспедициях Хейердала. Впоследствии он долгое время вел на телевидении передачу "Клуб кинопутешествий", чем нам более всего и известен.
В музее почему-то полумрак, а лодки скудно подсвечиваются. Что тому причиной, не очень понятно. Могу предположить, что от дневного света эти бесценные экспонаты разрушаются, потому их от него оберегают.
Здесь можно посмотреть документальный фильм про экспедицию на "Кон-Тики", который создал сам Хейердал. Этот фильм в 1951 году получил кинопремию "Оскар" в номинации документальных фильмов.
Возле входа в музей стоит копия истукана с острова Пасхи. Помимо других экспедиций у Хейердала была ещё экспедиция на этот остров.
Я с сожалением ухожу из этого музея и иду в стоящий рядом Музей корабля "Фрам". Захожу и сталкиваюсь нос к носу с этим историческим кораблём, на котором с 1893 по 1912 годы были совершены три полярных экспедиции – две арктические и одна антарктическая. Он был построен специально для полярных экспедиций, и во время третьей (антарктической) экспедиции под руководством Роальда Амундсена впервые был достигнут Южный полюс. Какой оглушительный контраст с тем, что стоит в соседнем музее! "Фрам" возвышается надо мной немыслимой громадой! Может быть, он не показался бы таким большим, если бы я только что не видела плот и лодку Тура Хейердала в соседнем музее.
На самом деле он не так уж и велик, особенно если сравнивать с современными кораблями. Конечно, это ничуть не умаляет его заслуг и значения. Вот только помещение, в котором он стоит, как-то тесновато для него. Войдя, действительно видишь только нос, который нависает над тобой. Будь этот корабль на воде, нос не был бы так высоко. Противоестественно кораблю стоять на суше да еще в таком тесном помещении. Норвежцы – великие экономы. Они построили для своего знаменитого корабля шалашик впритык к его размерам, так что его никак не обозреть целиком. Достойный корабль, терпевший невзгоды полярных путешествий, дрейфовавший среди льдов, превратился в туристический аттракцион. Вдоль стен идут лестницы и галереи, вы можете забраться по ним на верхнюю палубу и там посидеть. На передней стене музея экран, на нём что-то мелькает… Плохо не знать языка, ты теряешь бОльшую часть информации. Может быть, суть этого музея вовсе не в корабле, а в том, что вокруг него? А он мелкая деталь, один из экспонатов?
Но корабль жалко. Представляю, как выглядел бы тот же крейсер "Аврора", если бы его вытащили на сушу и заперли в тесном помещении.
В Морской музей, который тут же по соседству, я не пошла. Не такая уж я фанатка морских дел, чтобы посещать обыкновенный морской музей без имени и фамилии.
После музеев я погуляла по берегу. Норвегия дала миру много полярных исследователей. Некоторые из них стоят неподалеку от Морского музея и смотрят на море. Это пять суровых мужчин в полярном одеянии, которые в 1911 году под руководством выдающегося путешественника Роальда Амундсена первыми достигли Южного полюса.
27. Это Роальд Амундсен (Roald Amundsen), Олаф Бьоланд (Olav Biaaland), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хельмер Хансен (Helmer Hanssen).
Кстати говоря, в Осло стоит хорошая погода, хорошая не по южным меркам, а по северным. На синем небе много облаков; солнце не палит, а греет. Порой оно уходит за облака, но тут же и выходит обратно. Открытый мною в Бергене закон ожидания солнца имеет здесь иные параметры – вы можете запросто дождаться солнца за какие-нибудь пять-десять минут, а если совсем не повезёт, то за полчаса уж точно.
И большое спасибо погоде в Осло за то, что она пролила весь дождь в первый день и больше не вредничает. Главное – нет дождя, а остальное не столь существенно.
Обратно с Бюгдоя я отправилась на катере. Не люблю возвращаться пройденным путём. Карта Oslo pass дала мне полную свободу передвижений. На катере карту у меня даже не спросили. Видимо, мой туристический вид внушает полную уверенность в том, что она у меня есть. Путь на катере занимает от силы десять минут. Не успеваешь посмотреть по сторонам, а катер уже подходит к причалу возле ратуши, и пора выходить.