Собор Святого Павла, о котором шла речь в предыдущей заметке, расположен в Лондонском Сити (англ. City of London). Как известно, Сити является крупнейшим деловым и финансовым центром мирового значения. Что же определило мой интерес к этому району, учитывая аллергию вашего покорного слуги ко всему деловому, финансовому, в том числе имеющему глобальное значение?
Да хотя бы то, что Сити является местом, где исторически формировался современный Лондон на основе древнеримского города Лондиниума. И здесь они (римляне), оказывается, "наследили".
С этой исторической подоплёкой связано одно из названий Лондонского Сити, бытующем, помимо официального, — "Квадратная миля". Дело в том, что в наследство от римского правления современному Лондону досталась Лондонская стена, огораживающая территорию в одну милю. Именно в этой "квадратной миле" обосновался современный финансовый лондонский центр.
Здесь, на "квадратной миле", проживает всего около 8 тысяч жителей, тогда как на работу сюда ежедневно приезжает более 300 тысяч "белых воротничков".
Лондонский Сити — это почти как Ватикан в Риме, город в городе. Здесь есть даже собственная полиция. Этот город-государство управляется независимой корпорацией (муниципалитетом) во главе с лорд-мэром Лондона. Его иногда именуют "королем Квадратной мили". Сейчас, правда, "правит" Сити "королева", поскольку в текущем году на пост лорд-мэра избрана женщина.
К слову, я встретил на улицах Сити лимузин госпожи лорд-мэра, приветственно помахал ей рукой, и мне показалось, что она благосклонно кивнула мне в ответ. Если, действительно, мне не показалось, то теперь в течение года (на этот срок избирается мэр) я, что называется, на короткой ноге с лорд-мэршей Сити.
Местное правительство (совет общин) заседает в Гилдхолле — старинной лондонской ратуше 15 века. Здесь, кстати, избирают и лорд-мэра. В его честь устраивают торжественный банкет с традиционным черепаховым супом. Теперь и я, думаю, вполне могу рассчитывать, учитывая состоявшееся знакомство, на порционную тарелку с этим деликатесом во время банкета, на который я жду приглашения. Конечно, для меня было бы удобнее оценить черепаховый суп во время майского пребывания в Лондоне, но, видимо, торжественных мероприятий в то время не проводилось. Сейчас же, учитывая огромное расстояние между Абаканом и Лондоном уж и не знаю, как реагировать на предстоящее предложение. Наверное, вежливо откажусь.
Вообще, до сих пор удивляюсь, как легко я "просочился" в Сити, ведь, оказывается, даже английская королева должна получить специально разрешение на посещение "Квадратной мили". Правда, если говорить точнее, Её Королевское Величество может направиться на автомобиле или карете в лондонский Сити, где на границе её будут ожидать лорд-мэр Лондона с полицейскими, оруженосцем и жезлоносцем. И только после церемонии преклонения перед жемчужным мечом Сити, королева может въезжать в запретный город. Представляете, какие сложности даже у королевы с проездом в Сити!
Как уже говорилось в начале заметки, сегодня Сити, в первую очередь, известен как международный деловой и финансовый центр Лондона. Здесь сосредоточены штаб-квартиры крупных транснациональных корпораций, крупнейшие мировые банки, включая Английский банк, Лондонская фондовая биржа, инвестиционные и финансовые фонды, Центральный уголовный суд, юридические и страховые компании, офисы многих английских газет.
Кстати, Лондонская фондовая биржа является одной из старейших в Европе (действует с 1570 года) и крупнейшим в современном мире рынком ценных бумаг. Через неё проходит свыше 50 % международной торговли акциями, а годовой объём торгов превышает $2,5 трлн. Её конкуренты — Нью-йоркская и Токийская биржи — такими результата похвастаться не могут.
Прогуливаясь по улицам Сити, мы с вами, разумеется не можем рассчитывать на архитектурное стилистическое единство. Сити архитектурно эклектичен, как, впрочем, большинство европейских городов, да и Лондон, в целом. Правда, у Сити есть существенный аргумент для оправдания, ведь до 80 % исторической застройки Сити было уничтожено Великим лондонским пожаром 1666 года, после чего основные здания, включая и нашего знакомца — Собора Святого Павла, были отстроены заново под руководством архитектора Кристофера Рена.
Если к этому добавить пожары, бомбёжки Второй мировой войны и послевоенную перестройку, то вполне понятно, почему в Сити осталось мало нетронутых исторических построек.
Им резкие контрастируют ультрасовременными здания, в первую очередь, небоскрёбы.
Каждый из них, кстати, имеет собственное имя, а иногда и два. Например, Сент- Мэри-Экс, который за цвет и форму лондонцы нередко называют "Огурцом".
Это здание называют первым экологическим небоскребом, поскольку оно потребляет в два раза меньше электроэнергии, чем другие постройки такого масштаба. Его автор, Норманн Фостер , мог, говорят, осчастливить своим творением и Москву, но помешал финансовый кризис и наша столица лишилась возможности иметь свою высотную "Редиску".
Это здание, наряду с другим, Лондонским Ллойдом, в своё время подвергались жёсткой общественной критике, но сейчас, как обычно это и происходит, страсти поутихли и без этих объектов вчерашней критики уже трудно себе представить облик современного Сити.
Что ж, пора заканчивать свою прогулку по Сити, ведь мы с вами уже почти добрались до Тауэра. Замок, кстати, тоже располагается в районе Сити.
Хотя нет. Давайте ещё, напоследок, заглянем на рынок Лиденхолл.
Он — едва ли не самый старинный в Лондоне (известен с 1377 года). Кстати, он находится на месте древнеримской базилики и форума Лондиниума. Первоначально он предназначался для торговли продуктами животноводства, в первую очередь, мясом и птицей, позже ему было даровано исключительное право на торговлю кожей и столовыми приборами. Современное здание рынка было построено в 1881 году по проекту архитектора Хораса Джонса. Может быть, кому-нибудь интересно будет узнать о том, что живописные интерьеры рынка служили декорациями для съемок фильмa о Гарри Поттере,
В принципе, это довольно тихое место, а оживлённым оно становится лишь на один час в будний день, когда в обеденный перерыв сюда стекаются десятки "белых воротничков" с ближайших офисов. Как раз в это время мы с вами и заглянули.
Ну, а эта парочка явно выпендривается. Заявляю категорически: нет в Лондоне пыли.