Осмотр поселка Хальмер-Ю затянулся у нас далеко за полночь. Полярный день уже кончился, и солнце уходит за горизонт, но всего лишь на пару часов. Во втором часу ночи уже светает.
Устроились на ночлег мы на берегу ручья Пембой.
В пойме реки Хальмер-Ю множество ручьев и мелких речек. Вообще, тундра вся пронизана речками и усеяна мелкими озерами.
С глубокой ночи с 7 на 8 августа для нас началась автономная походная жизнь. Умываться — в ручье, готовить пищу на костре, спать в палатке, в спальном мешке. Я ходила в походы в молодости, правда не в столь суровых краях, да и мои юные спутники в походах бывали и даже занимались в Крыму скалолазанием. Остальные участники нашего похода оказались тоже в таком проведении досуга вполне искушенными.
На следующее утро нам предстоял пеший переход длинной около 12 км — к Пембойским скалам. Пембой — это скальная гряда, идущая параллельно Уральскому хребту и имеющая высоту всего лишь 300-400 метров над уровнем моря. Но небольшая высота не умаляет величественной красоты этого места. Шли к Пембойским скалам мы, как "в город изумрудный" дорогой довольно трудной. Идти пришлось по болоту, а временами через довольно высокие и очень густые кусты.
Это все те же кусты ивы, что и в Воркуте, но гораздо ниже. Зимой они полностью уходят под снег, и тундра представляет собой с октября по апрель белое ровное поле. Далее путь наш шел через многочисленные спуски и подъемы Пембойской возвышенности.
Скалы Пембоя тянутся на 7 км вдоль ручья Пембой. Здесь не проехать даже на вездеходе, — можно пропороть шины об острые камни осыпей, которых здесь множество. Пембойская гряда представляет собой возвышенность куэстового типа, как в Испании и в Крыму , — то есть один склон пологий и пригодный для подъема без снаряжения, а другой отвесный с вертикальными обрывами 25-50 м высотой.
В расщелинах скал и ущельях, образованных мелкими речками, несмотря на начало августа, лежит снег.
У моих спутников свадебное путешествие, но вместо купания в теплом море и релакса на горячем песочке, у нас другие удовольствия: для пожилых — полежать на летнем снегу, над которым роятся комары,
ну, а молодые могут покататься с горки (наст очень скользкий, — трудно пройти даже в резиновой обуви)
Мы дошли до самой высокой точки Пембоя и на привале долго любовались открывающимися внизу видами.
Скалы Пембоя как галерея скульптуры. Талантливый скульптор — природа с помощью ветра и воды создает миллионами лет свои каменные шедевры. Мы спустились вниз и, как восторженные посетители музея, не отрывали глаз от причудливых скальных изваяний.
Обнаружили здешнюю Венеру, восхищавшую своими прелестями каменного художника.
Формы Пембойских скал самые разнообразные, есть и не совсем приличные, ведь природа не знает стеснения, и цензура ей не страшна.
А эти "скульптуры" выполнены в стиле авангарда, и природа предоставляет зрителю пофантазировать о том, что это такое.
Обратный путь вдоль ручья Пембой был полегче, чем путь на возвышенность. Мы даже умудрились набрать грибов.
Грибы собирали между делом, люди, специально приезжающие на тихую охоту, набирают в тундре в несколько раз больше.
А в нашем палаточном лагере нас ждала вкуснейшая уха из хариусов, которых за время нашего отсутствия наловили водители наших вездеходов.
Еще гостеприимные северяне угостили нас малосолкой — свежайшей рыбой, посыпанной солью. Есть сырую рыбу на севере не страшно, — водоемы здесь чистейшие, и опасного паразита, обитающего в пищеводе пресноводных рыб, здесь нет и в помине. Мне — страстной любительнице соленого малосолка очень понравилась. После столь сытного обеда из ухи и каши с грибами и дегустации крепкого местного напитка, настоянного на северных травах, мы были готовы к освоению новых маршрутов по этим суровым, но таким красивым местам.