Все, кто бывал в Таиланде, видели многочисленные дома духов, расставленные в самых разных местах. Они являются неотъемлемой частью быта тайцев, а так же, в ряде случаев, настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства.
Откуда же пошла такая традиция?
В языческие, добуддистские, времена тайцы верили в духов: добрых и злых.
Добрые, изначально небесные духи, или Пхи, происходят от индийских Девата, то есть незначительных божеств, чье название часто неточно переводится как «ангелы».
Эти духи живут в природе и отождествляются с ее физическими элементами, такими как вода, горы, пещеры и леса. Это не просто духи какого то места, они – его хозяева. Поэтому их нужно задобрить, чтобы они не наказывали людей за использование своих владений и, более того, помогали и защищали. Заняв какое-либо место, принадлежащее духу, люди должны умилостивить его и предоставить новое жилище, просить о защите и помощи.
Изначально возводились временные святыни по торжественным случаям, когда нужно было привлечь помощь и силу духов: рождение, брак, смерть и постройка дома. Из боязни, что дух может оставить дом, перестать защищать его, дома духов стали оставлять на постоянной основе. Помимо ежедневных подношений духам, в Новый год (в Таиланде это апрель), проводится специальное жертвоприношение в виде курицы или свиной головы.
Дом духа обычно имеет форму миниатюрного традиционного тайского дома, как правило, с небольшим крыльцом или верандой. Но, как видно на фото, стиль в настоящий момент очень изменился и не ограничивает фантазию мастеров.
В сельских общинах, дух-хранитель земли почитается как Дух Деревни и имеет более крупный дом-храм. Ежегодно на специальной церемонии ему приносятся значительные пожертвования. И ранее, например, еще в 1976 году, чужеземцев даже не пускали в деревни во время таких церемоний.
Часто в дома духов помещают статуэтки: от одной до сотен. История их существования так же составляет несколько веков. Ранее, в период царства Скухотай, их делали вручную из глины, обжигали и раскрашивали. Это могут быть изображения матери и ребенка, воина, животных, богов.
Такую статуэтку помещали в храм с определенной просьбой. Когда желание просящего было исполнено богами, статуэтку разбивали, а черепки хоронили. Сейчас некоторые сохранившиеся статуэтки хранятся в музеях, как образцы декоративно-прикладного искусства.
В настоящий момент налажено массовое производство этих статуэток из пластика, в Бангкоке есть специальный рынок по их продаже, а живут они в домах духов, устраивая, порой, целые балы.
Да и дома духов можно приобрести в качестве сувенира, который будет охранять уже ваш дом.