После посещения двух таких значимых в шведской истории музеев как Скансен — Стокгольм. Этнографический парк "Скансен" и Ваза — Стокгольм. Музей неудачного флагмана Vasa, находящихся на острове Юргорден, можно еще прогуляться пешком в его дальнюю южную часть.
Для этого нужно сесть у исторического музея на трамвай № 7, который и довезет до конечной кольцевой остановки на Ryssviksvagen. А там дальше спуститься к морю и по его берегу пойти дальше пешком.
По дороге попадется несколько интересных памятников в стиле модерн, стоящих вдоль пешеходной гравийной дорожки. Эта дорожка предназначена только для пешеходов и велосипедистов. Автомобильная дорога идет выше и ее не видно и не слышно.
Потом пешеходная дорожка обходит стоящее на небольшом мысу здание дворца принца Евгения. Нет никаких заборов и вход на ее территорию свободный. Принц Евгений — младший сын шведского короля Оскара II и его жены Софии, счастливо поживший в 19-20 веках. Он не был у власти и больше известен как живописец, собиратель произведений искусства и меценат.
Выкупив эту часть парка (Вальдемарсудде), в 1905 году он построил здесь свою загородную резиденцию в стиле модерн. После смерти он завещал и дом, и свою коллекцию произведений искусства шведскому государству. И в настоящее время здесь музей, в котором находятся и квартира принца, и обширная коллекция картин шведской живописи XIX и XX веков, включающая около трех тысяч произведений самого принца Евгения. В основном его картины пейзажные.
Хочется отметить, что его работы выставлены в ведущих художественных собраниях Швеции, в том числе в Национальном Музее в Стокгольме и Художественном Музее в Гётеборге.
Пройдя через парковую зону дворца, на которой работали садоводы, мы видим впереди мельничное сооружение. О, это уже похоже на еще один исторический раритет! Прочитав памятную табличку, стало ясным, что эта мельница была построена еще в 1785 году архитектором Carl Magnus Fris. Она предназначалась для протирания семян льна и получения льняного масла.
В то время вся южная часть острова принадлежала королевской короне и Карлу Магнусу была поставлена задача помимо масла производить еще и корм для лошадей двора Его величества из отжатого жмыха. Вот какие практичные были короли! Ничто не должно было пропадать.
Мельница голландского стиля. В те времена голландцы были впереди всех по строительству таких сооружений в Европе. И на наш Русский Север такие мельницы тоже привезли в свое время голландцы – Русский Север. Архангельск.
На этой мельнице когда-то стояли ветрила с парусами и верхушка мельницы могла разворачиваться по ветру. Мельница также использовалась для размолки специально привозимого сорта дерева из Бразилии, из которого изготовляли краситель для текстильной промышленности.
Когда принц Евгений приобрел в 1889 году этот участок Вальдемарсудде, на котором был выстроен его дом-дворец, мельничный завод был заброшен, а парусные ветрила демонтированы. Эта мельница много раз была «героем» картин принца. Сейчас она вновь приведена в рабочее состояние и вновь обрела жизнь. Ведь такого типа мельниц в мире осталось только пять штук.
Проходя дальше по гравийной дорожке, вьющейся вдоль берега и стоящих слева частных домов, выходим на свободную от застроек территорию парка. Здесь уже целый пляж. И есть даже спасательный круг для спасения утопающих. Загорающие стараются максимально использовать редкое в этих местах такое жаркое как сегодня солнце. Сегодня на улице около 26 градусов тепла. Купаться в заливе, правда, не очень комфортно – и камни, да и вода холодная.
Кругом чистота – ни фантика от конфетки, ни окурка. Я уже не говорю о пустых бутылках. Во многих местах стоят герметично закрывающиеся мусорные контейнеры с раздельными боксами для каждого отдельного вида мусора – пластика, стекла и пищевых отходов.
На острове по нашему пути совсем немного домов. И, что интересно, везде можно пройти вдоль берега залива и нигде нет заборов, уходящих в воду – «дескать, эта часть берега тоже моя»! Все берега – национальное достояние всех шведов и никто на них не посягает. И даже короли!
Да и заборы вокруг домов невысокие и во дворе видна вся жизнь его обитателей. Правда, некоторые имеют и высокую, но «живую изгородь».
На острове много вековых деревьев, высаженных еще в 19 веке и все газоны между ними хорошо подстрижены.
Устав прогуливаться, нужно подняться на шоссе и сесть на автобус, идущий прямо до метро T-Central в центре города.
Ну, вот! Остров Юргорден стал нам практически родным и близким, после того как мы посмотрели на нем и музеи Скансен и Васа, да еще и прогулялись по нему пешком. Как хорошо было бы там иметь и свой небольшой домик!