Поморье
У острова Ягры есть свой ангел — хранитель, который оберегает всех ступающих на остров диких роз с добрыми намерениями.
Поздоровавшись, хозяин дома поинтересовался:
– Пакеты мне привезли?
Мы переглянулись. Ну и ну, нас сюда в гости позвали, столы накрыли, украсив всякой снедью, «серебряной» водкой, красным и белым вином, а теперь про какие-то пакеты спрашивают.
И тут Валерий Васильевич впервые улыбнулся своей добродушной гагаринской улыбкой:
– Да я говорю про пакеты с землёй из тех мест, откуда вы приехали. Жаль, что вас об этом не предупредили.
С нас, приезжих, взятки гладки, а на друзей он обижается, если они являются в гости без пакетов с землей. Привезённой землей он обкладывает обнажённые набегами волн корни медноствольных сосен в уникальном Ягринском бору вблизи своего загородного дома на Беломорье. Валерий Васильевич утверждает, что, благодаря земле с российских просторов, хорошо приживаются экспериментальные клёны, которые он посадил, чтобы обогатить флору Ягринского бора.
Флору ему приходится защищать от фауны. Находятся гонщики, которые устраивают авторалли по дюнам беломорского побережья. Он гонщиков тормозит. Обращает их внимание на красоту особо охраняемого на городском уровне памятника природы. Преподаёт краткий курс истории острова Ягры. Люди разумные его вразумлениям внимают и убираются восвояси. Но попадаются и неразумные, которые начинают перед ним играть мускулами.
Валерий Васильевич в молодости увлекался боксом. Навыки, полученные на ринге, не пропали даром. Раунд заканчивается нокдауном или нокаутом в его пользу...
– Не привезли земли? Ну, и ладно. Объявляю построение по случаю поднятия флагов.
Мы выстроились в шеренгу. Вытянулись в струнку. На флагштоке взметнулись в небесную синь государственный триколор, флаг ВМФ СССР и Андреевский флаг.
– А теперь дважды кратное, один раз протяжное…
– Ура! Ура!! Ура-а-а!!!
– Молодцы! – одобрил Валерий Васильевич, поправив флотское кепи с логотипом «Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий».
В его доме на острове Ягры часто бывают гости. Тесно было в конце января текущего, 2010 года, когда Валерий Мостович отмечал персональное 55-летие. Поздравить юбиляра приезжали областные тузы, руководители мэрии и «оборонки», с подарками пожаловали адмиралы и капитаны трех рангов. Вот от них, морских волков, он и получил кепи.
В интерьере дома сплошь морская символика, хотя сам Валерий Мостович к военно-морскому флоту и строительству атомных субмарин прямого отношения не имеет. Потом, когда он стал живописно рассказывать об истории Северодвинска, я решил, что он музейщик или историк-краевед. Когда он повел рассказ об истории Розового острова – так с финно-угорского на русский язык переводится название острова Ягры, связанное с цветущим шиповником, – друзьям пришлось прервать поток его красноречия, намекая на стынущую уху.
Однако краеведение – его хобби, а не работа. Фирменный логотоп Мостовича – это улыбающийся ёжик-батон. Валерий Васильевич – генеральный директор «Северодвинского хлебокомбината». И хлеб на столе был его собственного производства. Но фирменным блюдом была юшка – уха, сваренная из трёх разновидностей рыбы. Подавали юшку в горшочках с двумя ручками, и мы осторожно хлебали её, горяченькую, без ложек, прямо через край. Вкусно!
Сам Мостович держал марку – за столом больше слушал, чем говорил. А вот друзья его нахваливали. Благо есть за что.
В 1997 году Мостович спас Северодвинск от социального взрыва. На промышленном гиганте «Северное машиностроительное предприятие», в цехах которого по оборонному заказу строятся атомные субмарины, рабочие и инженеры из-за безденежья дошли до крайней степени отчаяния. Страшно представить, какие последствия имел бы голодный бунт северодвинских корабелов для города, области и России в целом. Одна из мер спасения – обеспечить трудящихся вдоволь хлебом. Руководство «Севмаша» вступило в переговоры с недавно назначенным директором хлебокомбината Валерием Мостовичем. Его просили отпускать хлеб в долг с погашением долга в туманной перспективе. А ему нужно было заботиться о своих работниках. Но, тщательно взвесив все «за» и «против», посоветовавшись с коллективом, он пошёл навстречу корабелам.
Свежий хлеб на «Севмаш» поступал бесперебойно. Люди успокоились. Бунта не было. Подлодки строились и сдавались вовремя.
– А знаете, кто в начале июня сидел за этим столом на вашем месте? – с хитрым прищуром посмотрел на меня один из друзей Валерия Васильевича.
– Кто?
– Кудрин. Тот самый – Алексей Леонидович.
Теперь я долго не буду стирать джинсы. Я же сидел там, где до меня сидел министр финансов России. Может быть, после этого я, наконец, разбогатею.
Александр Сысоев, Ярославская область